О системном сотрудничестве Киева с диаспорой
Стефан РОМАНИВ: «Мы будем просить наши громады во всем мире опять поднять вопрос признания Голодомора геноцидом»
Генеральный секретарь Всемирного конгресса украинцев, глава комиссии по признанию Голодомора геноцидом против украинского народа Стефан РОМАНИВ по несколько раз в год бывает в Украине. В этот раз поводом стало участие в ряде мероприятий по случаю отмечания 50-летия создания и деятельности Всемирного конгресса украинцев. Встреча с паном Стефаном состоялась накануне Дня Независимости, и потому разговор мы начали с вопроса, что для него лично значит эта дата.
«...УКРАИНЦЫ ВО ВСЕМ МИРЕ ДОЛЖНЫ ПОДУМАТЬ, ЧТО ОНИ МОГУТ СДЕЛАТЬ ДЛЯ СВОЕЙ СТРАНЫ»
— Это этап в украинской истории, когда мы можем радоваться, что обрели независимость. День Независимости — это также время для того, чтобы украинцы во всем мире подумали, что они могут сделать для своей страны. Очевидно, следует помнить, что идет война, существует агрессор, и мы должны сохранить то, что обрели.
— Почему, на ваш взгляд, Украина отстает от балтийских стран и Польши в интеграции в ЕС и НАТО, имея лучшие экономические показатели на 1991 год?
— Украина — довольно специфическая страна относительно России, которая всегда трактовала Украину как младшего брата, которого она не хочет отпустить. Тем не менее, Украина отрывается от России, и потому сегодня нужно говорить не о том, что было, а о том, что будет дальше. Ситуация в Украине была намного хуже в политическом плане. А теперь, после программ декоммунизации и украинизации Украины, думаю, движение на пути евроинтеграции пойдет быстрее. И это несмотря на то, что Украина сейчас воюет и постоянно должна себя защищать.
«В ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ ДИАСПОРА НАМНОГО ЛУЧШЕ ЦЕНИТСЯ, И УКРАИНСКАЯ ВЛАСТЬ ПОЛЬЗУЕТСЯ ЕЕ ОПЫТОМ»
— Мы видели, как балтийские страны активно привлекли диаспору к государственному строительству. В некоторых из них президентами были представители из диаспоры. Возможно, это тоже был один из недостатков украинской власти, что она не воспользовалась опытом диаспоры?
— В последние годы диаспора намного лучше ценится, и сейчас украинская власть пользуется ее опытом. Всемирный конгресс украинцев в переговорах с разными президентами и правительствами дал понять, что здесь существует большой человеческий ресурс и опыт, а также доступ к разным программам и высокопоставленным должностным лицам, которые могут помочь Украине. И сегодня мы видим результат этого.
ВКУ и другие подобные организации предлагают свою помощь Украине. Мы предлагали внедрить в Украине антикоррупционный орган, подобный Австралийской комиссии по вопросам правоохранительной неподкупности. Это совершенно независимая от правительства структура, которая отвечает только перед парламентом. Представители этой структуры имеют право в любое время зайти в любое министерство, а до сентября все наши министерства и государственные структуры должны отчитываться перед парламентом о своей деятельности.
Даже простой гражданин может обратиться в эту организацию и сказать: существует такая-то проблема, и я хочу, чтобы ее расследовали. Это важно для того, чтобы люди имели доверие к правительству и знали, что его кто-то контролирует.
Для Украины также не менее важна медицинская реформа, которую предлагает Ульяна Супрун, которая была директором гуманитарных инициатив Всемирного конгресса украинцев. Ульяна, с которой я сотрудничаю с 29 ноября 2013 года, сделала очень хорошую презентацию в Вашингтоне. А после провального голосования закона о реформе системы здравоохранения в Верховной Раде она обратилась к украинцам и сказала: если будут выборы, то помните, кто как голосовал, за реформы или против. И если США, ООН, ЮНЕСКО и другие поддерживают эти реформы, то возникает вопрос, почему их блокируют, причем даже в комиссии Верховной Рады по вопросам здравоохранения.
Еще один вопрос: почему в Украине боятся отмены языкового закона Кивалова-Колесниченко? Государственный язык является государственным, и вопрос государственного языка и как учиться, что изучать — это две отдельные вещи. Я не думаю, что кто-то у вас запрещает кому-то изучать иностранные языки.
Языковой вопрос для меня очень важен, потому что я сам учитель, но его здесь слишком политизировали. Действительно, у вас есть меньшинства, венгерское или российское, и кто им запрещает говорить на венгерском или русском языках. Но все должны понимать, что здесь есть государственный язык. И для нас, Всемирного конгресса украинцев, языковой вопрос является важным. И также существует вопрос преподавания украинского языка за пределами Украины, где есть наши громады в Португалии, Испании, Греции или Италии.
«В ПРОЦЕССЕ РЕФОРМ АВСТРАЛИЯ ВО МНОГОМ МОГЛА БЫ ПОМОГАТЬ УКРАИНЕ»
— Что можно ожидать от нового посла Австралии Мелисы О’Рурк, которая прибудет в сентябре в нашу страну?
— Мы уже с ней встречались, а также с вашим замечательным послом Николаем Кулиничем. И в разговоре со всеми послами, австралийскими и украинскими, мы говорим следующее: вы не будьте общественной организацией, мы не будем посольством. Но мы будем сотрудничать. Уже создана новая австралийско-украинская парламентская группа, есть новый австралийский посол. И мы договорились подготовить новый стратегический план сотрудничества и посмотреть, что мы можем делать.
И это касается следующих вопросов: образования, экономики и бизнеса, имиджа Украины, помощи Украины во время войны и санкции против России.
Что касается образования. У нас существует программа, которая называется Endeavor Scholarship, — (стипендии за старательность), которую поддержало посольство. Раньше эта программа предназначалась для азиатских стран. Теперь украинцы могут подаваться в эту программу. Молодая австралийка получила такую стипендию и проходит обучение по определенным дисциплинам. Эта программа очень важна, чтобы дать молодежи возможность поехать и учиться.
Вопрос экономического развития. Мы планировали в прошлом году провести здесь бизнес-форум, но мы его переносим, потому что должны найти соответствующих австралийских бизнесменов, которые были бы заинтересованы принять в нем участие. И главное, чтобы такой бизнес-форум принес конкретные результаты.
Мы начинаем с низкой базы. Расстояние между нашими странами 20 тыс. км, и чем мы можем помочь, помогаем. В то же время мы считаем, что в процессе реформ Австралия во многом могла бы помогать Украине.
«МЫ ХОТИМ СОЗДАТЬ ОБЩЕСТВО «НАСЛЕДИЕ», В СОСТАВ КОТОРОГО БУДУТ ВХОДИТЬ ДЕТИ ЛЮДЕЙ, ПЕРЕЖИВШИХ ГОЛОДОМОР»
— В Канаде многие украинцы становятся депутатами или даже членами правительства, а какая ситуация с этим в Австралии и что делает общество для признания Голодомора геноцидом украинского народа?
— У нас есть депутат Мэтью Гарт, который имеет украинское происхождение и является лидером оппозиции в штате Виктория и, возможно, станет следующим премьером этого штата. У него хорошие отношения с членами двух партий по поводу украинских дел. Следует отметить, что во времена Майдага Гарт вышел с украинским флагом в парламенте. Мы также стараемся развивать сетку, чтобы иметь сторонников в разных партиях.
Я работаю в комиссии по признанию Голодомора геноцидом в мире, и мы начинаем подготовку к 85-летию признания Голодомора. По случаю 75-й годовщины Голодомора мы основали в Австралии акцию «Неугасимая свеча», которая поехала в 32 страны мира. 17 стран мира признали Голодомор геноцидом. И теперь мы будем пытаться не только в Австралии, а просить наши громады во всем мире опять в этом году поднять вопрос признания Голодомора геноцидом. Например, в марте этого года такое решение приняла Португалия, Голодомор в Украине в 1932—1933 годах признан геноцидом со стороны «тоталитарного коммунистического режима Сталина».
Вопрос признания Голодомора геноцидом мы обсуждали с постоянным представителем Украины в ООН, чтобы совместно отработать несколько вещей. Мы хотим в каждой стране, где есть украинцы, создать общество «Наследие», в состав которого будут входить дети людей, переживших Голодомор. Если в следующем году нам удастся создать такую группу, то она имеет право внести в ООН как дети умерших резолюцию о признании Голодомора геноцидом. Мы также с Иваном Васюником и Владимиром Вьятровичем работаем над тем, чтобы закончить музей Голодомора здесь в Киеве.
В Австралии мы уже обсудили с правительством и оппозицией предложение относительно выделения места, на котором можно будет построить мемориал, где любой может прийти и помолиться за жертв: Холокоста, Голодомора, режима Пол Пота, терроризма, сбитого МН-17.
«БОЛЬШАЯ СИЛА ВКУ В ТОМ, ЧТО МЫ ИМЕЕМ МНОГО ЛЮДЕЙ В УКРАИНЕ, ПРИЕХАВШИХ НА ПОСТОЯННОЕ МЕСТОЖИТЕЛЬСТВА»
— Как в целом вы оцениваете сотрудничество с украинской властью?
— В свое время ВКУ подписал меморандум о сотрудничестве по Голодомору еще с президентом Ющенко. Это был эксперимент, а я люблю работать системно. Мой подход следующий: скажите, что вы делаете, и мы скажем, что мы будем делать. Вы будете нас контролировать, а мы вас. И это сотрудничество по 75-летей годовщине Голодомора дало большой успех, потому что мы системно работали, подготовили меморандум и план действий.
Сегодня мы подписали меморандум и план действий с премьер-министром Гройсманом. В свое время мы предложили, чтобы Украина назначила торговых представителей, но не в рамках дипломатической службы. Это могут быть украинцы, но лучше, если это будут какие-то влиятельные австралийские бизнесмены. Надеемся, что в ближайшее время первый вице-премьер-министр Степан Кубив примет это предложение.
Хорошо, что мы согласились на такое системное сотрудничество. Мы очень часто здесь встречаемся с паном Кубивым и обсуждаем и решаем на этом уровне разные вопросы.
Здесь можно вспомнить о таком эпизоде. В свое время Украина и Австралия судились по вопросам табака. И через комитет Верховной Рады по иностранным делам, который возглавляет Анна Гопко, и наше посольство мы это дело решили. Но это произошло благодаря системному сотрудничеству. Мы делаем это, а вы — это. Думаю, что экспертиза, которую имеет диаспора, является очень важной для Украины.
Сейчас в Украине много людей из диаспоры, которые помогают. А те, кто приезжает, пытаются включиться в то, что планируется. Но я всегда придерживаюсь такого принципа, и пытаюсь это говорить своим коллегам: не нужно решать вопрос Украины из-за рубежа, то ли из Нью-Йорка, то ли из Мельбурна. Мы должны прислушиваться к людям, которые работают здесь на месте. И я не раз говорю, если вы что-то хотите знать об Австралии, как и что можно сделать, то можете ко мне прийти. Если я что-то хочу знать об Украине, то я не буду спрашивать каждого в Австралии, что вы думаете, что мы можем делать. Ведь, в конце концов, нужно знать местные нюансы, поэтому, я думаю, сегодня большая сила ВКУ в том, что мы имеем много людей здесь на месте, в Украине, которые приехали на постоянное местожительства. Некоторые уже имеют украинское гражданство, и они для нас являются очень хорошим показателем, что нужно делать, как делать и что не делать.
Выпуск газеты №:
№151, (2017)Section
День Планеты