О некоторых параллелях с Хорватией
Андрей ПЛЕНКОВИЧ: Украина способна одновременно осуществлять европейские реформы и мирную реинтеграцию Донбасса
В эти дни в Украине находится делегация от ЕП для наблюдения за досрочными парламентскими выборами в Украине во главе с председателем делегации Европарламента в Комитете по вопросам сотрудничества (КПС) Украина — ЕС хорватом Андреем ПЛЕНКОВИЧЕМ. Напомним, что именно он недавно был назначен на эту должность, на которой будет отвечать за сотрудничество между Верховной Радой и Европарламентом и, соответственно, часто будет посещать нашу страну. Он рассказал «Дню», что существует немало общего между нынешней ситуацией на востоке Украине и балканским кризисом.
«НАДЕЮСЬ, ЧТО БУДУЩЕЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО БУДЕТ ПРОДОЛЖАТЬ ПРОВЕДЕНИЕ ОРИЕНТИРОВАННЫХ НА ЕВРОПУ РЕФОРМ»
— Пан Пленкович, вы провели в Украине два дня. Что вы можете сказать о готовности Украины к выборам?
— У меня создалось впечатление, что украинская власть сделала все возможное, чтобы организовать досрочные парламентские выборы в соответствии с законами Украины и международными стандартами, учитывая тяжелые условия в двух восточных областях — Донецкой и Луганской. Делегация от Европейского парламента состоит из четырнадцати человек. Мы входим в состав международной миссии наблюдения за выборами вместе с нашими коллегами — парламентариями от ОБСЕ, Совета Европы и НАТО. Наши обсуждения включают диалог с определенными украинскими политиками и лидерами политических партий, главой Центральной избирательной комиссии, комиссией экспертов, представителями от гражданского общества и средств массовой информации, а также с дипломатами из ЕС и Бюро демократических институтов и прав человека.
— Каковы ваши ожидания от этих выборов?
— Я ожидаю, что после выборов политический ландшафт Украины сделает возможным быстрое формирование новой Верховной Рады и стабильного правительства. Я надеюсь, что будущее правительство будет продолжать проведение ориентированных на Европу реформ, в частности тех, которые касаются верховенства права, борьбы с коррупцией, а также экономики, налогообложения и финансов. Европейский Союз будет поддерживать проведение реформ в Украине и заметное внедрение Соглашения об ассоциации, которое будет предварительно временно применяться с 1 ноября 2014 года.
— Как вы считаете, сможет ли Украина справиться с этим двойным заданием — наладить ситуацию с отделенной частью Донбасса и успешно провести вышеупомянутые реформы?
— Украина — это большая страна и величественная нация. У нее две очень сложные проблемы. Я понимаю, что приоритет предоставляется тому, чтобы сделать все возможное для возобновления государственного конституционного порядка во временно недосягаемых для украинской власти частях Донецкой и Луганской областей, а также Крыму, который был нелегально и вопреки всем международным законам аннексирован Россией. Для этого вам нужна поддержка международного сообщества. Вы можете принять во внимание опыт моей страны, Хорватии, которая в 1998 году мирным путем вернула себе регионы Восточной Славонии при поддержке Организации Объединенных Наций. Мы также приняли ряд законов об амнистии, конвалидации документов, децентрализации, направленной на представительство меньшинства на региональном и городском уровнях, и т. п. Сегодня украинский народ выбрал европейское направление. Таким было послание Евромайдана. Именно поэтому имеем досрочные парламентские выборы в Украине. Эта инициатива исходила от низов, и этот выбор был подтвержден одновременной ратификацией Соглашения об ассоциации в Верховной Раде и Европейском Парламенте. Этот выбор надо уважать и поддерживать. Поэтому я уверен, что Украина способна работать одновременно в двух направлениях — в направлении европейских реформ и мирной реинтеграции.
«ЕС НИКОГДА НЕ ВОСПРИМЕТ ПОПЫТКУ РОССИИ СОЗДАТЬ НОВЫЙ ЗАМОРОЖЕННЫЙ КОНФЛИКТ В ЮГО-ВОСТОЧНОЙ УКРАИНЕ»
— Некоторые эксперты рассматривают разные сценарии относительно Донбасса. Один из них — аналогичный Приднестровью, другой — Абхазии, а кое-кто говорит и о Балканизации. Видите ли вы определенные параллели с тем, что происходило в вашем регионе?
— Украина подвергается гибридной агрессии со стороны России. Это правда, что существует много параллелей между ситуацией в Хорватии в 1991 году и сегодняшней ситуацией в Украине. Однако позиция Европейского Союза и Европейского парламента, особенно через наши резолюции, всегда была понятной — полное уважение территориальной целостности Украины. Как председатель делегации Европарламента в Комитете по вопросам сотрудничества (КПС) Украина — ЕС я всегда подчеркиваю, что критически важно придерживаться этой позиции. Для того, чтобы успешно решить эту проблему, ваш Президент Порошенко выбрал путь мира. По официальным данным, более чем 3600 человек погибло, есть сотни тысяч перемещенных лиц и беженцев, имеется невероятное по объему физическое разрушение восточных регионов. Цена уже слишком большая. Поэтому общий подход должен основываться на мире и внедрении Минского протокола, особенно со стороны Москвы, которая может надавить на местных лидеров, чтобы мы потом смогли увидеть постепенную реинтеграцию территории. Европейский союз никогда не будет воспринимать как совершенный факт попытку России создать новый замороженный конфликт в юго-восточной Украине.
— Что же может сделать Запад в целом, включая ЕС, США, Канаду и Японию, чтобы заставить Путина выполнить пункты Минского протокола, который был подписан представителем России?
— Переговоры в Нормандии плюс формат в Милане уже были хорошим случаем усилить давление на Москву. Нужно продолжать такой тип контактов между ключевыми международными игроками на наивысшем уровне. Я считаю, что ограничительные мероприятия, направленные ЕС против России, уже принесли определенные результаты. Эти мероприятия нельзя отменять, пока не увидим, что Москва действительно выполняет обязательство по Минскому протоколу. Это является ключом. Что касается расширения мероприятий международного сообщества, я думаю, что Украина имеет большой интерес в утверждении отношений на основе ассоциации с Европейским союзом и в партнерстве с НАТО. Соглашение об ассоциации усилит качество, суть и динамику отношений между ЕС и Украиной. Наш диалог поможет облегчить процесс реинтеграции вашей территории.
«НЕПРЕРЫВНОЕ ДАВЛЕНИЕ НА РОССИЮ НАДО ПОДДЕРЖИВАТЬ...»
— Сколько времени необходимо, чтобы эффект от санкций был достаточным для того, чтобы Россия сама начала выполнять обязательства?
— Очень важно, чтобы люди на Донбассе осознали, что им будет намного лучше в Украине, чем где-либо. Ограничительные мероприятия ЕС против России будут продолжать давать результаты, которые в итоге будут иметь последствия для политики Москвы. Непрерывное давление на Россию надо поддерживать в параллели с умелым и решительным политическим диалогом, который ведет украинская власть. Это правильный путь. И ЕС его поддерживает.
— Видите ли вы угрозу в том, что эта решительность может быть или будет в определенной мере подорвана коррупцией, которую Россия экспортирует в Европу? Что может парламент сделать в Европе, чтобы остановить этот российский экспорт?
— Коррупция — феномен негативный и особенно заметен в странах с переходной экономикой. Но и страны — члены ЕС не застрахованы от этого позорного поведения. Поэтому существует горизонтальный приоритет относительно проведения реформ, касающихся верховенства права. А что касается политических и правовых обязательств со стороны стран — членов ЕС и их лидеров относительно Украины, я уверен, что все они будут придерживаться своих обещаний и ратифицировать Соглашение об ассоциации и коллективно уважать общие ограничительные мероприятия, принятые по обоснованным причинам. И никакие особые экономические и энергетические интересы не должны препятствовать или менять политический курс, согласованный всеми странами-членами.
«УКРАИНА БЫЛА ТРЕТЬЕЙ СТРАНОЙ, КОТОРАЯ НА МЕЖДУНАРОДНОМ УРОВНЕ ПРИЗНАЛА ХОРВАТИЮ В 1991 ГОДУ»
— Можете ли вы сказать, когда его ратифицирует парламент Хорватии?
— Я уже несколько раз публично призывал правительство Хорватии отправить на рассмотрение Закон «О ратификации Соглашения об ассоциации с Украиной». Я знаю, что вскоре правительство Хорватии будет рассматривать в повестке дня три закона о ратификации — Соглашений об ассоциации с Украиной, Грузией и Молдовой. Они пройдут быструю процедуру одним пакетом в Хорватском Саборе и будут однозначно ратифицированы. Я всегда с большим уважением отмечаю, что Украина была третьей страной (после Словении и Литвы), которая на международном уровне признала Хорватию в 1991 году. Хорваты этого не забыли.
«УКРАИНЕ НАДО РЕАЛИСТИЧНО ОЦЕНИВАТЬ БЛАГОПРИЯТНЫЙ МОМЕНТ ДЛЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ЗАЯВКИ В ЕС»
— Вы, наверное, слышали, что Президент Порошенко назвал 2020-й годом, когда Украина будет готова просить членство в ЕС. Реальна ли такая цель, учитывая опыт Хорватии во вступлении в ЕС?
— На этом этапе отношений Украины с ЕС приоритетом является работа над имплементацией Соглашения об ассоциации. Украина — страна европейская, а каждое европейское государство, согласно статье 49 Лиссабонского соглашения, может подать заявку на членство в ЕС при условии, что оно уважает фундаментальные ценности свободы, демократии, верховенства права и уважает права человека. Это взвешенное политическое решение, это право Украины решать, когда наступил благоприятный момент для представления этой заявки. Для того, чтобы заявка была успешно принята, надо тесно консультироваться с ЕС по этому поводу. Сегодня я могу сказать, исходя из собственного опыта (поскольку Хорватия была последней страной, которая присоединилась к ЕС), что у нас на это пошло намного больше времени, чем мы думали. Хорватское Соглашение об ассоциации было подписано 29 октября 2001 года. Оно вступило в действие 1 февраля 2005 года. Мы подали заявку о вступлении в ЕС в феврале 2003 года. Переговоры мы начали 3 октября 2005 года, а закончили их в июне 2011 года, подписали Договор о вступлении в декабре 2011-го и присоединились к ЕС 1 июля 2013-го. У нас были свои проблемы в процессе принятия: внутренние реформы, открытые двусторонние вопросы, сотрудничество с Международным трибуналом относительно бывшей Югославии. Это было вовсе нелегко, но мы справились. Что касается контекста и настроения политики расширения ЕС, надо принимать во внимание последствия институционных кризисов в ЕС, последствия глобальных финансовых кризисов, последствия сложной экономической ситуации и кризисов в еврозоне, страх миграции и т. п. Все эти элементы не способствуют созданию позитивной атмосферы для расширения ЕС. Следовательно Украине надо реалистично оценивать благоприятный момент для представления заявки в ЕС. План Президента хорош, и направление тоже. А вот временные рамки для него будут определяться в недалеком будущем.
«Я ВЕРЮ В ЕВРОПЕЙСКИЙ ПРОЕКТ»
— Пан Пленкович, в одном из интервью вы отметили, что одна из ваших задач будет заключаться в том, чтобы сделать ЕС более видимым в Украине. Почему вы считаете это важным?
— Прежде всего, Европейский парламент — это институт, представляющий европейских граждан, и я твердо убежден, что он должен продвигать европейскую идею. Я член Европейской народной партии, чьи лидеры были основателями Европейского союза 65 лет назад, и лично верю в европейский проект. Я работал над ним со студенческой скамьи. Следовательно, за 20 лет я инвестировал все свои знания, энергию и опыт в то, чтобы ввести Хорватию в этот континентальный историко-политический проект. Я считаю, что, будучи теперь председателем делегации от Европейского парламента, обязан продвигать европейскую идею в Украине. Я не претендую на то, что мы, как члены Европарламента, будем единственными, кто этим будет заниматься, но мы хотим внести свой вклад и дать гражданам Украины почувствовать, что такое европейский проект. Я читал, что около 70 % украинцев никогда не были в странах — членах ЕС. Если эти данные верны, то я считаю, что у нас вместе с украинской властью, гражданским сообществом, академиями, средствами массовой информации и другими действующими лицами впереди очень серьезная работа.
— В одной из своих последних речей президент Европейского Совета Герман Ван Ромпей сказал, что ЕС надо быть сильным внешне и больше заботиться о людях внутри. Как вы считаете, сможет ли недавно утвержденная парламентом и Европейским советом команда Юнкера реализовать такую задачу?
— У Жана-Клода Юнкера очень хорошая и способная команда. Он был моим первым кандидатом на должность президента Комиссии во время майских выборов в ЕП. Я возглавлял список от Европейской народной партии в Хорватии. Во всех своих речах я отмечал, что хочу трех побед: чтобы список нашей правоцентристской коалиции набрал больше всего голосов, чтобы моя партия (Хорватское демократическое содружество) набрала больше всего мест и чтобы Юнкер стал президентом Комиссии. Я достиг всех трех целей: наш список набрал шесть мест, четыре из одиннадцати хорватских членов Европарламента представители моей партии и Юнкер — президент новой Комиссии.
Вместе с членами Европарламента из Центральной и Восточной Европы мы заявили, что политика расширения ЕС и Европейская политика соседства должна быть заметной в работе Комиссии Юнкера. Комиссар Йоганнес Ган будет заниматься вопросами соседства и расширения. Это очень хороший политик и талантливый комиссар, ранее отвечавший за региональную политику ЕС. Политика единения — сердце Европейского Союза, потому что это более чем треть бюджета и это, в сущности, реализация принципов солидарности через распределение бюджета между проектами. Она поднимает уровень развития всех регионов ЕС. Имея такой опыт, Ган получил задачу использовать фонды расширения ЕС и политики соседства для того, чтобы поднять уровень жизни в странах-соседях. Я верю, что одним из первых визитов Гана в качестве нового ответственного за Украину комиссара будет визит в Киев.
«ЭТО ХОРОШИЙ СЛУЧАЙ ДЛЯ МЕНЯ ВНЕСТИ ВКЛАД В ПРОДВИЖЕНИЕ УКРАИНЫ В ЕС»
— Расскажите, пожалуйста, как вы стали председателем делегации Европарламента в Комитете по вопросам сотрудничества (КПС)?
— Согласно новым законодательным установкам ЕП, сегодня была очередь Европейской народной партии номинировать своего депутата на должность главы делегации в Украину. Путем специальной процедуры наша группа определилась, что назначать на эту ответственную должность надо партию Хорватское демократическое содружество, то есть меня. Я с честью принимаю эту ответственность. Считаю, что это хороший случай для меня внести вклад в продвижение Украины в ЕС, принимая во внимание новейшую историю и процесс вступления в ЕС моей страны. Надеюсь, мой личный опыт, как юриста, дипломата и политика, который занимался процессом расширения ЕС, международной политикой и политикой соседства, тоже пригодится. Я буду прилагать максимум усилий и делиться недавно полученным опытом.
Выпуск газеты №:
№201, (2014)Section
День Планеты