О НАТО и политике «двойного подхода»
Барбора МАРОНКОВА: «Все союзники твердо поддерживают территориальную целостность и суверенитет Украины»
Центр информации и документации НАТО в Украине (ЦИДНУ) довольно активно и креативно приобщается к информированию украинского населения о военно-политическом блоке, к которому много лет стремится присоединиться наша страна. В этом году по инициативе директора ЦИДНУ) Барборы Маронковой совместно с неправительственной организацией и городской властью Европейская площадь в Киеве превратилась фактически в площадь НАТО благодаря развешенным на флагштоках флагам Альянса, а также клумбе с надписью «НАТО — 70» и логотипу Альянса. Этот проект был осуществлен к 70-летию основания Организации Североатлантического договора.
Разговор с пани Маронковой «День» начал с оценки результатов и значения для Украины лондонской встречи Лидеров НАТО, приуроченной к 70-летию подписания в Вашингтоне 4 апреля 1949 года договора о по основанию Организации Североатлантического договора.
«СРЕДИ ПРИНЯТЫХ В ЛОНДОНЕ РЕШЕНИЙ РЕЧЬ ШЛА ОБ УСИЛЕНИИ КОЛЛЕКТИВНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НАТО»
— Встреча лидеров НАТО в Лондоне, а именно так мы называем это событие, стала завершением нашего празднования 70-летия основания Организации Североатлантического договора, которое началось со встречи министров иностранных дел НАТО в Вашингтоне 4 апреля. Именно в этот день 70 лет назад состоялось подписание договора в столице США.
В Лондоне была достаточно короткая встреча Лидеров. Цель этой встречи — рассмотреть, чего НАТО достигло за 70 лет, но также и посмотреть в будущее, и что нужно НАТО делать, чтобы эта организация соответствовала своей цели. На этой встрече было принято много решений, которые демонстрируют готовность и возможность НАТО модернизироваться и адаптироваться к новым вызовам в сфере безопасности.
ФОТО РУСЛАНА КАНЮКИ / «День»
— И что же должно для этого сделать НАТО?
— Прежде всего, я бы сказала, среди принятых решений речь шла об усилении коллективной безопасности НАТО. Кроме того, союзники сигнализировали готовность реализовать инициативу готовности НАТО, о чем генсек объявил в Лондоне. Речь идет об обязательстве союзников предоставить 30 батальонов, 30 авиаэскадрилий, 30 боевых кораблей, которые должны быть готовыми в течение 30 дней.
Мы заявили о том, что космос станет 5-тым операционным театром для НАТО наряду с сухопутным, морским, киберпространством. О последней инициативе — киберпространстве — было объявлено в 2016 году.
Союзники согласились также с новым планом действий по увеличению усилий в борьбе с международным терроризмом. Кроме того, был достигнут прогресс в распределении груза в оборонных расходах во время дискуссий. Уже пятый год подряд идет рост расходов на оборону и инвестиции, что позволяет НАТО стать сильнее в плане оборонных возможностей.
Поскольку речь идет о новых вызовах в области безопасности, то значительная часть дискуссий была посвящена тому, как подготовиться к гибридным угрозам.
И потому союзники должны усилить стойкость в энергетической безопасности, особенно в защите энергоинфраструктуры, безопасность телекоммуникационной инфраструктуры и телекоммуникационных систем. Также значительная доля новых инвестиций НАТО должна гарантировать наше технологическое преимущество, чтобы иметь современные оборонные возможности.
Также на этой встрече состоялись дискуссии о России, особенно о будущем контроле за вооружениями. Последним, но не менее важным и новым было то, что впервые союзники говорили о Китае, в частности о вызовах и о возможностях, которые несет рост Поднебесной, а также о последствиях для безопасности союзников.
Для трехчасовой встречи они обсудили много проблем, что демонстрирует, что НАТО является очень активным и динамичным.
— Очень хорошо, что в политической декларации по результатам этого саммита сказано: агрессивные действия России составляют угрозу евроатлантической безопасности. Но в то же время мы слышим много заявлений, в частности со стороны президента Франции Макрона и даже от главы Альянса, что Россия не является врагом НАТО и что необходимо улучшить отношения с РФ. Почему так происходит, ведь всем известно, что Россия сделала в 2008 году, начав войну против Грузии, а в 2014 году она аннексировала Крым и начала войну на Востоке Украины?
— Когда мы говорим о НАТО, то наша политика двойного подхода к России, о которой вы хорошо знаете, оборона и диалог — не изменились. Это остается на месте. Поэтому мы много инвестировали в оборонное сдерживание. И мы определяли ряд мероприятий, которые НАТО осуществило. В действительности, мы имплементировали наибольшее усиление нашей коллективной обороны после завершения холодной войны. И впервые в нашей истории мы имеем войска, готовые к ведению боевых действий в восточной части Альянса. И это наше оборонное сдерживание.
Но мы всегда также подчеркивали, что нам нужен диалог с Россией. Во-первых, наш генсек часто говорил, что Россия является нашим наибольшим соседом и она никуда не денется. А во-вторых, что нам нужно вести диалог, в частности в моменты, когда напряжение высоко. Следовательно, мы ищем способы, как мы можем продолжать этот двойной подход.
Решения Альянса принимаются консенсусом, и все союзники твердо поддерживают территориальную целостность и суверенитет Украины. В этом плане ничего не изменилось.
— В интервью канала CNN для программы GPS генсек опять повторил, что Россия не является врагом и назвал Россию более настойчивой (assertive). Но это определение не является негативным, все страны должны быть настойчивыми в отстаивании своих интересов.
— Для нас поведение России является агрессивным относительно ее соседей. И как я уже отмечала, союзники продолжают поддерживать территориальную целостность и суверенитет Украины. А также мы продолжаем призывать Россию вывести свои войска из Украины, свое военное оборудование, а также прекратить поддерживать сепаратистов на Востоке Украины. И наша позиция относительно Украины сохраняется.
— Пани Барбора, бывший заместитель главы АП по иностранным делам Константин Елисеев так охарактеризовал в Twitter итоги встречи лидеров Альянса в Лондоне: «Досадно читать декларацию юбилейной встречи НАТО в Лондоне, где ни единого слова об Украине, росагрессии, единственном продолжающемся вооруженном конфликте в Европе, Крыме. Однако нашлось место реверансам НАТО в сторону России о готовности к диалогу. Очередная политико-дипломатическая пощечина Украине...» Что вы скажете на это?
— Я могу лишь сказать, что это была встреча лидеров НАТО, и потому мы имеем лишь их декларацию. Этот саммит не был таким длительным, как обычно это происходит с участием партнеров, когда публикуется большое и сильное коммюнике, в котором мы коммуницируем решение союзников и партнеров.
А это декларация встречи лидеров НАТО, того, что они обсуждали. А что касается Украины, я опять повторю: при каждой возможности публичной, официальной НАТО повторяет постоянную поддержку Украины и ее территориальной целостности, а также суверенитета и никакого восприятия нелегальной аннексии Крыма. Эта позиция сохраняется.
«СЕЙЧАС ПРИОРИТЕТЫ НАТО И УКРАИНЫ — ФОКУСИРОВАТЬСЯ НА РЕФОРМАХ»
— На конференции под названием «НАТО взаимодействует», которая состоялась в Лондоне, генсек Альянса повторил заявление Бухарестского саммита, в котором было сказано, что Украина в будущем станет членом НАТО. Однако при этом отметил, что существует много промежуточных этапов к этой цели. Сколько нужно Украине еще пройти этапов, чтобы достичь цели — членства в НАТО, когда мы знаем, что присоединению к Альянсу предшествует лишь План действий относительно членства в НАТО?
— Во-первых, давайте внесем ясность в этот вопрос. Генсек сказал, что существует много между полным членством и ничем. А Украина с 1994 года присоединилась к Программе Партнерства ради мира, в 1997 году была подписана Хартия об особом партнерстве между НАТО и Украиной, основана Комиссия Украина-НАТО, ежегодная национальная программа для Украины. В 2016 году принят Всеобъемлющий пакет помощи на саммите в Варшаве.
Поэтому между НАТО и Украиной существует сильное и длительное партнерство. Фокус Киева — на реформах и модернизации сектора обороны и безопасности, соответствующих институтах. И НАТО поддерживает это через нашу практическую и совещательную помощь здесь, в Украине. И наш приоритет в этом. На Бухарестском саммите в 2008 году была принята декларация, в которой отмечалось, что Украина и Грузия в будущем станут членами НАТО. На последнем саммите в Брюсселе эта позиция не изменилась. А сейчас приоритеты НАТО и Украины — фокусироваться на реформах.
— А что вы можете сказать о том, как украинская сторона осуществляет реформы, есть ли здесь прогресс?
— Что касается реформы вооруженных сил, то здесь был достигнут значительный прогресс. Речь идет о принятии важного закона о национальной безопасности. Кроме того, недавно был принят важный закон о сержантском составе, который полностью меняет структуру вооруженных сил Украины. Это, возможно, выглядит как небольшое дело. Но это очень большие изменения, потому что это в действительности полностью изменяет структуру вооруженных сил. Данный закон влияет на военное образование, социальное обеспечение и пенсионную систему солдат. И это очень важная реформа.
«НУЖНО ПРОВЕСТИ БОЛЬШУЮ ЗАКОНОДАТЕЛЬНУЮ РАБОТУ ДЛЯ СОЗДАНИЯ НАДЛЕЖАЩЕГО ПАРЛАМЕНТСКОГО НАДЗОРА ЗА СЕКТОРОМ ОБОРОНЫ И БЕЗОПАСНОСТИ»
— Видели ли вы, что украинские СМИ осветили важность принятия упомянутого закона, потому что я лично увидел об этом информацию в Kyiv Post?
— Вот почему и мы вспоминаем об этом в настоящий момент, надеясь, что вы отметите важность данного закона и будете пропагандировать его. Потому что, действительно, это очень важный шаг.
Что осталось сделать? Во-первых, это улучшить систему командования и контроля между военными, которая пока не соответствует стандартам НАТО.
Во-вторых, военное образование и учеба и тренировка также еще не соответствуют стандартам НАТО. Поэтому в следующем году фокус нашей группы советников будет сосредоточен на этих двух областях.
И дальше это полная реформа сектора безопасности, прежде всего реформа СБУ. Мы ожидаем принятия закона о реформе СБУ, чтобы сделает возможным реформирование этого института.
Вы также знаете, что нужно провести много законодательной работы, хотя определенный прогресс был достигнут, для создания надлежащего парламентского надзора за сектором обороны и безопасности, а также за спецслужбами, классификации информации и государственной тайны.
Но также относительно того, как Украина осуществляет закупку и поставки оборонного оборудования.
Все эти законопроекты находятся на разных этапах подготовки. Наши советники работают с представителями Верховной Рады, с депутатами, а также с теми институтами, которых касается эта реформа.
Поэтому впереди много работы. Но можно точно сказать, что определенный прогресс был достигнут.
— Видите ли вы готовность власти и Верховной Рады к принятию закона о реформировании СБУ?
— Группа международных советников, куда входят представители НАТО, США, и коллег из совещательной миссии ЕС ведет обсуждение с представителями и СБУ, и Верховной Рады, и всеми теми игроками, которые имеют влияние на принятие решений.
Я не могу прогнозировать результаты подготовки законопроекта и голосования в Верховной Раде. Но так мы сотрудничаем с украинской властью.
«ДЛЯ ЛЮБОЙ СТРАНЫ ВАЖНА ОБЩАЯ КАМПАНИЯ ПО ИНФОРМИРОВАНИЮ НАСЕЛЕНИЯ...»
— Пани Барбора, что вы можете сказать о кампании с информированием украинского населения о НАТО? Как известно, во время избирательной кампании Зеленский говорил, что власть будет ежедневно говорить хорошо об Альянсе?
— Это было бы очень хорошо. Впрочем, я хочу сказать другое. В целом, для любой страны важна общая кампания по информированию населения между избранным правительством, чиновниками, политическими лидерами и гражданским обществом. Если это будет осуществляться лишь одной или другой стороной, этого недостаточно. Нужно сильное сотрудничество и координация между гражданским обществом и представителями правительства, чтобы увеличить уровень информирования среди украинских граждан. Чтобы те знали, что такое НАТО, каковыми являются обязательства членов — государств Альянса, как и что нужно сделать, чтобы подготовиться к членству в Организации Североатлантического договора.
В этом году и также в прошлом я наблюдала за достаточно успешным сотрудничеством между предыдущими и нынешними представителями разных институтов Украины. В частности, теми, которые возглавляет вице-премьер-министр по вопросам европейской и евроатлантической интеграции. Хочу подчеркнуть, что это касается как предыдущих, так и нынешних правительственных чиновников, а также коллег министерства обороны, предыдущего министра по вопросам информационной политики. Вместе со многими неправительственными организациями, которые на протяжении многих лет поддерживали диалог с украинскими гражданами о НАТО. И мы видим результаты этой работы, роста поддержки общественности НАТО. И средний уровень поддержки членства в НАТО составляет 42-48%, иногда опросы давали 52%.
Но важнее значительный рост поддержки НАТО на востоке и юге Украины. Если до 2014 года, поддержка составляла 11%, то сегодня это показатель — почти 30%. И это действительно очень большой рост. Конечно, нам нужно продолжать работать вместе, чтобы увеличивать эти цифры.
«У ВАС, В РЕГИОНАХ, СУЩЕСТВУЕТ СИЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС К НАТО»
— А что может со своей стороны сделать и делает Центр информации и документации НАТО, чтобы увеличить уровень осведомленности об Альянсе и соответственно поддержки членства в этой организации?
— Мы очень заняты, потому что Украина является большой страной. Я должна сказать, что у вас, в регионах, существует большой интерес к НАТО. Мы получаем много просьб из всех регионов Украины приехать, привезти с собой информацию, встретиться с региональной администрацией, с гражданским обществом, местными студентами.
И это действительно очень волнует и приятно. Это показывает, что по всей стране, не только в Киеве, есть интерес и голод к информации о НАТО.
В следующем году мы будем продолжать работать с нашими партнерами в регионах. И мы будем организовывать разные лекции и круглые столы, как мы делали в этом году с университетами, а также с экспертами гражданского общества. Мы будем продолжать организовывать визиты в Украину любых официальных представителей НАТО, чтобы взаимодействовать с общественностью.
Например, я рада сообщить, что 11-12 декабря в Одессе находилась с визитом Специальный представитель Генерального секретаря НАТО по вопросам женщин, мира и безопасности Клер Хатчинсон. Она читает лекции кадетам в военной академии в Одессе, принимает участие в публичных дискуссиях с гражданским обществом Одессы, неправительственными организациями, а также дает интервью местным СМИ.
Это также помогает пропагандировать, что означает для нас НАТО в терминах человеческих лиц и безопасности НАТО. Потому что специальный представитель говорит о роли женщин в поддержке мира и безопасности, пропагандировании гендерного равенства, а также разнообразии в секторе обороны и безопасности.
Следовательно, мы пытаемся показать украинским гражданам, что НАТО — это не только военное оборудование, техника и солдаты, но у нас есть интерес к широкому спектру вопросов, включая такие важные вопросы, как гендерные.
«ОЦЕНКА РНП ГОТОВА СО СТОРОНЫ ОБЕИХ СТОРОН: УКРАИНЫ И НАТО»
— Что вы можете сказать о Годовой национальной программе (ГНП) на 2019 год?
— Мы очень одобрительно оцениваем ее, она была очень хорошо воспринята НАТО. Программа на 2019 год была несколько изменена по своей структуре в соответствии с новой модальностью, чтобы быть более ориентированной на результат.
ГНП начиналась при предыдущем вице-премьер-министре по вопросам европейской и евроатлантической интеграции, но она продолжается в том же формате сегодня. Оценка ГНП готова со стороны обеих сторон: Украины и НАТО.
— А на каком уровне состоится заседание КУН?
— На уровне послов стран — членов НАТО, а Украину будет представлять вице-премьер-министр по вопросам европейской и евроатлантической интеграции. Такие встречи у нас проходят каждый год.
— Пани Барбора, видели ли вы проект ГНП на следующий год?
— Украинские коллеги работают над ним и скоро должны его нам представить.
«СОЮЗНИКИ НАТО ПРИВЕТСТВУЮТ ИНТЕРЕС УКРАИНЫ К ПРИСОЕДИНЕНИЮ К ПАРТНЕРСТВУ ПО РАСШИРЕННЫМ ВОЗМОЖНОСТЯМ»
— Вы, очевидно, помните, что Президент Зеленский на общей пресс-конференции с главой НАТО после заседания КУН в прошлом месяце в рамках визита Североатлантического совета в нашу страну обратился с просьбой, чтобы Украина присоединилась к Партнерству по расширенным возможностям (Enhanced Opportunities Partnership). Каким был ответ на этот вопрос и обсуждается ли этот вопрос в Альянсе?
— Партнерство по расширенным возможностям главным образом является форматом, который предоставляется партнерам, которые готовы увеличить свой вклад в операции под эгидой НАТО. По моему мнению, важно понять, что означает партнерство по расширенным возможностям. Оно предлагается партнерам, которые в военном плане делают вклад в наши операции и миссии.
Украина делает достаточно большой вклад в операции НАТО и учения. И союзники НАТО приветствуют интерес Украины к присоединению к этому формату. Этот вопрос в настоящий момент обсуждается в Брюсселе.
И такими партнерами в данный момент помимо Грузии являются Австралия и Иордания. Мы смотрим на это не с географической точки зрения, а в плане вклада партнеров в операции и миссии, возглавляемые НАТО.
— А когда это решение по предоставлению Украине статуса Партнера с расширенными возможностями может быть принято?
— Решение будет принято союзниками в Брюсселе в надлежащее время.
«СЕЙЧАС У НАС ЕСТЬ ПРОГРАММА: ОДИН ПАРТНЕР — ОДИН ПЛАН (ОПОП)»
— Возвращаясь к теме форматов. Думаю, вы помните, что накануне визита Североатлантического Совета в Киев было много разговоров о новом формате отношений между Альянсом и Киевом. Можете сказать нашим читателям, что в действительности происходит в этом плане?
— Действительно, случилось так, что визит совпал с нашим решением пересмотреть и помочь упорядочить разные сферы сотрудничества НАТО с Украиной. Между прочим, этот пересмотр касается других партнеров. Поскольку Украина является нашим наибольшим партнером, то большинство нашей практической поддержки и количество Трастовых фондов приходится на нее.
Сейчас у нас есть программа: один партнер — один план (ОПОП), и это помогает собирать вместе все, что мы делаем для того, чтобы помочь определить приоритеты для Украины и для НАТО. И потом гарантировать, что мы получим более эффективный результат в нашем сотрудничестве. Это включает уже существующий Всеобъемлющий пакет помощи, разные Трастовые фонды и программы, например, профессионального развития, развития добропорядочности, а также много других. Это все упорядочивает работу, которой требует Украина, и определяет приоритеты.
О СВЯЗИ МЕЖДУ РЕФОРМАМИ И ПДЧ И РОЛИ ГНП
— А можете сказать, какие вехи или критерии с точки зрения НАТО в конечном итоге определят, что Украина готова к членству в этой организации или получению ПДЧ? Потому что вице-премьер-министр по вопросам европейской и евроатлантической интеграции Дмитрий Кулеба сказал, что Украина будет тяжело работать, чтобы однажды быть готовой к членству в НАТО.
— Как вы четко указали, союзники принимают решения о предоставлении ПДЧ, базируясь на консенсусе. И однажды они могут ПДЧ предоставить стране, которая хочет членства в НАТО. Для этого важными являются реформы во многих сферах, в первую очередь в оборонном и безопасностном секторе, хотя и реформы в других сферах являются важными. Независимость судебной системы, верховенство права, демократически функционирующие институты. И именно поэтому у нас есть Годовая национальная программа для стран, которые желают присоединиться к НАТО. Благодаря этому мы можем смотреть на прогресс и осуществлять мониторинг того, как выполняется ГНП. Но окончательное решение принимают союзники НАТО.
— Действительно ли ГНП Украины является максимально близким к ПДЧ, как часто приходилось слышать от украинских правительственных чиновников?
— Я думаю, важно отметить следующее: любые реформы нуждаются во времени. Если посмотреть на средний временной отрезок или количество лет, понадобившееся странам, чтобы присоединиться к НАТО, особенно в последние 20 лет, то речь идет о 10—15 годах, необходимых для реализации серьезных реформ.
Выпуск газеты №:
№232, (2019)Section
День Планеты