Перейти к основному содержанию

О «гибридных» вызовах...

Почему итоговая пресс-конференция главы МИД не дала ответа на ключевые вопросы для Украины
23 января, 18:53
РИСУНОК ВИКТОРА БОГОРАДА

Более чем полуторачасовая пресс-конференция министра иностранных дел Украины Павла Климкина, которая была посвящена итогам деятельности украинской дипломатии в 2017 году и приоритетам 2018 года, не добавила оптимизма относительно способности этого ведомства усилить роль украинской дипломатии в мире.

О ТРЕХ ИЗМЕРЕНИЯХ РАБОТЫ МИД

С одной стороны, шеф украинской дипломатии назвал успехами в прошлом году «безвиз», который «стал словом года в Украине, и вступление в силу Соглашения об ассоциации между Украиной и Европейским Союзом, а также достигнутые важные преференции в рамках ЗСТ». Правда, нужно напомнить, что некоторые западные дипломаты стали напоминать, что безвизовый режим может быть поставлен под сомнение из-за непринятия Украиной Антикоррупционного суда.

По его словам, отдельным измерением работы МИД является взаимодействие с Североатлантическим Альянсом и продвижение по трастовым фондам. Он напомнил, что на саммите НАТО в Варшаве Украина взяла большое обязательство — до 2020 года достичь стандартов НАТО. Кроме того, Климкин отметил, что сейчас для нашей страны не существует альтернативы, как двигаться к членству в ЕС и Североатлантическом альянсе.

Главным приоритетом работы МИД, по словам министра, «есть и будет на этот год удержание солидарности цивилизованного мира и международного содружества в нашей борьбе против российской агрессии и за нашу независимость и территориальную целостность».

ФОТО РУСЛАНА КАНЮКИ / «День»

О РОССИЙСКОМ СЦЕНАРИИ ФЕДЕРАЛИЗАЦИИ И ФРАГМЕНТАЦИИ УКРАИНЫ

А относительно оккупированного Донбасса — это безопасность и гуманитарный аспект, а также мы должны готовиться к возвращению заложников и политических узников. Кроме того, мы должны заботиться о том, в каких условиях сейчас находятся граждане Украины на оккупированной территории.

Климкин также отметил, что на Донбассе сейчас находится российская оккупационная администрация. По его словам, в ходе последних переговоров с министром иностранных дел России Сергеем Лавровым относительно внедрения миротворческой миссии на востоке Украины стало понятно, что Россия заинтересована в сохранении на Донбассе российской оккупационной администрации, чтобы сохранить этот регион как часть своей, российской колонии. Таким образом, продолжил он, Россия пытается продвигаться к федерализации и фрагментации Украины. Такой сценарий по определению никогда не пройдет, подчеркнул Климкин.

Правда, он при этом не рассказал о каких-то новых инициативах или подходах относительно реинтеграции оккупированных территорий на востоке Украины и возвращения незаконно аннексированного Крыма. С его слов стало понятно, что Украина рассчитывает только на усиление санкций со стороны США против России, что вполне вероятно, но вряд ли можно ожидать усиления санкций со стороны ЕС, где растет количество стран, которые выступают за постепенную отмену санкций.

«НЕ МОЖЕТ БЫТЬ НИКАКИХ КОМПРОМИССОВ ОТНОСИТЕЛЬНО ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ КАКИХ-ТО ДЕМОКРАТИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ ОККУПАЦИОННОЙ АДМИНИСТРАЦИИ»

Также министр не дал конкретного ответа на вопрос «Дня», готова ли Украина идти на болезненные компромиссы, чтобы как можно скорее реинтегрировать оккупированные территории, поскольку чем дольше Россия будет контролировать этот регион, тем труднее будет его вернуть в лоно нашего государства.

Он сказал следующее: «Почему мы предложили концепцию дорожной карты? Поскольку мы понимаем, что все и сразу мы сделать не можем, но нам нужно виденье относительно решения этого вопроса,  в частности и относительно того, каким должно быть решение СБ ООН относительно миротворцев. Мы должны знать, что делаем и когда. И каждый шаг должен быть связан с выполнением международных обязательств Россией. Мы должны построить эту последовательность, и в этой последовательности, возможно, и будут какие-то компромиссы. Но ни в коем случае не может быть никаких компромиссов относительно предоставления каких-то демократических или квазидемократических функций оккупационной администрации. Это лишено смысла. Единственный выход: Россия должна оттуда уйти, а международный компонент — туда зайти и постепенно взять на себя всю ответственность».

На вопрос «Дня», не следует ли министерству прислушаться к советам экспертов по поводу усиления роли дипломатической службы, которые заключаются в выработке комплексной стратегии усиления позиции Украины в мире, определение приоритетов по каждому направлению и необходимости разработки комплексной программы поддержки наших экспортных отраслей, то есть выхода Украины на внешние рынки со своей продукцией на основе европейских стандартов, Климкин сказал, что такая концепция существует, и происходит ее обсуждение в рамках МИД, и мы политически работаем с разными странами. «От того, если мы заложим какой-то формальный документ, ситуация не изменится», — подчеркнул он. С другой стороны, Климкин заявил, что он против разработки какого-то документа, который будет направлен на содействие украинской экспортной отрасли. Я за содействие украинскому бизнесу».

О ПРОБЛЕМЕ МИНСКОЙ ПЛОЩАДКИ И ИНИЦИАТИВЕ НАЗАРБАЕВА

Комментируя объявленную в Вашингтоне президентом Казахстана Назарбаевым инициативу относительно перенесения из Минска в Астану площадки переговоров относительно реализации Минских договоренностей, Климкин сказал, что не видит смысла в изменении такой локации, поскольку это не принесет какой-то добавленной стоимости.

Вместе с тем он отметил, что проблема Минской площадки заключается в том, что Россия не принимает на себя обязательства и более того — перекручивает все договоренности и пытается распространить на Украину то, что они имеют на Донбассе, — оккупационную администрацию.

Затягивание с назначением послов, а таких вакансий более полутора десятков, министр объяснил тем, что эта ситуация связана с четкими требованиями и критериями для глав дипломатических миссий. «Посол не должен быть просто дипломатом, такие времена прошли, он должен быть эффективным на своем месте. И никаких компромиссов относительно качества послов мы не будем делать», — отметил шеф украинской дипломатии. Вместе с тем он сказал, что в ближайшее время Президент объявит назначение ряда послов. Однако выглядит странно такая бескомпромиссность, когда в ряде важных стран на протяжении двух-трех лет нет главы украинской дипломатической миссии. Например, у нас не было два года посла в НАТО. Как это выглядело в глазах Североатлантического альянса на фоне заявлений о нашем стремлении стать членом НАТО? Ответ был очевидным.

«НЕОБХОДИМО МАКСИМАЛЬНО СОСРЕДОТОЧИТЬСЯ НА ВЫРАБОТКЕ СТРАТЕГИИ ПРЕКРАЩЕНИЯ КРОВОПРОЛИТИЯ...»

Константин ГРИЩЕНКО, экс-министр иностранных дел Украины:

— Конечно, «безвиз» — это достижение Украины в прошлом году. А наибольшей неудачей 2017 года я считаю то, что мы абсолютно не продвинулись в решении главной задачи внешней политики — прекращения войны на востоке Украины. И здесь главное, что нет плана, последовательной и убедительной работы с нашими партнерами. Мы, кроме площадки ООН, не использовали другие возможности для того, чтобы продвигать свою позицию и требования.

Второе, я считаю, что экономическая составляющая работы нашего внешнеполитического ведомства в целом отошла не третий план. Особенно это отражается на отношениях с не европейскими странами.

Третье, недостатком является ничем не оправданная задержка с инициированием тщательной подготовки судебных исков для возобновления прав Украины как государства, так и его граждан, интересам которых был причинен вред в результате аннексии Крыма и российской агрессии на Востоке Украины.

Четвертый недостаток — отсутствие системности в работе МИД, ярким примером чего является большое количество вакансий, некоторые из которых не заполняются годами. В частности, Казахстан и Швейцария являются яркими примерами этого. Мы до сих пор не отменили знаменитый указ 2003 года, который позволяет Администрации Президента, а не лично Президенту, исходя из собственных прихотей, задерживать назначения, в том числе на должности советников. Этому нет никакого оправдания. А это все отражается на мотивации дипкорпуса и его эффективности. И, соответственно, недостатки прошлого года являются основными вызовами на этот год. Нужно максимально сосредоточиться на выработке стратегии прекращения кровопролития и перехода к политическому этапу в решении вопроса возвращения неконтролированных территорий, и о Крыме не забывать при этом. Нужна активная профессиональная работа с международными судебными инстанциями и другими ведомствами. Активизация нашей деятельности во влиятельных международных структурах, прежде всего в ООН, где мы перестали быть непостоянным членом СБ ООН, которая остается важной сферой деятельности.

«ЗАДАЧА ЭТОГО ГОДА - СОХРАНИТЬ ПОДДЕРЖКУ ЗАПАДА»

Сергей СОЛОДКИЙ, первый заместитель директора Центра «Новая Европа»:

- Я всегда был реалистом, оценивая результативность внешней политики, понимал, что ограничений больше, чем возможностей. И порой эти ограничения не зависели от Украины. По крайней мере не всегда. Вспомните, чего Украина боялась больше всего на международной арене год назад? Трамп может пойти на кулуарные договоренности с Россией, к власти во Франции могла прийти политик, которая имеет дружеские отношения с Путиным, а ЕС, следовательно, мог бы не продлить санкций, безвизовый режим предстал под угрозой срыва. Всего этого не произошло. Можно долго рассуждать о причинах, обстоятельствах, но правда то, что с США отношения на высоком уровне, Украина получила безвиз, в истории с миротворцами международные партнеры поддерживают Украину, санкции в отношении России продлены и даже усилены США. Поэтому прошедший год можно считать достаточно результативным.

Задача этого года - сохранить поддержку Запада. Речь идет не только о санкциях в отношении России. Прежде всего о поддержке процесса реформ в государстве. Потеря доверия может дорого обойтись Украине. И страхи годовой давности могут оправдаться. На этот раз не потому, что к власти в ЕС имеют шанс пробраться сторонники Путина. А потому, что Украина не может постоянно эксплуатировать позицию жертвы и надеяться таким образом, что партнеры будут закрывать глаза на манипуляции или недоработки. Сейчас мы видим недостаток доверия между украинской властью и западными партнерами в контексте борьбы с коррупцией. Думаю, что Украине удастся преодолеть это недоверие. Важным остается правовой фронт - отстаивание интересов Украины в международных судах в связи с российской агрессией. Стоит фокусировать больше внимания на выполнении Соглашения об ассоциации. Однако эта задача уже не только для дипломатии, а для всего политического класса.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать