О малайзийской модели успеха
ЧУА Теонг Бан: Если Украина будет осуществлять агрессивное продвижение, ваш бизнес и экономика будут процветать![](/sites/default/files/main/articles/26032013/8chuateongban.jpg)
Украина возлагала большие надежды на сотрудничество с Малайзией, особенно в военно-технической сфере. Об этом особенно акцентировалось внимание в 2003 году, когда нашу страну посетил с многодневным официальным визитом премьер-министр этой страны Махатхир, которому продемонстрировали возможности украинской авиакосмической и судостроительной отрасли. К сожалению, эти возможности так и не были использованы. Малайзия, страна со многими этническими группами, многими религиями, считаются одной из наиболее динамически развивающих экономик мира. Ежегодные темпы развития малайзийской экономики составляют 7% ВВП. Малайзия занимает второе место в мире в рейтинге по показателю как страна, экономика которой больше всего зависит от торговли. Так почему бы Украине не воспользоваться этим фактором в отношениях с этой страной, чтобы она покупала украинские товары и услуги. Благодаря чему Малайзии удалось на протяжении десятилетия обеспечивать развитие экономики, сохраняя стабильность в мультиэтническом и мультирелигозном обществе, и почему не удалось до сих пор реализовать потенциал сотрудничества между нашими странами. Об этом «Дню» — в эксклюзивном интервью посла Малайзии в Украине ЧУА Теонг Бана.
— Господин Посол, заходя в посольство, я увидел лозунг «Малайзия настоящая Азия». И у меня возник вопрос, почему именно такой слоган был выбран для вашей страны?
— Это наша туристическая ключевая фраза или выигрышный лозунг. Его выбрали из-за уникального состава Малайзии — полирасового и полирелигиозного, где присутствуют все этнические группы в Азии, начиная от арабов, Ближнего Востока, Китая, Индии до юго-восточного региона Азии, которые живут в Малайзии. Другими словами, почти вся Азия присутствует в Малайзии. Эта ключевая фраза оказалась выигрышным лозунгом, который мы запустили в 2007 году и получили дополнительно 7,4 млн туристов, которые приезжали в Малайзию в том году. В прошлом году приток туристов в Малайзию составлял 25,03 млн человек.
— Это почти численность населения вашей страны...
— Да. Практически количество иностранцев, которые приезжают в Малайзию в течение целого года как туристы, практически приравнивается к численности населения Малайзии. Поступления, полученные от индустрии, туризма достигают $2,02 млрд.
— Малайзия считается одной из самых динамических экономик Юго-Восточной Азии. Каким образом вашей стране удалось на протяжении десятилетия обеспечить экономический рост и политическую стабильность?
— Высокие темпы промышленного роста в Малайзии не являются случайными. Это — результат должного и тщательного экономического планирования. И одним из ключевых принципов, которые мы приняли, это принцип открытого рынка. Мы также постоянно реформировали нашу экономическую структуру, применяя проактивный подход. Таким образом, мы постоянно изменяемся, чтобы подготовиться к будущим вызовам. Когда мы получили независимость в 1957 году, наша экономика базировалась на сельскохозяйственных товарах. Мы медленно двигались к индустриализации и производству товаров в 1970-е годы. Сегодня наша экономическая структура более не зависит от этих двух секторов, но больше полагается на сферу услуг, которая составляет около 48 процентов нашей экономики.
— Это почти половина?
— Да. Но доля сельского хозяйства с момента независимости сократилась до 12 процентов. Промышленный сектор, который раньше составлял почти 60—70 процентов, также сократился на 40 процентов. Следовательно, другими словами, наша экономика переходит от сельского хозяйства как основы формирования ВВП к индустрии услуг.
— Какую экономическую модель за образец наследования выбрала ваша страна?
— Я думаю, что каждая экономическая модель, которая принята в каждой стране, имеет свои особенности. То есть не правильно сказать, что мы будем следовать одной модели. Мы выбираем все лучшее в соответствии с нашими потребностями и ограничениями. Но самое главное то, что мы применяли прагматичную экономическую политику, мы — активны, мы направлены на реформы, мы постоянно изменяемся. Мы хотим стать еще более конкурентоспособными. В движение нашу экономику приводили не только вышеназванные принципы, но и то, что мы были прагматиками и признали, что наш внутренний рынок является малым. Следовательно, мы вынуждены были выйти в мир, чтобы продвигать нашу продукцию, чтобы получить внешнюю долю рынка, который, очевидно, выдвигает большие требования. Таким образом, мы можем генерировать больший спрос для развития нашего промышленного потенциала.
— Господин посол, не могли ли бы вы объяснить, как в вашем полиэтническом и полирелигиозном обществе с одним государственным языком удается обеспечить гармонию?
— Важнейшим элементом является то, что основные права всех граждан Малайзии охраняются нашей Конституцией. Она действительно определяет один государственный язык, но позволяет свободно употреблять другие языки. На них преподают в школах. Такая же свобода касается исповедания религии. Ислам является главной и официальной религией, но и другие религии могут свободно практиковаться. Таким образом, вы найдете церкви и мечети, которые стоят бок о бок. В некоторых местах церковь, буддийский храм, храм индуиста или любое другое религиозное место поклонения расположены близко друг к другу в гармоничном отношении.
— И при этом ваша страна является монархией...
— Да. Распределение власти между премьер-министром и монархом осуществлено по примеру британской модели, где премьер-министр является главой правительства, а монарх — главой государства. Исторически сложилось так, что у Малайзии много правителей, и все эти правители имеют свои суверенные права на землях своих предков. В Совет правителей вошли все девять султанов, которые выбирают между собой Верховного короля Малайзии через каждые пять лет. Эта уникальная система отбора является демократической и единственной в мире. Как и в британской конституционной монархии, король является символом единства. Он стоит над политикой, привносит гармонию и единство каждому.
— Господин посол, в одном из интервью вы упоминали о трех важных задачах на должности главы дипломатической миссии в Украине: организовать двусторонние визиты на высоком уровне, оживить межрегиональные, культурные, гуманитарные и деловые контакты, а также довести товарооборот до 1 млрд долларов. Удалось ли вам достичь этих целей?
— Я уже два года работаю над достижением этих простых целей. Надеюсь, дела пойдут лучше в этом году. Вы не можете ожидать, чтобы эта работа немедленно приносила результат.
Я также пытаюсь оптимизировать отношения, организовывая визиты на высоком уровне из Малайзии в Украину и обратно. Многие высокопоставленные чиновники Малайзии посетили Украину в рамках двусторонних миссий.
Ежегодно наше посольство направляет две группы украинских бизнесменов в Малайзию, чтобы они открыли возможности торговли малайзийскими товарами и рассмотрели возможности инвестирования в Малайзию. Я также постоянно работаю над продвижением туризма и расширением контактов между людьми. Благодаря этим усилиям больше украинцев посещают Малайзию. Около 5,5 тыс. украинцев посетило Малайзию в прошлом году, потому что для посещений нашей страны визы не нужны. С другой стороны, мы видим, что существует много сфер деятельности и потенциал в сфере бизнеса в Украине. В Малайзии недостаточно осведомлены о том, что происходит в Украине.
— А что с визитами на высоком уровне, когда Президент Украины посетит Малайзию?
— Конечно, я заинтересован в том, чтобы Президент Украины и другие украинские министры посетили Малайзию в ближайшем будущем.
— Разве не в мае? Мне сказали, что визит запланирован на это время.
— Я не знаю, этот ли визит запланирован на май. Официально мне об этом не говорили. Поэтому я считаю лучше говорить о более общих сроках. Мы надеемся, что этот визит состоится до конца этого года. Если Президент Украины посетит мою страну, то это было бы важной вехой в наших двусторонних отношениях.
— Бывший посол Малайзии в Украине, у которого я брал интервью в 2003 году, рассказал о возможностях сотрудничества между нашими странами в разных областях и даже рекомендовал: будьте активнее — Азия откроется перед вами. Что вы можете сказать об этом, исходя из вашего двухлетнего опыта пребывания в Украине?
— Я думаю, он говорил об этом, исходя из опыта Малайзии. Нашей независимости — 55 лет, а независимой Украине — 21 год. Мы молодые нации. Мы знаем, что такое государственное строительство, поскольку мы превратили нашу экономику из колониальной в активную экономику в мире. Мы в состоянии ее трансформировать, потому что мы сделали много промо-акций. И когда посол говорил: будьте активнее, это означает быть активнее в продвижении ваших интересов. Мы способны были стать активной экономикой, развивающейся, потому что мы продвигали нашу продукцию за рубежом, и мы знаем, что у нас отличная продукция. Мы знаем, если Украина будет осуществлять агрессивное продвижение, ваш бизнес и экономика будут процветать. А когда ваша экономика процветает, ваши люди будут наслаждаться лучшей жизнью. Если у вас будет лучшей жизнь, то будет и большая стабильность.
— То есть вы считаете, что продвижение возможностей в разных сферах является проблемой Украины?
— Я думаю, что у Украины будет больший потенциал, если она будет осуществлять продвижение на более систематической и постоянной основе. Нельзя рекламировать свою продукцию только сегодня и перестать это делать завтра. Мы непрерывно рекламировали нашу экономику, нашу продукцию. Продвигая нашу продукцию, мы постоянно совершенствовали ее и наши услуги, чтобы быть конкурентоспособными с другими развивающимися экономиками. Некоторая наша продукция очень дешевая.
Мы также содействовали развитию туризма. В 1990 году, начиная кампанию «Посетите Малайзию», мы ожидали 3 млн. туристов в год. Сегодня Малайзию в год посещает более чем 25 млн. человек. Это резкое увеличение связано с нашей последовательной рекламной деятельностью. По моему мнению, Украина недостаточно поощряет покупку ее продукцию. И в этом основная причина того, что торговый баланс между Малайзией и Украиной в пользу Малайзии. Малайзийские деловые люди не знакомы с вашей продукцией. Они больше знакомые с продукцией других стран, которые добились большего успеха в продвижении своих товаров или услуг. Украина имеет высокие технологические возможности в аэрокосмической и оборонной промышленности. Если вы не занимаетесь продвижением, не разрабатываете вашу продукцию под потребности клиентов, ваша продукция останется на вашей полке. Продвижение очень важно для Малайзии и поэтому нам удалось привлечь инвесторов прийти в Малайзию. Мы готовы провести консультации и обсудить с потенциальными инвесторами их страхи, мифы и сомнения относительно инвестирования в Малайзию. Поэтому я верю в продвижение.
— Как относительно $1 млрд торгового оборота. Как этой цели добиться?
— Я думаю, что эта цель легко достигается, если обе стороны будут работать вместе. Ныне Малайзия активно работает и делает много, приглашая украинских бизнесменов в Малайзию, чтобы они покупали малайзийские товары. В итоге почти 66 процентов от общего объема торговли составляет импорт из Малайзии, в то время как экспорт из Украины — почти 33 процента. Если мы сможем увеличить экспорт украинской продукции в Малайзию, то будет расти общий объем торговли, и он будет более сбалансированным.
— Какую украинскую продукцию хотела бы закупать Малайзия?
— Малайзия также является новой индустриальной страной. У нас есть ресурсы, причем среди них есть такие, которых нет у вас и, наоборот, у вас есть некоторые ресурсы, которых нет у нас. Таким образом, мы должны найти комплементарный способ работать вместе. Как только мы сделаем промоцию, а бизнесмены и инвесторы в полной мере осознают риски, препятствия, ограничения, бизнес-среду и стимулы, которые предлагаются, то они воспользуются этой возможностью, и настойчиво будут работать, чтобы ее использовать.
— Но вы не назвали, в каких именно сферах. Что вы скажете о возможностях Украины по запуску спутников?
— Никто не сомневается, что Украина имеет потенциал в аэрокосмической отрасли. Малайзия запустила в 2000 году микроспутник TIUNGSAT ракетоносителем, который вместе производят Украина и Россия. Мы знаем, что Украина может строить авианосцы, корабли, самолеты и другое военное оборудование. Опять же нужно продвижение, чтобы продать свою продукцию. Ежегодно в Малайзии проходят выставки военной техники. В этом году 26—30 марта состоится LIMA 2013 Langkawi Международная морская и аэрокосмическая выставка. В следующем году — выставка Defense Services Asia. Обе выставки ориентированы на рынок оружия в Азийско-тихокеанскому регионе. Украина ежегодно принимает участие в этих выставках. Было бы хорошо увидеть должностные лица высокого уровня, министра, который бы отправился в Малайзию, чтобы оказать поддержку оборонной промышленности. Такой визит был бы хорош для построения взаимопонимания и политического сотрудничества.
— Какое у вас впечатление об Украине?
— Украина очень красивая страна, стратегически важная страна. В вашей стране очень хорошие и теплые люди, красивые личности. Один конкретный момент, который очень поразил меня, — это искренность и честность простых людей. Я не говорю приятные слова, чтобы угодить читателям. Я говорю о собственных наблюдениях. Уровень честности среди простых людей на улице поражает. Например, если вы заходите в переполненную маршрутку через задние двери, вы можете смело передать большую банкноту, чтобы оплатить проезд. Эту банкноту передадут водителю через множество рук, и сдача вернется к вам таким же образом. Такие простые вещи, которые наблюдаю в Украине, говорят об искренности украинского народа. Я считаю, что украинцы могут быть очень хорошими друзьями. Возможно, они выглядят суровыми, но когда вы начнете с ними разговаривать, лучше понимать их, то вы будете удивлены, какие они открытые, дружественные и сердечные.
— А что из увиденного в нашей стране вам особенно понравилось или поразило?
— Я уже говорил, что Украина очень красивая страна. У нее много исторических памятников. Я видел немало из них и получил большое удовольствие. Единственная проблема в том, что я не знаю ни украинского, ни русского языка, отсюда многое для меня осталось непонятным. Поэтому, если украинцы хотят заработать на туризме, то указателей и объяснений на английском языке должно быть больше. Это будет только на пользу.
Выпуск газеты №:
№54, (2013)Section
День Планеты