Перейти к основному содержанию

«Новое лицо» Шарона

13 января, 00:00

Десятки тысяч израильских граждан вышли на центральные улицы и площади Тель- Авива для участия в демонстрации протеста. Таким образом они выразили свое недовольство провозглашенным на этих выходных намерением премьер-министра страны Ариэля Шарона ликвидировать еврейские поселения на Западном берегу Иордана и в секторе Газа и передислоцировать размещенные там военные формирования. Воплощение в жизнь подобного плана премьера, по мнению оппонентов, будет означать отказ Израиля от испокон веков принадлежащих ему земель и будет содействовать расколу нации.

Причиной такого решения Шарон назвал то, что Израиль стремится придерживаться условий плана мирного урегулирования «дорожная карта». А потому готов принести в жертву мира израильские поселения на палестинских территориях даже в одностороннем порядке, при условии, если не удастся достичь мирной договоренности в ближайшее время.

Заявление Шарона вызвало неоднозначную реакцию внутри страны и настоящий переворот в восприятии израильского лидера многими экспертами. За годы своего пребывания при власти Шарон приобрел репутацию жесткого политика, бескомпромиссно настроенного в отношении всего, что несет хоть какую-то угрозу концепции «Великого Израиля». Эта идеология, целью сторонников которой является восстановление древнего библейского государства Израиль, чьи границы протянутся от Средиземного моря до реки Иордан, в течение десятилетий считается официальной позицией возглавляемой ныне Шароном партии «Ликуд», и до недавнего времени была личным убеждением премьера. Поэтому провозглашение готовности к уступкам палестинцам дало основание некоторым радикально настроенным однопартийцам обвинить Шарона в слабости и даже в предательстве национальных интересов.

В то же время большая часть еврейского населения видит в смене курса возможность наконец положить конец изнурительному противостоянию с палестинцами. Многие обозреватели, однако, довольно скептически относятся к «перевоплощению» Шарона, отмечая, что его «новая политика» похожа, скорее, на тактический шаг, направленный на успокоение общественности конфликтующих сторон. Кроме того, вполне вероятно, что, выступая за фактическое отделение израильских поселений от палестинских, Шарон реагирует на недавние заявления лидера автономии Ясира Арафата о желании Палестины создать на спорных землях двухнациональное государство. Подобная перспектива Израилю представляется неприемлемой, среди прочего, еще и из-за демографического фактора. Неуклонный рост численности арабского населения по сравнению с еврейским, зафиксированный статистическими данными, со временем может создать угрозу самому существованию израильского государства. Не последнюю роль в метаморфозах Шарона, несомненно, играет и внешнее давление Соединенных Штатов, которые ранее критиковали Израиль за строительство так называемой стены безопасности.

В качестве подтверждения «нового лица» Шарона можно рассматривать первые признаки трансформации его политики в отношении других соседей на ближневосточном фронте. Правительство Шарона сменило гнев на милость в отношении еще одного «заклятого друга» — Сирии. На днях министр иностранных дел Израиля Сильван Шалом сообщил, что в течение нескольких лет с Сирией велись тайные переговоры по решению конфликта вокруг Голанских высот, которые Израиль намерен возобновить в ближайшее время на официальном уровне. Приглашение президента Израиля Моше Кацава сирийскому лидеру Башару Асаду израильский премьер подкрепил обещанием пойти навстречу Сирии, если она откажется от поддержки деятельности террористических групп.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать