Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

О чем говорит новая программа экономического развития России?

16 мая, 00:00
Амбициозная программа развития России, разработанная по поручению президента страны Путина, дает, кажется, ответ на вопрос — чего он хочет добиться. Новое российское руководство исполнено решимости вернуть прежнее влияние Москвы, но на новой основе. С этой целью в стране реально начата именно та масштабная модернизация, о необходимости которой в Украине только лишь говорится все последние десять лет. Время для решительных шагов в Украине еще есть — но оно неумолимо уменьшается, в то время как к изучению опыта соседних Польши, Венгрии, Словакии так и не приступали. Российский опыт, похоже, должен стать последним толчком к принятию решений, какими бы тяжелыми они не казались.

На Востоке и на Западе все еще продолжают задавать вопрос: кто такой Путин. Суть вопроса — будет ли новый президент продолжать либеральные реформы, сохранит ли демократию в России? Поэтому столь велик интерес к программам и планам российского руководства.

Недавно правительство одобрило долгосрочную программу социально-экономического развития страны на десять лет и поручило министру экономического развития Герману Грефу завершить ее доработку за две недели. Подведена черта многим сомнениям, либеральный курс в экономике определился четко.

Еще в 1999 г., тогда еще премьер Путин поручил Грефу разработку долгосрочной стратегии. После полугода напряженной работы программа была создана. Но правительство приняло на ее основе только план на полтора года, а все меры в области реформы государства из нее были изъяты под тем предлогом, что это компетенция президента, а не правительства.

Ропот против программы слева и со стороны бюрократии усиливался. В начале 2001 г. президент поручил хабаровскому губернатору Ишаеву сделать еще один вариант стратегии. Она оказалась заметно более консервативной. Но учесть все ее положительные моменты поручили все тому же Грефу.

В итоге мы имеем все ту же либеральную программу, но прошедшую испытание общественной оценкой. Как выяснилось, общество не против, достойной альтернативы либеральному курсу нет. Видимо, это стиль Путина: не идти напролом, дать возможность высказать разные мнения, спустить пар, прежде чем на

Суть программы: России нужна модернизация экономики, огромные инвестиции. Есть два пути. Первый из них — модернизация сверху, по инициативе государства и под его давлением. Или же модернизация снизу, на основе частной инициативы, посредством создания благоприятных условий для нее. Избран второй вариант.

Ключевые идеи программы: укрепление и защита прав собственности, дерегуляция, выравнивание условий конкуренции. Предлагаются последовательные меры по реализации частной собственности на землю. Дерегуляция (дебюрократизация) включает в себя облегчение входа на рынок, уменьшение числа разного рода проверок, сокращение числа лицензируемых видов деятельности и т.п. Выравнивание условий конкуренции — это, прежде всего, активизация антимонопольной политики, сокращение льгот и субсидий, реализация принципа «одного окна» для частных инвесторов.

Компромисс с оппонентами выразился в том, что в программе излагается концепция инвестиционной и структурной политики, в том числе государственных инвестиций, впрочем, без заметных отступлений от либеральных принципов. Упор делается на рыночные силы, на частную инициативу. И все же в программе чувствуется, что модернизацию без государственного воздействия на формирование новой, более современной структуры экономики, провести не удастся. Ищется некий баланс между большей свободой для бизнеса, и большим влиянием государства. Политика в отношении иностранных инвестиций предполагает возможность льгот, гарантий, специальных соглашений, что прежде исключалось. Назватики: развитие экспорта инфраструктуры, новая экономика, реформирование естественных монополий.

В разделе бюджетно-налоговой политики планируется завершение налоговой реформы, снижение налогового и долгового бремени, сокращение обязательств государства, усиление контроля за бюджетными расходами. Сложнейшую проблему межбюджетных отношений предлагается решить передачей всех федеральных мандатов, т. е. расходов вытекающих из федерального законодательства, которые до сих пор несли в значительной степени регионы, в федеральный бюджет. Особенно большие проблемы при этом возникают для местного самоуправления, оказывающегося в еще большей зависимости от регионального начальства. Чтобы этого не было, предполагается закрепить за каждым бюджетом свои доходные источники, свои налоги, по принципу «один налог — один бюджет». Сделать это будет очень непросто, учитывая еще не преодоленные трудности со сбором налогов.

В программе подчеркивается, что социальные цели стоят на первом плане. Предлагается пакет давно назревших реформ в образовании, здравоохранении, в трудовых отношениях и пенсионном обеспечении, а также в жилищно- коммунальном хозяйстве. Эта та сфера, где сохраняется масса реликтов социализма. Впрочем, это характерно не только для России.

Центральная проблема: люди получают низкую заработную плату, это касается, прежде всего, традиционных секторов. Но одновременно выплачиваются огромные дотации на содержание и строительство жилья, главным образом из местных бюджетов. Дотации идут и через заниженные тарифы на энергию, тепло, газ, железнодорожные перевозки. Казалось бы, просто: все эти деньги, идущие на дотации, заплатить людям в качестве зарплаты, прежде всего бюджетникам, поднять пенсии. Но на самом деле это еще один переворот, еще одна ломка образа жизни. И все равно это придется делать.

Какие же ожидаются результаты? Планируется достичь в среднем 5 % роста ВВП в течение 10 лет. Это минимум. К 2004 г. 30 %, а к 2010 г. — на 70—80 %. В долларовом выражении с учетом возможной динамики курса рубля ВВП должен вырасти в 2,6—2,8 раза.

Валовые сбережения ожидаются на уровне 30 % ВВП. При значительном сокращении чистого экспорта, т.е. вывоза капитала, это позволит создать достаточные источники внутренних инвестиций. За счет того же фактора предполагается обеспечить опережающий рост инвестиций и потребления по сравнению с динамикой ВВП. Если бы таких результатов удалось добиться, Россия смогла бы начать процесс преодоления отставания от других стран.

Ожидаются также существенные перемены в платежном балансе: удвоение импорта и сокращение положительного сальдо торгового баланса (до 35 млрд. долл. в 2004 г.), прежде всего за счет ввоза оборудования и технологий. В то же время предполагается рост экспорта услуг и приток капитала.

Планируется повышение уровня жизни населения пропорционально росту ВВП и значительное снижение дифференциации населения по доходам. На долю 40 % наименее обеспеченного населения в 2005 г. будет приходиться 85 % социальных трансфертов вместо 36,2 % в 1999 г.

Оценивая программу в целом, могу сказать: то, что нужно и реалистично. Есть, конечно, вопросы, насколько удастся в намеченные сроки сократить риски, повысить доверие, чтобы сменить направление потоков капитала. Но задача хотя и амбициозная, но решить ее можно. Главное — методы решения выбраны верные.

Конечно, многое будет зависеть от привходящих факторов: от политики президента в области государственного строительства и прав человека, от внешних экономических и политических влияний. Но в том, что касается экономики, Россия выбрала верную стратегию по этому поводу, кажется, вопросов быть не должно. Дай Бог сделать намеченное.

P.S. Евгений ЯСИН — ректор Московской школы экономики, министр экономики России 1997г.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать