О неделимой свободе
или Какую Польшу мы любим?В ближайшее время мы будем отмечать 100-летие начала Украинской освободительной революции 1917—1921 годов. Это событие имеет много аспектов, среди которых один из наиболее интересных — взаимоотношения Украинской Народной Республики и новообразованного независимого польского государства — Второй Речи Посполитой Юзефа Пилсудского. По желанию можно обратить особенное внимание на военные конфликты между обеими сторонами, прежде всего, на войну между ЗУНР и польскими военным частями 1918—1919 гг. Однако сегодня для нас обретают особенный вес те страницы общей украинско-польской истории тех лет, которые связаны с политико-военным сотрудничеством украинцев и поляков; на личностном уровне идет речь о Петлюре и Пилсудском, которые, невзирая на принципиальную разницу во взглядах, сумели объединить свои усилия (украинско-польский договор от апреля 1920 года) в борьбе против Красной Москвы, которая угрожала обоим государствам.
Следствием стала общая польско-украинская победа (должны так утверждать, учитывая активное участие украинцев) под Варшавой в августе 1920 года, когда было остановлено наступление большевистских войск на Европу. Без украинско-польского понимания это достижение было бы невозможно. И, наоборот, дрязги между нашими государствами и народами и тогда, и в настоящее время ловко использует Кремль. Должны об этом помнить и делать надлежащие выводы. Как помнить и о лозунге польских повстанцев: «За нашу и вашу свободу», который никоим образом не утратил актуальность.
ФОТО НИКОЛАЯ ТИМЧЕНКО / «День»
С 15 по 18 февраля находится официальная делегация народных депутатов Украины — членов депутатской группы по межпарламентским связям с Республикой Польша, которую возглавляют народные депутаты Украины Оксана Юринец (БПП) и Николай Княжицкий (Народный Фронт). С украинской делегацией встретился вице-спикер Сейма Ришард Терлецкий (партия «Право и справедливость». По сообщению канцелярии Сейма, разговор касался аннексии Крыма и исторических вопросов. Важность развития отношений между Польшей и Украиной на парламентском уровне отметил также глава комиссии Сейма по связям с поляками за рубежом Михал Дворчик.
«Мы хотим вести диалог с депутатами украинского парламента о сотрудничестве в области исторической политики; хотим закончить споры и выяснить недоразумения», — сказал на брифинге в Сейме заместитель министра иностранных дел Польши Ян Дзедзича.
«День» обратился к экспертам с просьбой ответить на вопрос: Какую Польшу мы любим и какие мы имеем предостережения к определенным заявлениям и поступкам нынешней польской власти, учитывая опасность нарушения украинско-польских отношений в контексте современных вызовов.
ДУХ НЕЗАВИСИМОСТИ ПОЛЬСКОГО НАРОДА
Леонид ЗАШКИЛЬНЯК, доктор исторических наук, знаток польско-украинских отношений, заместитель директора по научной работе в Институте украиноведения им. Крипьякевича НАН Украины, Львов:
— Это — Польша, которая хотела, в первую очередь, самоопределения и независимости. Дух независимости польского народа в широком смысле слова спровоцировал в значительной степени украинское национальное движение.
Это — польские восстания XIX века, заговорщицкие организации, когда несмотря на репрессии, поляки боролись против деспотизма, царизма и империи. И такой дух независимости Польши мы, бесспорно, любим.
Мы любим Польшу высокой культуры, в значительной степени элитарной культуры. Таких поэтов, как Красинский, Мицкевич, Словацкий, которые превозносили общечеловеческие, вместе с тем национальные ценности.
Программа политических сил, Мефодиевское общество — это фактически взятые слова из польской поэзии или заимствованные у польских деятелей национально-освободительного движения Польши в XIX веке.
Польское диссидентское и оппозиционное движение в конце прошлого века уже основывалось не на сугубо национальных ценностях, а на либеральных и демократических. Польское движение за освобождение от советского ига было основным на правах человека. Это был совершенно новый элемент движений XX века, и по такому пути пошла часть наших оппозиционных диссидентских организаций, Хельсинская группа, которая подражала польским диссидентам Куроня, Михника.
Если говорить о литературе, то ни у одной другой страны Восточной Европы в этой отрасли нет столько нобелевских лауреатов, как имеет Польша. Это, в частности, Чеслав Милош, который с большим сочувствием и пониманием относился к украинским проблемам украинского освободительного движения. Нобелевским лауреатом была польская поэтесса Вислава Шимборска. Эти люди были образцом — они на первое место ставили не патриотизм, а общечеловеческие проблемы, отстаивали права человека.
Я с 1970-х годов занимаюсь сотрудничеством Украины и Польши и, наверное, в последние десять лет наблюдаю негативные тенденции польского общественного ландшафта, где вдруг в значительной степени искусственно проблемы прошлого начинают вмешиваться в современность и будущее. Ведь из прошлого нужно извлечь уроки, а думать о будущем. И тут я имею в виду постановления Сейма, выступления Ярослава Качиньского, публикации в социальных сетях и СМИ. Вдруг в Польше почему-то вспомнили старые стереотипы об украинце-ризуне, об украинце-бандеровце и стали утверждать, что украинцы совершили геноцид, истребляя поляков. Причем остается за скобками, как поляки истребляли украинцев. Такой фон политических напряжений значительным образом порожден искусственным вливанием истории в современность. И если искать корни такого вливания, то я сказал бы, что через определенные круги, СМИ, патриотизм происходит протягивание каких-то великодержавных идей из прошлого Речи Посполитой. Я думаю, что в Польше достаточно много здоровых сил и интеллектуальных людей, и эти вирусные болезни патриотической ностальгии должны как-то пройти, как проходит грипп.
ГОСУДАРСТВЕННИЧЕСКАЯ ПОЗИЦИЯ, ГЛУБОКИЙ ПАТРИОТИЗМ
Ольга БЕТЛИЙ, доцент кафедры истории, заместитель руководителя Центра польских и европейских студий НаУКМА, Киев:
— Для меня Польша — это всегда пример: государственнической позиции, глубокого патриотизма, который исходит из понимания давних политических традиций, высокой образованности, четкого понимания национальных интересов. Она благородна, рациональна и часто романтична, когда речь идет об Украине. В конце концов, именно польские коллеги, эксперты по украинской проблематике в значительной степени показали, как нужно определять и защищать украинские интересы на международной арене. Опуская сегодняшнее напряжение в отношениях, которое считаю временным, отойду и от распространенной практики названия Польши «локомотивом» Украины в ЕС. Эта метафора не помогает постичь основное в политике Польши к Украине — это постоянный интерес, это высокая профессиональность, это обстоятельное понимание украинской проблематики. Я мечтаю о тех временах, когда в Украине мы так же хорошо будем знать Польшу и иметь точно так же много экспертов по польской тематике. Ведь мы того стоим. Польша — это также богатая история и культура. Каждый польский город — это уникальный мир разнообразных традиций. По сравнению с Украиной, в которой культурная и интеллектуальная жизнь главным образом развивается вокруг четырех городов (Киева, Львова, Харькова и Одессы), в Польше каждый город приобщается к творению современной сильной польской культуры. Это не может не впечатлять.
«УКРАИНА И ПОЛЬША — ЭТО И ДВА ОГРОМНЫХ МИРА И МАЛЕНЬКАЯ ЩЕЛЬ СКВОЗЬ ВЫМЫШЛЕННЫЕ ГРАНИЦЫ»
Анна ДАНИЛЬЧУК, проректор по научно-педагогической работе, евроинтеграции и работе со студентами Восточноевропейского национального университета имени Леси Украинки:
— Мир большой. Рассмотреть его весь можно разве что с космического корабля, однако так не увидишь деталей. Дьявол, говорят, прячется именно в них. Хотя в них открывается и красота. Панорамный обзор тоже подарит совершенно другие впечатления, чем узкая полоска света, видимая сквозь щель. Однако увиденное в каждом случае будет иметь свой кусочек правды, оторванной от истины, которую может видеть только Бог. Украина и Польша — это и два огромных мира, и маленькая щель сквозь вымышленные границы.
Я умышленно не буду писать о людях, которые высоко поднялись над суматохой политиков, игрищами оппортунистов и просто оскорбленными философами. Я расскажу свежую, февральскую историю о двух поляках, отце и сыне, которые взяли себе экскурсию в радзивилловскую Олыку, — Радославе и Петре из Познани. У Радослава есть бизнес с Украиной, и ему здесь очень нравится. Искренне. Так, что последний отпуск он решил провести вместе с сыном, и вместо Португалии они поехали на Волынь. Примечательно, что здесь у них нет могил, корней или наследства. Это такая же неизвестная земля, как Таиланд или уже упомянутая Португалия. Но не настолько чужая, потому что пан Радослав постоянно здесь чувствует вкус своего детства. Планируя путешествие, он шутя сказал сыну: «Поедем к бандерам». И тот, образованный молодой парень, студент, долго гуглил в интернете, кто же такие «бандеры». Петр также немного слышал о волынской резне и не смотрел фильм «Волынь», как и его университетские друзья. Короткое путешествие по пасмурным городкам в период полурастаявшего снега им понравилось. Дворец Радзивиллов в Олыке, костелы и Луцкий замок. «У вас очень вкусная еда и хорошее обслуживание», — постоянно повторяли экскурсоводу, который до сих пор наполовину верил в такое их увлечение будничной волынской жизнью. Сын постоянно повторял, какие здесь красивые девушки, а отец искал здесь вкусы своего детства, скупая на базаре квашеные помидоры и печеную по-забужански капусту. Иногда сын видел то, что хотел ему показать отец, иногда — не понимал, но оба они смотрели на Украину просто, без политически электоральных фильтров, рекламных образов и спортивного национализма. Помню, старая Волынь тоже имела привычку говорить «при Польше и глина была лучше». И эти воспоминания не об империи, а о молодости и вкусе. Украина и Польша — это два огромных мира, которые бултыхаются в космосе времени. Украина и Польша — это щель сквозь вымышленную границу, и каждый увидит сквозь нее то, что прячется внутри, что вкладывают в детстве, что будет впереди. И выбирать нам.
Подготовили Мыкола Сирук, Ольга Харченко, «День»
Выпуск газеты №:
№28-29, (2017)Section
День Планеты