Перейти к основному содержанию

«Нынешнее обострение – ответственность РФ»

Эксперт — о необходимости усиления давления на российскую власть для урегулирования ситуации на Донбассе
08 ноября, 19:12
ФОТО REUTERS

Конфликт на Донбассе далек от «замороженного», продолжает быть очень интенсивным и непредсказуемым, заявил заместитель главы специальной мониторинговой миссии ОБСЕ (СММ ОБСЕ) Александр ГУГ в интервью DW. Он подчеркнул, что в этом году случилось свыше 300 тысяч нарушений режима прекращения огня. По его словам, количество обстрелов постоянно росло в течение последних четырех недель, а кульминации достигло в эти выходные, «когда были применены реактивные системы залпового огня, наиболее тяжелое вооружения с наибольшим калибром, которое применяют обе стороны конфликта».

«ОБСЕ ДОЛЖНА БЫЛА БЫ ИМЕТЬ ДОСТУП К ЛЮБОЙ ТОЧКЕ НА ОККУПИРОВАННЫХ ТЕРРИТОРИЯХ»

«День» обратился к эксперту с просьбой прокомментировать интервью заместителя главы СММ ОБСЕ.

Александр МОЦИК, представитель Украины в рабочей группе по политическим вопросам трехсторонней контактной группы Минского процесса:

— Нынешнее обострение — это ответственность Российской Федерации (РФ), которая сама нагнетает ситуацию и делает это непосредственно через свои вооруженные силы, военные части, поддерживаемые ею группы, которые находятся сейчас на территории Донецкой, Луганской областей, оккупированных Россией и также через боевиков. К сожалению, на сегодня РФ не выполнила ни одного пункта всего пакета Минских договоренностей, а это четыре документа, и вообще утверждает о том, что она не является участником конфликта, что она имеет статус модератора, а это является абсолютной неправдой и не отвечает действительности. Ситуация на Донбассе — это следствие российской агрессии, которая продолжается до сих пор.

К сожалению, действительно, имеет место увеличение обстрелов. Сегодня (8 ноября. — Ред.) в результате обстрелов погибло двое украинских военных, и еще несколько было ранено. Понятно, что боевики управляются из Москвы и увеличением обстрелов Россия пытается давить на Украину с тем, чтобы заставить ее выполнять политическую часть Минских договоренностей, в то же время совсем ничего не делая относительно вопросов безопасности. Напомню, что на сегодня Украина сделала много по политической части. В частности, в первом чтении проголосованы правки к Конституции относительно децентрализации, принят закон о принципах местного самоуправления (и дальше данный закон был продолжен), проголосован также закон об амнистии, Украина через постановление ВРУ приняла решение об определении территорий (я имею в виду оккупированных), где могут проводиться выборы, если об этом будет в будущем принято решение ВР. Но что касается России, то ни одного пункта она на сегодня не выполнила. В частности, пункт первый всех договоренностей — прекращение обстрелов — как не выполнялся, так и не выполняется. Россией не отведены тяжелые вооружения, нет допуска сил ОБСЕ ко многим объектам, на которых дислоцируются российские войска и скрытая техника. А в соответствии с Минскими договоренностями, ОБСЕ должна была бы иметь доступ к любой точке на оккупированных территориях. Кроме того, не созданы зоны безопасности, не контролированная нами часть границы не передана под контроль Украины и тому подобное. Поэтому вся ответственность за такую ситуацию лежит на РФ. Относительно эффективности работы СММ ОБСЕ, она работает очень тяжело, делает много полезной работы, рискуя жизнью своих сотрудников. Ее вклад абсолютно позитивный но, к сожалению, из-за известной позиции России и контролируемых ею боевиков, миссия не может выполнить все те функции, которые должна была бы выполнять в соответствии с ее мандатом. Но это проблема не миссии, а российской власти и контролируемых ею боевиков.

Что касается возможного введения миротворческой миссии на Донбасс, то этот вопрос обсуждается, находится на рассмотрении во время американо-российских консультаций. Роль миротворческой миссии будет однозначно позитивной, если она будет контролировать всю неподконтрольную на сегодня территорию Донецкой и Луганской областей, оккупированных Россией. Все точки, к которым миссия захочет иметь доступ, должны быть открытыми для нее. Конечно, она также должна контролировать и с украинской стороны неподконтрольную часть украинско-российской границы, а это почти 420 километров. Тогда ее роль будет эффективной. Мы за это и выступаем. Во-первых, миротворцы должны прийти на украинскую землю, а именно на оккупированную часть Донецкой и Луганской областей. Во-вторых, они должны иметь доступ ко всей оккупированной территории. Относительно минимизации влияния России во время принятия решений относительно введения миротворцев, то эта страна является постоянным членом Совета безопасности и имеет право вето, поэтому, конечно, нет другого выхода, как договариваться, но если будет достаточно четкая и жесткая позиция Запада: США и ЕС. Франция также постоянный член Совета Безопасности, Германия играет важную роль в этом вопросе. Давление должно базироваться на том, что Запад будет вводить дополнительные санкции, если Россия не будет склонна к урегулированию ситуации. Такой подход может помочь.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать