Перейти к основному содержанию

«Один за всех и все за одного»

Как в Швейцарии обеспечивается устойчивость развития, политическая стабильность и идентичность населения
28 мая, 00:00
ДЕВИЗ, НАЧЕРТАННЫЙ НА КУПОЛЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ДВОРЦА, UNUS PRO OMNIBUS, OMNES PRO UNO («ОДИН ЗА ВСЕХ И ВСЕ ЗА ОДНОГО») — СИМВОЛ ШВЕЙЦАРСКОЙ ДЕМОКРАТИИ

Небольшая альпийская Швейцария, расположенная в центре Европы, входящая в десятку стран с самым высоким уровнем жизни населения, представляет собой уникальный образец развития как в политической, так и в экономической области. Не являясь членом ЕС, сохраняя de facto нейтральный статус с 1516 года, имея самую развитую банковскую систему в мире, управляющую почти третью мирового капитала, эта высокоразвитая индустриальная страна с интенсивным высокопродуктивным сельским хозяйством и почти полным отсутствием каких-либо полезных ископаемых, предоставляющая высочайшее качество услуг в области медицины и частного образования, уже давно входит в первую десятку стран мира по уровню конкурентоспособности экономики.

А что же знает украинец о Швейцарии, кроме того, что это страна «сыров, часов и банков»?

Прежде всего, это страна, где последнее слово в принятии политических решений по самым важным вопросам принадлежит народу — система прямой демократии функционирует безупречно. Она сложилась во время образования современной Швейцарии, которая как государство в своих нынешних границах появилась в 1848 году. Тогда же была принята первая конституция Конфедерации, представляющая собой основную часть сегодняшней конституции, действующей с 1999 года. Конституцией 1874 года были закреплены положения о проведении общенационального референдума и местных референдумов, положение о народной инициативе, которые действуют и сегодня.

Главные органы Швейцарской Конфедерации — Федеральный совет, Федеральная ассамблея и Федеральный суд. Высшая исполнительная власть принадлежит правительству — Федеральному совету, состоящему из семи членов, каждый из которых возглавляет один из федеральных департаментов (министерств). Члены Федерального совета избираются сроком на четыре года на совместном заседании обеих палат парламента. В Федеральный совет входят представители четырех партий, набравших наибольшее число голосов избирателей на выборах в Федеральную ассамблею. Все семь членов Федерального совета поочередно по ротации занимают посты президента и вице-президента сроком на один год.

Двухпалатная Федеральная ассамблея состоит из Государственного совета, или Совета кантонов (46 членов, избираемых на четыре года), и Национального совета (200 депутатов избираются в результате прямого народного голосования на основе пропорционального представительства на четыре года). Федеральная ассамблея обладает обычными законодательными полномочиями, однако некоторые законы должны быть одобрены всенародным референдумом. В соответствии со сложившейся в Швейцарии политической системой, парламент должен бы одобрять каждый проект инициативы, исходящей от Федерального совета, поскольку именно в нем находятся представители всех ведущих политических партий страны. Однако в большинстве случаев инициативы федеральных советников (министров) отклоняются либо парламентом, либо народом. Подобное положение дел не приводит к правительственным кризисам, вотумам недоверия или к отставкам советников.

Главные правительственные органы Швейцарии находятся в Берне, лишь Федеральный суд — в Лозанне. Федеральный суд выполняет функции верховного суда страны, хотя и не может объявлять федеральные законы неконституционными. Федеральных судов низшей инстанции нет, поскольку суды кантонов отвечают за применение федеральных законов на низших уровнях. Члены Федерального суда избираются Федеральной ассамблеей сроком на шесть лет. При избрании судей действует принцип сохранения равного представительства от различных языковых и религиозных общин.

В Швейцарии сложилась многопартийная система. К правым относится Христианско-демократическая народная партия (в прошлом — Консервативная социально-христианская или Консервативно-католическая), основной задачей которой является защита учения и институтов Римско-католической церкви и отстаивание прав кантонов. Левые представлены Социал-демократической (или Социалистической) партией, которая выступает за социальные реформы, включая более широкое участие государства в экономической жизни страны, но при соблюдении партнерства между государством и частным предпринимательством. В центре находится Радикально-демократическая партия Швейцарии, которая определяла политику страны еще с XIX века. В современных условиях эта партия стала относительно консервативной. Для обеспечения внутриполитической стабильности и сохранения демократической системы в стране на рубеже 30-х гг. ХХ века демократически настроенные партии пошли на расширение сотрудничества с радикалами. Чем либеральнее были настроены социал-демократы в отношении правительства, тем больше признания получали они со стороны «буржуазного блока». С 1959 г. на основе межпартийного соглашения каждая из этих партий имеет по два из семи мест в Федеральном совете, а оставшееся место занимает представитель самой крупной из прочих партий — Швейцарской народной партии. Представители других небольших партий — Зеленые, Союз независимых, Либеральная партия, Партия свободы — представлены в Федеральной ассамблее, парламенте страны.

Основная стратегическая цель внутренней политики — обеспечение устойчивости общественно-экономического развития, стабильности политической системы и идентичности населения страны. Важность этой проблемы определяется тем, что в рамках Швейцарской Конфедерации отсутствуют единый общий язык и национальная культура. В настоящее время форма государственного устройства в стране позволяет сохранить государственное единство и обеспечить устойчивость национального, культурного и религиозного многообразия частей государства. Швейцария состоит из 20-ти кантонов и шести полукантонов, которые, в свою очередь, подразделяются на более чем три тысячи общин (коммун). В Швейцарии четыре официальных языка: немецкий, французский, итальянский и швейцарский ретороманский. Половина населения страны — католики, 48% протестанты. Увеличивается количество мусульман, и в некоторых швейцарских городах уже построены мечети.

Особенностью функционирования исполнительной и законодательной власти является ежегодная автоматическая ротация президентов. Президент Швейцарии является всего лишь председателем Федерального совета как коллегиального органа и одновременно с этим постом продолжает руководить находящимся в его ведении министерством. Так, например, нынешний президент Конфедерации Ханс-Рудольф Мерц является одновременно и министром финансов. Швейцарские федеральные советники (министры) не изолированы от народа: их можно увидеть без телохранителей в общественных местах или транспорте. Любой желающий может к ним подойти и задать свои вопросы. Это также принцип прямой демократии в реальной жизни.

Швейцария является единственной европейской страной, в которой действует принцип «системы соответствия» общественно-политических движений. Это позволяет представителям «большой четверки» политических партий, входящих в Федеральный совет, возглавлять на определенный период государство и проводить свою политику. Но чтобы добиться успеха в реализации своей стратегии, партии, временно находящиеся во главе государства, должны находиться в постоянном компромиссе с другими членами Федерального совета, достигать с ними согласия, поскольку эти «другие» также через год будут возглавлять государство. Таким образом, «система соответствия», при которой различные партии участвуют в формировании общенациональных стратегических целей, предотвращает неожиданные смены концепций в общественном развитии страны и позволяет ослабить конфликты и напряженность, которые неизбежно возникают в стране со многими национальными менталитетами и различными религиями.

Итак, в Швейцарии, согласно законодательству, существует коалиционное правительство. Коалиционное правительство и парламентские фракции в коалиции договариваются между собой о законопроектах, разрабатывают и принимают их. Но все законы могут быть обжалованы или раскритикованы населением на референдумах. Каждый гражданин может непосредственно включиться в решение государственных проблем на кантональном и федеральном уровнях. Для проведения народного референдума необходимо собрать не менее 50 тыс. подписей для вынесения решения по разрабатываемому законоположению и 100 тыс. подписей для внесения изменений в действующие правовые нормы. То есть, народ может заставить правительство и парламент внести определенные изменения в принятые законы. По сути, народ — это последняя инстанция, принимающая решения, что является основной характеристикой прямой демократии.

Недаром на куполе Федерального дворца, где заседает правительство страны, начертан девиз Швейцарии Unus pro omnibus, omnes pro uno — один за всех и все за одного.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать