Новая ядерная угроза

Люди любят подавлять абстрактные угрозы. Они начинают реагировать только после того, как обожгут себе пальцы. Имея дело с ядерной угрозой, однако, мы едва ли можем позволить себе такое детское поведение.
Начнем с того, что старая система ядерного сдерживания, продолжающая существовать в Соединенных Штатах и России со времен окончания холодной войны, по- прежнему включает множество угроз и опасностей. Несмотря на то, что международное сообщество по большей части игнорирует этот факт, угроза сохраняется.
Надо отметить, что в 90 х годахСША и Россия сократили свой ядерный арсенал с 65 тыс. до примерно 26 тыс. единиц вооружений. Но это число по-прежнему очень значительно и превышает рациональный уровень, необходимый для сдерживания. Более того, еще тысяча единиц ядерного оружия находится в руках других государств. Второй причиной для беспокойства является то, что мир находится на пороге новой ядерной эпохи, которая грозит оказаться еще более опасной и дорогостоящей, чем эпоха холодной войны и гарантированного взаимного уничтожения (MAD). Более того, контуры этой новой ядерной эпохи уже заметны:
Политические лидеры, особенно в двух крупнейших ядерных державах — США и России, хорошо понимают угрозы, существующие сегодня и могущие возникнуть завтра. Однако ничего не делается для их контроля, сдерживания или ликвидации. Наоборот, ситуация ухудшается.
Основные столпы старого контроля над вооружениями и режима по борьбе с распространением ядерного оружия были либо уничтожены, как в случае с Договором о противоракетной обороне, либо существенно ослаблены, как в случае с Договором о нераспространении ядерного оружия. Ответственность за это лежит в основном на администрации Буша, которая не только ослабила международную систему контроля за ядерным оружием своим расторжением Договора о противоракетной обороне, но и ничего не предприняла перед лицом надвигающегося кризиса Договора о нераспространении ядерного оружия.
В начале XXI века распространение военных ядерных технологий является одной из главных угроз человечеству, особенно если эта технология попадет в руки террористов. Применение ядерного оружия террористами не только приведет к крупной гуманитарной трагедии, но и заставит мир фактически вступить в ядерную войну. Последствия такого шага будут кошмарными. Почти столь же тревожным является ядерное переопределение государственного суверенитета, поскольку оно не только приведет к появлению большого числа мелких, политически нестабильных ядерных держав, но и увеличит риск попадания ядерного оружия в руки террористов. Пакистан, скорее всего, уже не будет единичным случаем.
Международная инициатива по обновлению и совершенствованию международного режима контроля, возглавляемая обеими крупными ядерными державами, срочно необходима для предотвращения этих и других рисков, связанных с наступлением новой ядерной эпохи. Ибо, чтобы разоружение было эффективным, сигнал должен исходить сверху — от США и России. Здесь готовность ядерных держав выполнить свои обязательства по разоружению в рамках Договора о нераспространении ядерного оружия имеет первостепенное значение.
Договор о нераспространении, бывший гарантом мира на протяжении более трех десятилетий, основан на политической договоренности между ядерными и неядерными государствами, согласно которой последние обязываются воздерживаться от приобретения ядерного оружия, в то время, как первые обязываются уничтожить свой арсенал. К сожалению, пока что была реализована только первая часть (хотя и не полностью).
Договор о нераспространении по-прежнему жизненно необходим и нуждается в срочном пересмотре. Однако этот оплот международного контроля за распространением ядерного оружия находится на грани краха. Последняя конференция по пересмотру этого договора в мае 2005 года в Нью-Йорке закончилась практически безрезультатно.
Основной дефект Договора о нераспространении ядерного оружия виден в настоящее время в ядерном споре между Ираном и Советом Безопасности ООН: Договор разрешает разработку всех ядерных компонентов, необходимых для военного использования, (в частности, обогащение урана) при условии отсутствия явной программы разработки ядерного оружия. Это означает, что в новых ядерных странах одного политического решения будет достаточно для того, чтобы превратить ядерную программу из гражданской в военную. Такого рода «безопасности» сегодня недостаточно.
Еще один спорный вопрос также выдвинулся на передний план в связи с текущим ядерным конфликтом с Ираном: недискриминационный доступ к ядерным технологиям. Решение этой проблемы потребует интернационализации доступа к гражданским ядерным технологиям, а также заполнения пробелов в области безопасности, существующих в действующем Договоре о нераспространении, и гораздо более серьезного мониторинга всех государств, которые хотят быть частью такой системы.
Лидеры стран мира знают об опасностях новой ядерной эпохи, а также знают, как свести их к минимуму. Но политическая воля к решительным действиям явно отсутствует, потому что общественность не считает ядерное разоружение и контроль над вооружениями политическим приоритетом.
Это отношение должно измениться. Ядерное разоружение и нераспространение не являются вопросами прошлого. Они должны быть решены сегодня, чтобы не превратиться в самые опасные угрозы завтрашнего дня.
Йошка ФИШЕР — министр иностранных дел и вице-канцлер Германии с 1998 по 2005 годы, лидер Партии зеленых на протяжении почти 20 лет.
Выпуск газеты №:
№59, (2008)Section
День Планеты