Перейти к основному содержанию

О четырех группах риска

Константин ГРИЩЕНКО: Чтобы молодость стала инструментом перемен, она должна опираться на критический анализ того, что было достигнуто людьми с опытом
14 ноября, 19:06
ФОТО НИКОЛАЯ ТИМЧЕНКО / «День»

Для нашего издания традиционной стала встреча в конце года с опытнейшим украинским дипломатом Константином ГРИЩЕНКО. Сам послужной список Константина Ивановича говорит за себя. В 2012—2014 гг. он занимал должность вице-премьер-министра Украины, дважды назначался министром иностранных дел Украины (в 2003—2005 гг. и 2010—2012 гг.), а также первым заместителем Секретаря Совета национальной безопасности и обороны Украины (в 2008—2010 гг.). Он возглавлял дипломатические представительства Украины в трех ключевых центрах мировой политики: Брюсселе (1998—2000 гг.), Вашингтоне (2000—2003 гг.) и Москве (2008—2010).

«САМОУВЕРЕННОСТЬ ПРИ ОТСУТСТВИИ ОПЫТА МОЖЕТ НАНЕСТИ БОЛЬШОЙ ВРЕД»

Разговор с Константином Ивановичем начали с вопроса о вызовах, которые появились перед новой украинской властью, и как она на них реагирует.

— Перед новой властью стоят те же вызовы, что были и перед старой. Это, прежде всего, восстановление территориальной целостности Украины, возвращения Донбасса, при этом, конечно, надо не забывать о Крыме.

Второй вызов непосредственно зависит от реализации первого — это обеспечение постоянного экономического роста. Для этого необходимы серьезные и глубокие реформы, которые будут соответствовать украинским реалиям и будут базироваться не на каких-то абстрактных идеях, а будут иметь конкретную привязку к нашим условиям и последовательность шагов. Это предусматривает реформирование судебной системы, преодоление коррупции, привлечение инвестиций...

Третья группа вызовов связана с обеспечением эффективности внешней политики, внешнеэкономических связей. Для этого необходимо выработать обоснованную и достаточно детализированную стратегию расширения нашего присутствия в разных регионах мира, продолжения активной работы с нашими европейскими партнерами и США. Но  при этом важно отойти от того, что было присуще предыдущей власти, — исключительной ориентации только на Европу и США.

Мы должны как минимум использовать опыт европейцев, которые чрезвычайное внимание уделяют расширению экономических связей с Китаем и Индией, странами Ближнего Востока и Латинской Америки.

Мы потеряли очень много из-за того, что и высшее политическое руководство Украины, и главы МИД и других ведомств, причастных к внешней политике, практически полностью игнорировали эти направления.

К четвертой группе можно отнести модернизацию системы государственного управления — но никоим образом не разрушение его. Это и принципиальная кадровая политика, которая не должна через определенное время восприниматься с ужасом, как еще один эксперимент, когда считается, что чем младше правительственный чиновник, тем лучше, как мы слышим это сегодня от нынешних глав украинского правительства. Самоуверенность при отсутствии опыта может нанести большой вред.

ФОТО МИХАИЛА МАРКИВА

И, по-видимому, еще можно сказать о том, что нынешней властью полностью отрицаются достижения предшественников.

— Это какое-то детское отрицание того, что опыт является важной составляющей успеха. В действительности, чтобы молодость стала инструментом изменений, она должна опираться на критический анализ того, что было достигнуто людьми с опытом. И, по-видимому, не на министерской должности получать первый в своей жизни опыт государственного управления.

«РИСКИ МОЖНО БЫЛО БЫ МИНИМИЗИРОВАТЬ, ЕСЛИ БЫ В КОМАНДЕ ПРЕЗИДЕНТА РАБОТАЛА ОПЫТНАЯ ГРУППА ТЕХ, КТО ПОНИМАЕТ, КАК ПРИНИМАЮТСЯ РЕШЕНИЯ В РОССИИ...»

 — И, как, с вашей точки зрения, нынешняя власть встречает эти вызовы, в частности относительно достижения мира, ввиду заявления Зеленского решить этот вопрос в турборежиме за полгода?

— Вообще в конфликтах с намного более сильным государством, которое никуда не спешит, и которое, кажется, в целом устраивает нынешняя ситуация, желание все решить в критически сжатые сроки несет серьезные риски.

Эти риски можно было бы минимизировать, если бы в команде Президента работала опытная группа тех, кто понимает, как принимаются решения в России, каким образом и кто там влияет на выработку стратегии, какова их мотивация, а также, одновременно, каким образом нам могут помочь наши западные партнеры и каким образом можно их соответственно мотивировать.

И все это должно согласовываться с нашим потенциалом, с нашими внутренними возможностями, с ситуацией внутри страны, с реакцией на те или иные шаги как умеренной, так и наиболее пассионарной части общества. Собственно, в самом желании быстро решать ничего плохого нет, этого ожидает большинство украинцев, но внутренне нужно быть готовым, что желание любой ценой срочно решить конфликт может привести к серьезному вреду нашим национальным интересам. Причем не только с точки зрения сегодняшнего восприятия ситуации, но и того, как такие решения будут оценивать наши потомки.

Пока Арезидент Зеленский действует в целом правильно. Он активизировал выполнение той части Минских договоренностей, которая объективно не противоречит интересам достижения мира без перехода за какие-то «красные» линии. Разведение и гарантированное прекращение огня — все это не должно вызывать каких-то отрицаний. Создаются все предпосылки для того, чтобы провести встречу в «нормандском» формате, где будут обсуждаться более сложные вопросы.

Но если на этой встрече выяснится, что желаемая цель не достижима без принятия решений, которые будут противоречить главной цели, — восстановлению полного суверенитета на пока неподконтрольной территории Украины, тогда, по-видимому, можно ожидать, что властная команда будет брать паузу. Но это тоже будет иметь серьезные последствия.

В настоящий момент ситуация выглядит так, что мы действуем под диктовку Москвы. Сначала нам поставили условие ввести в законодательство формулу Штайнмайера, потом разведение, потом продолжение закона об особом статусе ОРДЛО.

— Это непростая ситуация. Если заявление министра Пристайко о том, что согласовывается документ, который лишь протокольно будет фиксировать, что стороны собрались, обсудили и договорились о продолжении переговоров на уровне министров, это одна ситуация.

Если же требуется, чтобы мы еще до встречи окончательно согласовали документ относительно принципиальных вопросов выполнения Минских договоренностей, то думаю, что к этому нужно относиться крайне осторожно.

«НА ЭТОЙ ВСТРЕЧЕ ЗЕЛЕНСКИЙ СМОЖЕТ ДЛЯ СЕБЯ ВЫЯСНИТЬ ИСТИННУЮ КАРТИНУ, ЧЕГО ХОЧЕТ ПУТИН»

— Стоит ли Зеленскому любой ценой добиваться встречи с Путиным, можно ли действительно надеяться, что с российским лидером вообще можно о чем-то договориться и ожидать, что он выполнит свои обязательства?

— Без встречи мы не получим ответ на этот вопрос. Можно говорить бесконечно, как это опасно, как может кто-то кого-то обыграть. Если ты боишься и не способен отстаивать на переговорах принципиальную позицию, то не нужно за это с самого начала браться.

Нужно тщательным образом готовиться, понимать важные детали и рядом иметь специалистов, которые помогут в решении сложных вопросов, которые всегда возникают во время таких переговоров. На этой встрече Зеленский сможет для себя выяснить истинную картину, чего хочет Путин, где предел того, что может быть приемлемо для двух сторон. Многие сегодня утверждают, что у Зеленского очень идеалистичное представление о собственных возможностях убедить Путина в своей правоте. Но если он не попытается, то мы никогда не узнаем, не был ли потерян, возможно, уникальный шанс. 

«ЛЮБОЕ РУКОВОДСТВО СТРАНЫ ВЫНУЖДЕНО БУДЕТ УЧИТЫВАТЬ, ЧТО УКРАИНЦЫ НАСТРОЕНЫ НА ЕВРОПУ»

— Мы знаем, что Россия против членства Украины в НАТО и в известной мере против вступления в ЕС, а чего, по вашему мнению, Кремль хочет от Украины?

— Как минимум Россия и ее нынешнее политическое руководство хотели бы иметь то, что они называют дружественной страной, которая бы ориентировалась на внешнеполитические приоритеты России, была к ней привязана экономически и была частью единого культурного пространства.

Украинское общество по-другому на это смотрит. Следовательно, любое руководство страны вынуждено будет учитывать, что украинцы настроены на Европу, которую все больше наших граждан воспринимают как образец, которому стоит следовать.

— И многие из экспертов считают, что, с одной стороны, Украина должна быть не похожей на Россию и в то же время успешной. Возникает вопрос, при каких условиях или каком варианте решения конфликта на Донбассе это удастся сделать?

— На сегодня можно делать разные предположения и строить разные проекции того, что можно достичь в будущем. Но у нас есть один фактор, который является определяющим. Это позиция России.

Простого решения не будет. Концентрация на экономических реформах, решение гуманитарных вопросов, большая открытость — все это позволит сдвинуть процесс мирного урегулирования. Должны восстановить экономические связи с неподконтрольными территориями и даже с той же Россией. Это тоже будет важной составляющей мирного процесса.

НАМ НУЖНО ОТМЕЧАТЬ, ЧТО ПОДДЕРЖКА УКРАИНЫ ЯВЛЯЕТСЯ ПРИНЦИПИАЛЬНО ВАЖНОЙ ДЛЯ НАЦИОНАЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ САМИХ США»

— Как нам восстановить нормальные отношения с США на фоне украинского скандала и начала процедуры импичмента президента Дональда Трампа, который ожидает от украинской власти компромата на Байдена — своего главного соперника на президентских выборах в следующем году?

— Администрация Белого дома исходит из того, что конституция США дает неограниченные полномочия президенту в сфере внешней политики. Президент США при желании действительно может единолично решать принципиальные для страны вопросы, в отличие от любого главы большинства стран мира.

Поэтому, когда мы говорим об отношениях с США, прежде всего нужно на этом этапе думать об отношениях с Администрацией Трампа. И здесь возникает непростой выбор. С одной стороны, для Трампа принципиально важной является помощь Украины уже не только для того, чтобы найти материалы против своего конкурента-демократа Байдена, но и для того, чтобы от нашей власти получить подтверждение, что на Зеленского не было давления, что все было нормально.

С другой стороны, никто не может гарантировать, что через год мы не увидим другого президента, который может очень критически отнестись к тому, что может восприниматься тоже как вмешательство во внутриполитические  процессы США.

Нужно как можно дальше держаться от этих процессов. Важно на этом этапе спокойно относиться к срокам осуществления визита нашего президента в США. Нам нужно отмечать, что поддержка Украины является принципиально важной для национальных интересов самих США. Для того, чтобы обеспечить двухпартийную поддержку, Украине нужно активизировать на всех уровнях и по всем каналам отношения с ведущими конгрессменами и сенаторами, влиятельными американскими политиками и чиновниками, а не уповать на уникальные способности нашего нынешнего Президента убеждать глав других государств.

«ЕЛЬЧЕНКО, ПО-ВИДИМОМУ, БОЛЬШЕ ВСЕГО ГОТОВЫЙ К ТОМУ, ЧТОБЫ МАКСИМАЛЬНО ЭФФЕКТИВНО ПРЕДСТАВЛЯТЬ ИНТЕРЕСЫ УКРАИНЫ В ЭТОТ СЛОЖНЫЙ ПЕРИОД»

— И сможет ли с этим заданием справиться постоянный представитель Украины при ООН Владимир Ельченко, который, по слухам, будет новым послом Украины в США?

— Да, если его действительно назначат. Он, вероятно, больше всего готов к тому, чтобы максимально эффективно представлять интересы Украины в этот сложный период. Но сам по себе он может быть настолько эффективным, насколько будет налажено тесное взаимодействие с президентом, его офисом, с МИД, с другими структурами, чтобы они действовали все вместе и в то же время прислушивались к его рекомендациям. Самое страшное сегодня — никто никого не слушает и каждый считает при этом, что он гениален.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать