Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

О комбинации Кремля

Джеймс ШЕРР: «Я считаю, что будет кардинальное изменение поведения запада, и Россия это почувствует»
04 марта, 12:34
ФОТО РЕЙТЕР

В последние дни всем во всем мире стало понятно, что Украина стала объектом агрессии со стороны России, которая в нарушение всех норм международного права, оккупировала Крым. Какие цели преследует Россия, идя на такой шаг, и какие дальнейшие сценарии собирается разыгрывать Путин в отношении Украины? Сможет ли Запад остановить Россию и заставить ее вывести войска из Крыма? Об этом — в интервью со старшим научным сотрудником Британского королевского института международных отношений Chatham House Джеймсом ШЕРРОМ, который почти 20 лет занимается исследованием сектора безопасности Украины.

«В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ТОГО, ЧТО МЫ ВСЕ БУДЕМ ДЕЛАТЬ, ЗАВИСЯТ ДЕЙСТВИЯ РОССИЙСКИХ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ НА ТЕРРИТОРИИ УКРАИНЫ»

— Минимальная цель России — сделать Украину неуправляемой. А ее максимальная цель заключается в обеспечении подчинения Украины при согласии Запада. Вместе с тем, первоочередная цель Москвы — убедить Киев, Брюссель и Вашингтон, что ничего важного не может произойти в Украине без ее согласия. Для достижения этих целей она будет стремиться к федерализации (которая в сегодняшних условиях означает де-факто распад) и «особый статус» для Крыма, который предусматривает установление режима общего суверенитета или, как вариант, «независимости» под российским «протекторатом» по модели Южной Осетии/Абхазии. Не удивляйтесь, если подобные «решения» будут предложены в ближайшие дни и недели.

За последние несколько недель Украина была объектом того, что чекисты называют комбинации: комбинированного использования средств для достижения комбинации целей. Средства, которые используются, являются специально гибкими. Цель, вероятно, является еще гибче, чем полагают люди. Ключевая цель нынешней военной операции — это разведка боем: военные действия с целью оценки намерений противника и его силы. Обратите внимание на ответ Кремля на разрешение Государственной Думы относительно привлечения войск в Украину: Путин «будет принимать эти решения с учетом того, как будет развиваться ситуация». По моему мнению, эти решения будут зависеть исключительно от реакции новой политические власти, вооруженных сил, имеющихся в их распоряжении, западных партнеров Украины. То есть в зависимости от того, что вы и мы будем делать, российские вооруженные силы будут или расширять свои операции на территории Украины, или окапываться, или выходить.

То, что мы наблюдаем в данный момент, это План Путина B. Он начал его реализацию после провала плана А: Операции «Бумеранг» и «Волна» (который, не случайно, проходил при содействии бывшего первого заместителя начальника ГРУ РФ). Но вторжение в Украину, сначала тайком, а затем большими силами, не является импровизацией. Серьезные планирования, вероятно, началось 24 января, когда Совет Безопасности РФ усилил полномочия Генерального штаба. На следующий день Начальник Генерального Штаба генерал армии Герасимов заявил, что в ходе совещания, продолжавшегося целый день, в Академии Генерального штаба был выработан «комплекс мероприятий, необходимых для перехода страны на военное положение». Он также заявил, что интернационализация «вооруженной борьбы» в Украине уже началась под эгидой Запада. Я считаю, что, когда Янукович встретился с Путиным в Сочи 4 февраля, ему был выдвинут ультиматум: подавить восстание, иначе оно будет раздавлено другими.

Эта последовательность, кажется, раскрывает тайну: решение Януковича в последнюю минуту подписать посредническое соглашение с ЕС 20 февраля. По словам министра иностранных дел Польши Сикорского, Янукович упирался в течение всей встречи. Тогда он поговорил с Путиным по телефону. И после этого сдался. В переводе это значило: План А исчерпал себя и от Януковича можно было избавиться. Эйфория, с которой сопровождался его отъезд из Киева, очень напоминает эйфорию, наступившую после краткосрочного вывода советских войск из Будапешта в 1956 году и преддверие разгрома Пражской весны в 1968 году. Общее в этих событиях: планирование, обман и коварство.

В то время как украинцы борются против Плана B, есть все возможности начала Плана C: непрямой политический маневр, вырабатывающий соглашение по «урегулированию» за спиной страны. Всегда стоит процитировать Ленина: «Какой дурак может поверить, что мы могли бы победить наших врагов без наших сторонников в их лагере? Каждый в новой властной коалиции Украины является непримиримым врагом Януковича и кланов, связанных с ним. Не каждый является врагом России или Путина лично. «Разрешения» энергетических кризисов 2006 и 2009 годов не забыты в Москве. Об этом стоит вспомнить в Киеве. Если в верхушке украинской власти есть трещины, Путин будет искать их — и найдет.

«НУЖНО ПРИНЯТЬ МЕРЫ, ЯВЛЯЮЩИЕСЯ АСИММЕТРИЧНЫМИ»

Как вы оцениваете реакцию Запада на то, что происходит в Крыму?

— Первые отзывы на высоком уровне вызывали тревогу. Тем не менее, в течение 24 часов произошла метаморфоза. Госсекретарь Керри, охарактеризовавший сейчас действия России как «наглую агрессию», предупредил, что Соединенные Штаты и их десять важнейших союзников готовы «идти до конца, чтобы изолировать Россию экономически», что все остальные варианты остаются «на столе» и что отказ России предпринять «немедленные и конкретные шаги», чтобы изменить курс, будет иметь «серьёзные» последствия. Генеральный секретарь НАТО, имеющий репутацию как излишне доверчивый в отношении России, сказал, что агрессия «угрожает миру и безопасности в Европе». Это заявление является настолько жёстким, насколько позволяет официальный язык.

Это ошеломляющее превращение побуждает меня сказать, не в первый раз в Украине, что западная политическая культура основывается не на «вертикали власти», а на коммуникации снизу «вверх» (от рабочего уровня до лиц, принимающих решение). Неделями государственные и независимые эксперты, гражданские и военные штабы (некоторые из них круглосуточные центры по урегулированию кризисов) следили за развитием событий, обменивались оценками и готовили анализы и рекомендации для лиц, принимающих решения. В обычное время сообщения «смягчаются», когда они передаются вверх по цепочке. Но в период кризиса, «горячие и прямые/жёсткие откровенные» оценки с благодарностью принимаются. Я видел, что это происходило несколько раз, и это происходит и сейчас.

Однако украинцы правы, оставаясь скептиками до того момента, пока Запад начнёт действовать. С нашей стороны в отношении России нужно принять меры, являющиеся асимметричными, систематическими и навязывающими настоящий дискомфорт. В некоторых странах, где присутствие бизнеса России высокое (например, в Великобритании и Германии), мероприятия могут быть более ограниченными и менее заметными, чем того хотелось бы. В других (как США) они могут быть драматичными. Я не исключаю военную составляющую в таком виде, как изложил адмирал Джеймс Ставридис, бывший ВГК ОВС НАТО в Европе в интернет-журнале Foreign Policy за 1 марта 2014 года. В целом, я считаю, что будет качественное изменение поведения Запада, и Россия это почувствует.

Не менее важным является то, что со стороны Запада происходит быстрое возрождение и модернизация всего механизма поддержки НАТО и ЕС модернизации и реформирования обороны, безопасности и правоохранительных органов Украины. Долгосрочные потребности серьёзные. Непосредственные потребности — очевидны.

Крайне важным, как мы знаем, является чрезвычайный пакет финансовой помощи. Одна часть этого пакета должна быть предоставлена немедленно, чтобы правительство и банковская система могли продолжать функционировать. Вторая часть, больший компонент, необходим для возобновления платежеспособности. Эта часть будет предоставляться с условиями, которые украинцам не понравятся, но которые они должны приветствовать. Без них экономика будет продолжать «пожирать» деньги в больших масштабах. За последние четыре года экономика утратила способность предоставлять вознаграждение за добросовестный труд. Пока налоговая система не поощряет предпринимательство, пока имущество не находится в безопасности, пока не будут устранены системы скрытых субсидий и преференций, Украина не будет иметь будущего, которым украинцы могли бы гордиться. Ни ЕС, ни МВФ не ждет, что новая власть Украины решит эти проблемы в ближайшее время. Но она должна начать их решать.

Наконец, украинцы могут рассчитывать на национальную и международную помощь в поиске и возвращении миллиардов, которые были похищены из страны.

«ЕСЛИ УКРАИНА СЕРЬЕЗНО СОБИРАЕТСЯ СТРОИТЬ ЕВРОПЕЙСКУЮ ДЕМОКРАТИЮ, ОНА ДОЛЖНА ВОССТАНОВИТЬ ПРОФЕССИОНАЛИЗМ»

Как вы оцениваете реакцию новых властей Украины на этот вызов со стороны России?

— Они учатся быстро. Они должны ещё много учиться. Агрессоры не дают скидку на колебания. С тех пор, как крымский парламент был захвачен 27 февраля, понадобилось почти три дня, чтобы объявить, что Россия совершила акт войны и начать мобилизацию. Вооруженные Силы Украины, которые уже были дезориентированы, стали деморализованы. Трусы на Западе получили щит, за которым они могут спрятаться. А сейчас что-то позитивное происходит. Но кто в действительности руководит?

В первых назначениях правительства была тревожная непоследовательность. Профессионалам дали экономические портфели, а усердным любителям — в области безопасности и обороны. Были некоторые достойные исключения из этого правила, но немного. Страна не может руководствоваться маоистскими принципами. Украина не может позволить себе, чтобы ее сектор обороны и безопасности возглавляли люди, которые не понимают работы или мало знакома с тем, как эти учреждения работают и как ими нужно управлять. В Украине есть выдающиеся специалисты в сфере обороны и безопасности: патриоты, демократы, некоторые из них совсем молоды, и все они доказали свои способности. Где они?

Депрофессионализация определяла режим Януковича как клептократический авторитаризм. Если Украина серьезно собирается строить европейскую демократию, то она должна восстановить профессионализм. Следует делать то, что делают все демократические страны, — отделить структуры исполнительной власти от структур, отвечающих за подотчетность и надзор за правительством. Первые должны возглавить люди с выдающейся квалификацией, вторые — представители народа, люди с выдающимися качествами. Сочетание этих функций неминуемо ведёт к некомпетентности и коррупции. Наступило время, чтобы Украина вышла из этого наследия.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать