О главном
Урбан РУСНАК: Вступление в НАТО обеспечивает территориальную целостность и суверенитет страныПосольство Словацкой Республики сейчас выполняет функции контактного Посольства НАТО в Киеве. Понятно, что через это дипломатическое представительно происходит обмен информацией между посольствами стран-членов НАТО, аккредитованных в столице Украины. Поддержат ли страны организации Североатлантического договора в целом и Словацкая Республика, в частности, заявку Украины на присоединение к Плану действий по членству в НАТО (ПДЧ) на саммите в Бухаресте? Что должен сделать украинский премьер для получения позитивного ответа? Не повлияет ли на решение стран-членов НАТО противостояние, которое возникло в Верховной Раде по поводу данного обращения к НАТО высшего украинского руководства? Как Словацкой Республике удалось убедить население в целесообразности вступления страны в НАТО? Чем может помочь Братислава Киеву в информировании населения о деятельности Североатлантического Альянса и преимущества вступления в эту организацию? Об этом — в эксклюзивном интервью «Дню» Чрезвычайного и Полномочного Посла Словацкой Республики в Украине Урбана Руснака.
«УКРАИНА ДОЛЖНА ВЫПОЛНИТЬ РЯД ТЕХНИЧЕСКИХ ШАГОВ...»
— Господин посол, как ваша страна восприняла подачу Украиной заявки на присоединение к Плану действий по членству в НАТО (ПДЧ)? Поддерживает ли Словацкая Республика такую заявку?
— Словакия поддерживает желание Украины приблизиться к НАТО, интегрироваться в Европейский Союз. Это было подтверждено раньше не только мною, но и министром иностранных дел, а также президентом нашей страны во время встречи с Президентом Украины Виктором Ющенко в Ужгороде. И в этом контексте мы очень приветствуем выражение политической воли и единства, которое отображено в этом письме первыми лицами украинского государства. Мы думаем, что это было сделано в рамках украинского законодательства, которое давно утвердило цель Украины — вступление в НАТО и Европейский Союз. И данное решение является логическим шагом на этом длинном пути. Мы поддерживали вашу страну и всегда будем поддерживать интеграционные шаги Украины настолько, насколько далеко она готова будет идти.
— Как вы думаете, на саммите организации Североатлантического договора в Бухаресте поддержат ли страны НАТО эту заявку и предоставят ли Украине право присоединиться к ПДЧ?
— Я должен честно сказать, что пока среди стран-членов Альянса нет консенсуса относительно данной просьбы. Украина должна выполнить ряд технических шагов, которые касаются и годового Плана действий и Интенсифицированного диалога, без чего немыслим переход на более высокий этап, которым является ПДЧ. Думаю, что те страны, которые поддерживают это украинское желание, очень большие надежды возлагают на предстоящий визит премьер-министра Юлии Тимошенко. Она должна донести официальную точку зрения Киева, в частности, премьер-министра, до членов Североатлантического совета — высшего органа НАТО, который на уровне послов заседает еженедельно. Тимошенко имеет возможность четко и ясно рассказать, почему Украина хочет присоединиться к ПДЧ и как она себе это представляет.
— Господин посол, вы упомянули технические моменты. Не могли бы вы конкретизировать их?
— Например, не был подписан План действий Украина — НАТО на 2008 год. Мы понимаем, что тут есть ряд объективных моментов, которые были связаны со сменой правительства. Но это основополагающий принцип в интеграционных процессах — будь-то Евросоюз или НАТО. Вы должны выполнить все, что было запланировано на предыдущем этапе, прежде чем переходить к более высокому этапу. Мы видим, что есть политическое желание украинской стороны, и мы его приветствуем. Тем не менее, мы не можем сбрасывать со счетов технические недостатки. Все условия необходимо выполнить.
«...ПДЧ — ЭТО ТОЛЬКО ШАГ НА ДЛИННОМ ПУТИ»
— Как вы оцениваете противостояние в Верховной Раде, которое возникло после подписания данной заявки украинскими лидерами? Не повлияет ли это на решение стран-членов НАТО дать положительный ответ на просьбу Украины присоединиться к ПДЧ?
— Я думаю, что любой штрих играет роль в общей картине. И надо понимать, что страны НАТО знают, что в самой Украине нет консенсуса по этому вопросу. С другой стороны, мы считаем, что ПДЧ — это только шаг на длинном пути, в конце которого возможно членство. Но до этого надо стать на этот путь и пройти его. Мы понимаем, что следовало ожидать политических заявлений от партий, которые в настоящий момент отрицают возможность вступления Украины в НАТО. В то же время следует отметить, что те же политические силы раньше проголосовали за закон, в котором прописано, что стратегической целью Украины является евроатлантическая интеграция. Я думаю, что парламентские споры по этому поводу будут продолжаться. Важно, чтобы они велись в цивилизованном формате. Чтобы ни одна сторона не принимала таких мер, которые выходят за рамки политического противоборства. Пусть соперничают идеи, пусть все высказывают свои аргументы «за» или «против». И на основании этих аргументов должны развиться публичные дебаты и диалог, который нужен для того, чтобы люди поняли, зачем Украине вступление в НАТО. Я очень часто встречаюсь с людьми и у меня сложилось впечатление, что большинство украинцев воспринимают этот вопрос через призму лояльности к той или иной политической силе. По сути, мало кто разбирается и хочет разбираться в данном вопросе. Существуют стереотипы, исходя из которых люди высказываются относительно вопросов о НАТО. Я думаю, что в ходе такого диалога будет четко понято, где находятся национальные интересы Украины, и как вступление или невступление в НАТО влияет на эти интересы. И этот ответ для себя, и выход из этого положения должны найти украинские политики, общество. Рано или поздно необходимо себе задать вопрос: каким образом в долгосрочном стратегическом плане можно обеспечить стране суверенитет и процветание.
— Что об этом говорит опыт Словакии?
— Мы тоже задавали себе этот вопрос и взвешивали разные варианты, включая нейтралитет. Но в конце концов мы пришли к выводу, что, действительно, кроме НАТО, на сегодняшний день в мире нет другой организации, которая смогла бы надежно гарантировать суверенитет, независимость и процветание страны. Понятно, что в окружении более сильных стран Словакия и Украина, несмотря на разницу в размерах, не могут обеспечить это военным способом. Существует лишь политическое решение этого вопроса. И поэтому вступление в НАТО является политическим решением, которое обеспечивает территориальную целостность, суверенитет и независимость страны.
«...НАДО ИСХОДИТЬ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО ИЗ НАЦИОНАЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ УКРАИНЫ»
— Как в вашей стране удалось убедить население в целесообразности вступления в НАТО? Ведь основным аргументом России против НАТО является тезис, что она никому не угрожает. А раз так, зачем вступать в НАТО? И подобные аргументы россияне используют по отношению к Украине.
— Потому что такой вопрос не ставился. И думаю, что в Украине эта тема тоже не выстраивается по линии какого-то противостояния НАТО—Россия. Это российская точка зрения, которую они пытаются навязать, в том числе украинскому обществу. Ведь это суверенный вопрос Украины, или же, в нашем случае, Словакии, о том, как мы будем решать вопрос о НАТО. У нас вопрос о России как таковой тоже не стоял. Мне известно, что в отношении Украины со стороны России тоже были высказывания о том, что это суверенное дело Украины, каким образом она будет решать вопросы своей безопасности. В этом плане, я думаю, надо исходить исключительно из национальных интересов Украины. Нужно смотреть не только на то, кто угрожает, а и на то, что вступление в НАТО предусматривает приближение стандартов государства к европейским. Это значит, что все наболевшие проблемы, которые имеются в Украине, — судебная система, взяточничество, малоэффективная энергоемкая экономика и политическое устройство власти — должны ускоренными темпами решаться в пользу европейского образца. Эти политические и экономические составляющие необходимы для будущего вступления Украины в НАТО. Также существует вопрос вооруженных сил. Хотя он очень важный, но не является определяющим. И даже имей Украина великолепные вооруженные силы, но в то же время — высокую степень коррупции, дающую сбои политическую систему, ненормально работающую экономику, — в таком случае очень трудно представить Украину интегрированной в НАТО. Рядовые граждане от приближения к НАТО получат стандартизацию условий жизни. У вас будут действовать демократические рамки, которые хорошо себя зарекомендовали в Европе после Второй мировой войны. На этих принципах смогли развиваться страны, которые были разрушены во время этой войны. Хотя мы были победителями, страны, находящиеся по ту сторону железного занавеса, динамично развивались и обогнали нас. Мы в Словакии сменили политическую систему и пытаемся наладить жизнь, работу на тех же самых принципах. Нам это удалось. И я больше чем уверен, что Украине тоже это удастся. Потому что люди здесь умные и хотят жить нормально. А если у них есть желание, его надо превратить в действие. Ибо в бездействии очень сложно будет двигаться вперед. И как раз интеграция в НАТО или в Евросоюз является внешней составляющей этого процесса. Очень сложно реформировать страну. Трансформация без какого-то русла или четкого направления — это очень болезненный процесс. И как раз осознание того, что страна находится в интеграционном процессе, дало, например, Словакии возможность понять, что можно, а чего не нужно делать. Приняв серьезное решение, что для суверенитета страны необходимо вступление в НАТО, мы стали рассматривать все вопросы, с которыми нам приходилось сталкиваться как внутри страны, так и за рубежом, с той точки зрения, словно мы являемся членом Альянса. После принятия политического решения, до членства в НАТО де-юре, мы старались действовать, как фактические члены НАТО. Я думаю, что это единственный путь для Украины. Если есть твердое желание, выраженное в совместном письме Президента, премьер-министра и председателя парламента, то, по моему мнению, это очень хорошее начинание на этом пути. Сейчас Украине нужно только убедить скептиков, что намерение вступить в НАТО — это не просто декларация, а действительно первый шаг на этом пути. Это будет достаточно сложный путь, и надо будет его пройти. Не для НАТО, а для самой Украины.
«...ПОКА В УКРАИНЕ НЕТ СМЫСЛА ПРОВОДИТЬ РЕФЕРЕНДУМ ПО НАТО»
— Господин посол, как вы относитесь к тем заявлениям Партии регионов, которые почему-то совпадают с мнением российской политической элиты, о необходимости проведения референдума до присоединения Украины к ПДЧ?
— Словакия тоже в 1997 году проводила референдум, причем в аналогичной ситуации. У нас не было приглашения на вступление, правда, в то время не было еще ПДЧ. Тогдашнее правительство инициировало по этому вопросу референдум, в котором приняло участие 7% словаков. И поэтому референдум оказался недействительным. В 2004 году мы вступали в Альянс, но решение было принято на уровне правительства и парламента. НАТО в принципе не вынуждает своих членов проводить референдум. Сама страна решает, каким образом принимать решение о вступлении в Альянс.
Я считаю, что пока в Украине нет смысла проводить референдум по НАТО. Потому что на сегодняшний день нет приглашения к членству. Сегодня мы имеем желание Украины присоединиться к ПДЧ, а со стороны НАТО — желание помочь вашей стране. Но Украина должна выполнить все технические и политические шаги для этого. Необходимо убедить своих партнеров, что после известного заявления Виктора Януковича в Брюсселе 14 сентября 2006 года Украина немного сбавила обороты. И что это было исключением, а сегодня мы возвращаемся к нормальным отношениям с НАТО, которые были прописаны в законе. Украинские лидеры должны объяснить НАТО и своему народу, что было исключением из правил: приближение к НАТО или отдаление от НАТО.
— Господин посол, как ваша страна или другие страны НАТО могут помочь Украине в информировании о деятельности Североатлантического альянса?
— Я думаю, что наш опыт информирования может оказаться полезным Украине. Это объясняется тем, что Словакия в свое время была в очень похожем положении, таком, как Украина сегодня. После смены правительства, которое на словах провозглашало намерение приблизиться к НАТО, но на деле ничего не делало для этого. Пришло правительство, которое сделало поворот к НАТО и стало воплощать программу не на словах, а на деле. Но, с другой стороны, в 1998—1999 гг. примерно 30% словаков поддерживало вступление страны в НАТО. Напомню, что это был период, когда развивались события в Косово, шла бомбежка Югославии. Было ясно, на чьей стороне симпатии народа. Однако, в то время премьер-министр Микулаш Дзуринда показал, что он лидер и смог повести за собой народ. Он понимал, что на тот момент народ не поддерживал это решение. Но Дзуринда был убежден, что для стратегического развития Словакии было необходимо сделать этот шаг. Ведь наши соседи в этот момент уже вступали в НАТО, а мы от них отстали. Такие лидеры в Украине есть, и если они встанут и поведут за собой, то смогут убедить украинский народ, что для стратегического развития Украины именно интеграция, будь-то в НАТО, будь-то в Евросоюз, является залогом будущего процветания независимой страны.
— Господин посол, когда следует ожидать подписания соглашения о малом пограничном движении между нашими странами?
— В декабре прошлого года был парафирован текст соглашения. Сегодня мы вошли в процесс достаточно сложного согласования на двухстороннем уровне. Это соглашение должно пройти согласование в Еврокомиссии, а потом пройти ратификацию правительством, парламентом и президентом нашей страны — поскольку все, что касается границ в Словакии, регулируется межгосударственными соглашениями. Надеемся, что в течение одного-двух месяцев мы сможем подписать соглашение и уже к лету будем технически готовы его воплотить.
Выпуск газеты №:
№14, (2008)Section
День Планеты