Общественное телевидение по-японски
У нас считается общепризнанным, что современное телевидение стоит на трех китах: реклама, раскрутка политиков, эротика. Однако японская телекомпания NHK, которая не получает ни копейки от государства, а напрямую заключает договора с телезрителями (то есть, является общественным телевидением в полном смысле этого слова), процветает, не используя ни первого, ни второго, ни третьего. 36 миллионов японских семей (что составляет 97% семей, имеющих телевизор) заключили контракт с NHK и платят $10 в месяц за просмотр ее программ (для сравнения: месячная подписка на газету стоит порядка $30).
— А если телезрители перестанут заключать договора? — спросил я у работницы отдела международного сотрудничества NHK Мами Янагиды, которая сопровождала меня в здании телекомпании. Она очень удивилась, и сказала, что NHK прикладывает все силы для того, чтобы делать качественные программы. Поэтому такой вариант событий даже не рассматривается.
— А может быть, было бы лучше получать деньги от государства? — продолжал я.
— Нет, — терпеливо объясняла мне г-жа Янагида. — Мы не получаем денег от государства, зато правительство не оказывает никакого влияния на содержание программ. И это является гарантией объективности канала. Государственная радиокомпания NHK была создана в 1923 году. После второй мировой войны она была преобразована в общественную радиокомпанию, позже стала общественной телекомпанией. Отделение от государства было вызвано тем, что правительство активно использовало NHK для пропаганды своих взглядов, в том числе и призывов к войне.
Сейчас все вопросы подготовки передач решают начальники соответствующих отделов и президент — их назначает наблюдательный совет NHK. В наблюдательный совет, управляющий работой компании, входят двенадцать человек, в свою очередь, назначаемых нижней палатой японского парламента.
NHK ведет телевещание на пяти каналах в Японии (из них три — спутниковые) и на двух — для зарубежных телезрителей (основная аудитория — японцы, проживающие за границей).
Один круглосуточный канал — это новости и культура, второй — образовательный (программы составляются для всех возрастов: от дошкольников до взрослых, причем, очень большое внимание уделяется изучению иностранных языков), третий — в основном, новости (в том числе из 12 стран от различных телекомпаний. Иностранные новости идут без монтажа, только убирают рекламу) и спорт.
В студиях NHK есть специальные комнаты, отделенные от студий стеклом, куда может прийти любой желающий и посмотреть, как снимают передачи. Раньше это было бесплатно. Сейчас, в связи с программой модернизации оборудования канала и перехода вещания на сверхточный сигнал, за экскурсию надо заплатить около $2.
— Каким образом происходит освещение предвыборной кампании на ваших каналах?
— Поскольку NHK — общественное телевидение, то мы нейтральны, и каждому кандидату в депутаты предоставляем равное время для выступления. Более того, предусмотрены даже одинаковые позы для выступающих политиков.
— У нас на украинском государственном канале используют нехитрый прием: все время показывают действующего Президента и при этом заявляют: «мы освещаем его не как кандидата, а как главу державы». При этом его соперников не показывают вовсе, даже если они занимают государственные посты (например, отказали в эфире председателю парламента).
— Во время выборов NHK, безусловно, сообщает о предвыборных платформах различных партий и кандидатов, но при этом существует жесткое правило: самих политиков не показывать.
— Кто определяет границы допустимого при показе эротики?
— Руководители всех японских ТВ-компаний собираются и сообща обсуждают вопрос: до какой степени откровенности можно показывать эротические сцены. После выработки общего мнения каждая кампания устанавливает свои внутренние правила (но никак не большие, чем в выработанном соглашении). В NHK эротики практически нет вообще, но и на любом другом канале фильмы с эротическими сценами показывают только поздним вечером.
Остается добавить, что наиболее рейтинговыми передачами канала являются исторические сериалы и образовательные программы. Однако сотрудники NHK гордятся тем, что когда происходят какие-то очень важные события (например, недавняя авария на заводе по производству ядерного топлива), 70% японских телезрителей смотрят новости на их каналах.
А для себя я сделал такой вывод: степень доверия к общественному телевидению зависит от того, насколько это телевидение служит этому самому обществу, и от того насколько общество контролирует это самое телевидение. Во всяком случае, общаясь с японцами, я никогда не слышал популярного отечественного изречения: «Вчера показывали по телевизору, врут, как всегда».