Перейти к основному содержанию

О честном посреднике

Ламберто ЗАННЬЕР: Председательство в ОБСЕ может помочь Украине приблизиться к ЕС
12 июня, 12:29
Ламберто ЗАННЬЕР

Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) менее известна в Украине в сравнении с Европейским Союзом и НАТО или ОДКБ и СНГ. Почему для Украины важно участие в работе этой организации, в частности председательство в ней, и какую пользу извлекают украинцы от сотрудничества с ОБСЕ, известной как содружество безопасности? Об этом «Дню» в эксклюзивном интервью рассказал Генеральный секретарь ОБСЕ Ламберто ЗАННЬЕР.

— Прежде всего ОБСЕ включает все эти организации: НАТО, ЕС, ОДКБ, СНГ. Это организация, где каждое государство-участник имеет такой же голос или право вето, что означает, что здесь нет никаких льготных групп. И все за столом имеют одинаковый вес. Сейчас мы пытаемся пересмотреть сегодняшнюю европейскую безопасность. ОБСЕ очень широко подходит к вопросу безопасности. Для нас безопасность — это контроль над вооружениями, военно-политические вопросы, безопасность экономики и окружающей среды, энергетики, а также безопасность в отрасли прав человека, демократической стабильности и демократического развития. Так что в этом смысле мы достаточно уникальны и является единственным инструментом в региональной организации, которая действительно включает в себя всех.

— Можете ли вы рассказать читателям несколько историй успеха ОБСЕ?

— ОБСЕ является организацией по предотвращению конфликтов. Когда вы слышите, что нет новостей, это для нас — хорошая новость. Это значит, что мы работаем хорошо. Кроме политических вопросов, мы имеем дело с контролем над вооружениями. В 1990-е годы ОБСЕ помогла уничтожить почти 80 тыс. тонн единиц военной техники. Если говорить об Украине, то здесь мы задействованы в уничтожении очень опасного с точки зрения загрязнения окружающей среды жидкого ракетного топлива меланж. Запасы этого вещества составляли 16 тыс. тонн. Мы уже уничтожили 10 тыс. тонн. Представьте себе, если загрузить это топливо в вагоны, то такой поезд обогнет два круга вокруг земли. В Косово мы способствовали организации выборов, за что получили благодарность от президента Николича. Сейчас мы работаем в Центральной Азии и наблюдаем за Афганистаном, пытаясь укрепить потенциал центрально-азиатских государств для решения проблем Афганистана, например с границами.

— Господин ЗАННЬЕР, я прочитал интервью, где вы говорили о вашем виденье «содружества безопасности», основанного на согласованных принципах, общих обязательствах и общих целях. Почему это остается только виденьем, хорошей идеей или, лучше сказать, утопией? Что мешает достижению этой цели?

— Это одна из тех вещей, которую мы делаем во время украинского председательства в ОБСЕ. Мы находимся в процессе Хельсинки+40. Поэтому было бы идеально завершить его до 2015 года, когда мы будем отмечать 40-летие принятия Заключительного акта. Что я вижу в этих обсуждениях? В содружестве есть расхождения, разные виденья и значение имеет место, которое занимает страна. Турция имеет один набор вопросов безопасности, которые стоят перед ней. Они отличаются от того, что видят в Москве или в Вашингтоне, или в Брюсселе. Поэтому собрать всех вместе и разработать общую стратегию достаточно сложно. Нужно учитывать каждое виденье. Кроме того, есть страны, которые втянуты в конфликт. Азербайджан по-своему смотрит на свои вызовы. Это часть процесса, который мы переживаем. И в более широком значении безопасность расширилась далеко за пределы, как мы это привыкли видеть 10 или 15 лет назад. У нас есть региональная безопасность и комплекс проблем после окончания холодной войны. Но у нас есть и глобальные вызовы: фундаментализм, терроризм, незаконное обращение наркотиков или торговля людьми. Реагирование на уровне регионов важно, но этого недостаточно, потому что безопасность носит глобальный характер. И третий вопрос, который стоит в нашей повестке дня, — это наше соседство, Средиземноморье и процесс в арабском мире и на Ближнем Востоке, а также в Афганистане. Таким образом, повестка дня становится все более сложной.

— И чего можно в этом плане ожидать к 40-летию Хельсинкского заключительного акта в 2015 году?

— Пока еще рано об этом говорить. Но я лично хотел бы увидеть появление нового документа, который пересмотрит безопасность в Европе и безопасность для стан-участниц, а также повестку дня организации относительно указанных выше проблем. К счастью, существуют четкие признаки того, какими будут приоритеты сообщества безопасности. Я лично поддерживаю работу, начало которой положило украинское председательство в ОБСЕ относительно решения этих вопросов. Сейчас мы начинаем дискуссию с очень конкретных вопросов, например экономического аспекта, как мы можем его укрепить, сделать более сильный акцент на экономических и экологических вопросах. Окружающая среда, изменение климата набирают больше веса в повестке дня как и проблемы безопасности.

— Господин ЗАННЬЕР, как вы оцениваете председательство нашей страны в ОБСЕ, ведь сегодня есть немало критики со стороны экспертов, предсказывающих Киеву провал?

— Работа в ОБСЕ всегда базируется на долгосрочной перспективе. Нельзя что-то начать в январе и завершить в декабре. Реализация повестки дня передается от страны к стране. По-моему, Украина председательствует довольно хорошо. Она начала дискуссию о более широком виденье Хельсинки+40, которая завершится в 2015 году. Поэтому в конце года в Киеве мы увидим что-то вроде отчета о состоянии, где мы находимся. При председательстве Украины было положено начало целому ряду инициатив в разных областях, например, большие дебаты по контролю над вооружениями. Я думаю, что этот процесс будет продолжаться. Для достижения результата необходимо время. Вероятно, это будет частью Хельсинки+40. Украина была очень активной и относительно инициатив человеческого измерения, а это — свобода передвижения, свобода средств массовой информации, а сегодня (интервью записывалось 10 июня. — Авт.) мы будем обсуждать вопросы торговли людьми.

— Основной сферой деятельности ОБСЕ является решение замороженных конфликтов. С вашей точки зрения, Украина в качестве председателя ОБСЕ может достичь прогресса в урегулировании приднестровского конфликта?

— Решение конфликтов, в частности приднестровского, не зависит от того, кто председательствует в ОБСЕ, а от сторон. Председательство может создать только благоприятные условия для этого. Это является одним из приоритетов председательства Украины. Киев назначил специального посланника, который занимается этим. Я увидел, что министр Кожара в начале года ездил в Молдову. Украина провела две важные встречи в формате «5 +2» во Львове и Одессе. Следующая встреча будет в июле в Вене. Конечно, есть много внешних факторов, замедляющих этот прогресс. В Молдове был политический кризис, который замедлил динамику процесса. Между тем руководство Приднестровья демонстрировало активность в этом вопросе, однако, когда речь заходит о политических аспектах, оно занимает очень твердую линию. Но тогда мы видели несколько шагов. Например, на последней встрече стороны договорились о демонтаже канатной дороги в Рыбнице. Мы обсуждаем мероприятия укрепления доверия, открытия моста, свободу передвижения. Состоялась встреча министров иностранных дел. Украина, как и раньше, работает над проведением встречи президентов, пытаясь сохранить политический импульс. В этом отношении Украина является достаточно активной и пытается сделать все возможное для решения этого конфликта. Но, как говорят в арабском мире, где мне довелось служить, вы можете привести верблюда к воде, но не можете его заставить напиться.

— Что вы можете сказать о позиции России в этом вопросе, является ли она полезной?

— Россия является одним из ключевых игроков. И, очевидно, она имеет влияние. Таким образом, вы должны работать с Россией, как вы работаете с другими странами. Некоторые решения могут быть найдены только в Москве. Поэтому сотрудничество с Россией является очень важным. Я считаю, что Украина имеет дополнительную стоимость благодаря тому, что она одновременно является перекрестком и мостом. У Украины сильные экономические и политические отношения с Россией, но также и с ЕС, с Турцией и другими странами региона. Так что Украина может действовать как честный посредник, и даже, возможно, лучше, чем другие.

— Существует мнение, что председательство в ОБСЕ даже мешает Украине разрешить приднестровский конфликт. Что вы скажете по этому поводу?

— Председательство имеет свои преимущества и недостатки. Во-первых, оно предоставляет вам институционную роль. Но из-за этого вы не можете выйти за определенную грань, продвигая некоторые идеи, отражающие вашу собственную позицию. Вы должны быть более объективны. Но тогда преимуществом является то, что Украина в качестве председателя имеет больше каналов, чем другие страны. Таким образом она может влиять на процесс лучше, чем это пытались сделать в прошлом другие страны. И это — преимущество. Но не ошибаются и те, кто говорит о недостатке председательства.

— Господин ЗАННЬЕР, я знаю, что вы в качестве спикера будете принимать участие в конференции, организованной в Киеве, об усилении роли ОБСЕ в борьбе с торговлей людьми. Каким будет ваш главный месседж?

— Прежде всего, этот вопрос весьма важен для Украины и ОБСЕ и он занимает главное место в повестке дня организации. Эта проблема объединяет всех в ОБСЕ. У нас есть план действий ОБСЕ относительно борьбы с торговлей людьми. Многие страны его реализуют или ввели его положение в национальное законодательство. Эта конференция позволит нам обсудить с экспертами эту проблему, чтобы понять, где остались открытые вопросы, где мы должны идти дальше и определить шаги, являющиеся важными для повышения эффективности и лучшего понимания проблем, которые осталось решить.

— Вы, наверное, знаете, что Украина стремится подписать Соглашение об ассоциации с ЕС в Вильнюсе. Но одно из главных препятствий для этого — дело Тимошенко, довольно противоречивое и неоднозначное. С вашей точки зрения, должна ли эта проблема стать препятствием для подписания этого документа, который делает Украину ближе к Европе?

— Думаю, что для Украины было бы хорошо закрепить свои отношения со своим соседством. С одной стороны с Россией, а с другой — с Европой. Я думаю, это важные элементы на пути к этому процессу. И Украина должна принять во внимание то, что ожидает от нее ЕС. Об этом мне говорят, когда я посещаю Брюссель. Интересно, что Украина успешно председательствует в ОБСЕ — организации, которая способствует пропаганде прав человека и верховенства права. В определенном смысле Украина может использовать напряженную работу до саммита, который состоится в ноябре в Вильнюсе. С моей точки зрения, в качестве Председателя ОБСЕ Украина действует и относительно ЕС. И поэтому председательство в ОБСЕ может помочь Украине приблизиться к ЕС.

— Можете ли вы поделиться с читателями своими впечатлениями об Украине?

— Впервые я приехал в Киев в 1993 году. Тогда я работал в Брюсселе в НАТО и занимался проблемой, связанной с ядерным оружием бывшего Советского Союза. Это было достаточно давно. Я помню, что в то время отношения между Украиной и Россией были сложными. Мы смотрели с определенной тревогой на это. Тогда я открыл Украину. А в этот раз, находясь в Киеве, я увидел много позитивных изменений. Город очень вырос и очень красивый. Люди открыты. Общая атмосфера намного лучше. Однако остаются проблемы, нужно еще многое сделать, но в гораздо лучшей общей атмосфере.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать