Нужна ли Турция Евросоюзу?
И исламский и неисламский мир, кажется, замкнулись в порочном кругу ненависти, что приводит многих людей, придерживающихся умеренных взглядов, как с одной стороны, так и с другой к убеждению, что культурные и политические различия между ними настолько велики, что преодолеть их невозможно. Такие фаталистические взгляды трагичны и могут привести к настоящему кошмару. В этом контексте нерешительность Европы по поводу возможного вступления Турции в Европейский Союз имеет особое значение для всего мира.
Вступление Турции, вероятно, будет обсуждаться в декабре на саммите лидеров Евросоюза в Копенгагене. С 1960-х годов в Западной Европе ходят общие разговоры о том, что в один прекрасный день Турция может стать членом Европейского сообщества, ныне Евросоюза. Однако никаких практических шагов в этом направлении предпринято не было, поскольку Европа регулярно и справедливо указывала на то, что положение в Турции не отвечает многим условиям для вступления в Евросоюз, особенно в области уважения к правам человека и соблюдения закона.
Однако за всеми этими конкретными вопросами скрывается более общая проблема, а именно: примет ли Европа в свой состав Турцию, являющуюся исламским обществом, при каких бы то ни было условиях. Антиисламистские чувства глубоко укоренились в Европе, явившись результатом тысячи лет соперничества, войн и культурных столкновений. Многие турки опасаются, что изоляция их страны от Евросоюза не имеет никакого отношения к конкретной политике или институтам, а связана с непреходящей враждебностью Европы к исламским обществам.
В условиях намечающегося расширения Европы на восток неудивительно, что такие скрываемые ранее опасные идеи начинают звучать более открыто. Бывший президент Франции Валери Жискар Д’Эстэн, ныне являющийся президентом Конвенции по будущему Европы, недавно открыто заявил, что «Турция — не европейская страна» и что принятие Турции в Евросоюз будет «концом Европы». Сторонники принятия Турции в Евросоюз, продолжил он, являются «врагами Евросоюза».
Как поклонник Евросоюза и сторонник вступления в него Турции, я считаю, что Жискар не прав, давая такую непродуманную характеристику. И, тем не менее, я знаю, что он отражает глубоко укоренившуюся, хотя далеко не господствующую в Европе позицию по этому вопросу. Несколько лет назад я слышал, как еще один ведущий общественный деятель Европы объяснял на публичной лекции, что Европа является христианским обществом, а, следовательно, никогда не сможет принять в свой состав исламское государство. Резкое заявление Жискара было провокационным еще по одной причине. Турция только что продемонстрировала живучесть своих демократических принципов, проведя всенародные выборы, несмотря на глубокий экономический кризис. Победителем стала Партия справедливости и развития. Новый премьер-министр Абдулла Гюль немедленно заявил, что вступление в Евросоюз является приоритетной задачей для его правительства. «Наша цель — доказать миру, что страна с мусульманским населением тоже может быть демократической, открытой, современной и готовой к сотрудничеству с миром.»
Полностью исключить возможность вступления Турции в Евросоюз было бы излишне провокационным. Основатель современного турецкого государства Ататюрк совершил титанический труд три четверти века назад для того, чтобы вывести политические, культурные и экономические институты Турции на европейский уровень. После Второй Мировой Турция получила помощь в рамках «плана Маршалла», в 1949 году вступила в Совет Европы, в 1952 присоединилась к НАТО, в 1964 стала ассоциированым членом Европейского Союза, в 1987 обратилась с просьбой о вступлении в Европейское сообщество и заключила таможенный союз с Европой в 1995 году. Так что стремление Турции в Евросоюз имеет глубокие корни.
Если Европа проведет серьезные переговоры с Турцией относительно ее потенциального вступления в Евросоюз, результат будет благоприятным для обеих сторон, а также для остального мира. На экономическом фронте стремление в Евросоюз заставит Турцию и дальше стараться повысить уровень своих институтов и улучшить ситуацию с соблюдением законов в стране, придав таким образом большую институциональную стабильность своим политическим институтам, что в свою очередь поможет стабилизировать Северную Африку и Ближний Восток. Любое новое вступление в Евросоюз за последние четверть века, как, например, усилия Испании и Португалии до 1986 года и недавние старания посткоммунистических стран Центральной Европы, вызывало институциональную модернизацию и способствовало стабильности и умеренности во внутренней политике. «Награда» в виде членства в Евросоюзе помогала достижению политического согласия в странах-кандидатах, и то же самое произойдет и с Турцией. Поощрение институциональных реформ будет способствовать улучшению экономических перспектив, не в последнюю очередь за счет привлечения более крупных потоков прямых иностранных инвестиций.
К счастью, когда Жискар выразил свои опасные взгляды, многие члены Европейской комиссии и общественные деятели по всей Европе заявили, что французский президент говорил только за себя. Сегодня Евросоюз должен более убедительно поддержать эту точку зрения, демонстрируя свою добросовестность путем выполнения исторической задачи проведения переговоров о вступлении Турции в Евросоюз.
Джеффри Д. САКС — профессор экономики и директор Института Земли при Колумбийском университете