О «цивилизационном выборе»
Результаты референдума в Великобритании не повлияют на поддержку Лондоном европейских стремлений нашего государства![](/sites/default/files/main/articles/23022016/britain-eu.jpg)
На сегодняшний день топ-темой как в британском политикуме, так и внутри экспертных кругов стали достигнутые правительством Великобритании договоренности во время Саммита ЕС 18–19 февраля 2016 года относительно последующего участия Лондона в реформированном ЕС.
С самого начала было понятно, что выдвинутые премьер-министром Дэвидом Кэмероном требования были крайне амбициозными. Особенно учитывая такие чувствительные для восточноевропейских стран вопросы, как трудовая миграция и социальные льготы, а также закрепление преимуществ в финансовой системе ЕС для стран, которые не входят в еврозону, что задевало интересы Франции.
Следует отдать должное упорству Дэвида Кэмерона, который на протяжении последних месяцев, и особенно накануне Саммита, активно путешествовал по европейским столицам, проводил многочисленные встречи и телефонные разговоры со своими коллегами.
Как результат – ему удалось создать в ЕС четкое понимание важности больше не медлить с достижением соглашения с Великобританией, а также добиться позитивного результата или, по крайней мере, найти компромисс по всем своим четырем требованиям. Чего только стоило договориться со странами Вышеградской четверки в части ограничения соцвыплат для мигрантов из ЕС, которые находятся на территории Великобритании, равно как и размера выплат для детей этих мигрантов, если они проживают на территории стран ЕС. Не стоит также забывать, что правительство Великобритании получило четкие гарантии того, что последующая политическая интеграция внутри ЕС не будет касаться Лондона, а страны, которые не входят в еврозону, не должны будут делать вклады в поддержку единственной европейской валюты.
Понятно, что евроскептики сегодня заявляют о том, что достигнутые договоренности имеют не меньше дополнительных вопросов, чем ответов.
Но, как это должно быть в настоящей демократии, оценку проведенной правительством работы дадут исключительно граждане Содружества во время референдума 23 июня 2016 года.
В то же время сегодня незаурядную актуальность приобретает вопрос: удастся ли Д.Кэмерону сохранить единство внутри своей партии? Нынче в правительстве и внутри консервативной фракции в парламенте уже образовалось две группы сторонников и оппонентов участия ВБ в ЕС. Тревожным для евросторонников сигналом является присоединение к лагерю евроскептиков одного из влиятельных консерваторов мэра Лондона Бориса Джонсона.
Как бы британцы ни решили – это их суверенное право: оставаться в реформированном ЕС или пойти в самостоятельное плавание.
В то же время сама идея совершенствования ЕС вряд ли составляет угрозу объединенной Европе. Согласна с ведущими европейскими лидерами в том, что британское стремление к реформам способно придать новое дыхание роли ЕС как на мировой арене, так и в смысле усиления конкурентоспособности и уменьшения бюрократической тяготы для бизнеса.
Очевидно, что Украина заинтересована в сильной Британии, которая способна эффективно защищать общие европейские ценности не только в части четырех свобод, но и противостояния вызовам европейской безопасности, которые создала РФ, начав агрессию против Украины. Исходим из того, что сегодня существуют все основания считать, что результаты референдума в Великобритании не повлияют на поддержку Лондоном европейских стремлений нашего государства, поскольку это является вопросом долгосрочной перспективы и в известной степени «цивилизационным выбором».
Последние опросы общественного мнения указывают на то, что сторонники сохранения Великобритании в ЕС теперь имеют преимущество над евроскептиками. Впрочем, очевидно, что сейчас рано делать какие-либо выводы. Ведь почти 20% населения еще окончательно не определились со своим выбором. Поэтому многое будет зависеть от эффективности информационной кампании обоих политических лагерей. Однако уже сейчас понятно, что Великобритания без преувеличения приближается к одному из важнейших решений в ее современной политической истории.
За свою многовековую историю британцы неоднократно доказывали силу здравого смысла в определении собственных приоритетов. В этой связи не имею сомнений, что если британское общество решит пойти путем последующего участия в реформированном ЕС, то это станет ярким примером компромисса, достигнутого ради общего европейского будущего.
Выпуск газеты №:
№33, (2016)Section
День Планеты