Перейти к основному содержанию

Олег ШАМШУР — про специфику украинско-французских отношений

Хотя организацией поездок Зеленського занимается исключительно Офис Президента, «День» попытался выяснить накануне «нормандского саммита», какова политическая атмосфера в Париже
25 ноября, 18:53
ФОТО МЫКОЛЫ СИРУКА / «День»

В последнее время Франция оказалась в центре внимания из-за заявлений ее президента Эммануэля Макрона о расширении ЕС, в частности начале переговоров между Брюсселем и Албанией и Северной Македонией. А еще больший резонанс вызвали слова главы Французской Республики в известном интервью британскому журналу The Economist о «смерти мозга НАТО». Кроме того, многие эксперты, в том числе и французские, критикуют стремление Макрона «перезагрузить» отношения с Россией, несмотря на известную неудачу «перезагрузки» отношений с Москвой администрацией президента Барака Обамы. И еще один момент повышенного интереса в данном случае к французской столице заключается в том, что здесь 9 декабря состоится саммит лидеров «нормандского» формата: президентов Украины, Франции, Германии и России.

Благодаря гостеприимству и помощи посольства Украины во Франции обозреватель «Дня» встретился в Париже с представителями Сената, Национального Собрания, а также пообщался в режиме «Off the records» с дипломатами французского МИД, чтобы выяснить взгляды Парижа на отношения с Украиной после смены власти и их ожидания от «нормандского» саммита. В качестве первого материала предлагаем читателям интервью с послом Украины во Франции Олегом ШАМШУРОМ. Поскольку вопросами организации визитов Президента Украины у нас занимается исключительно  Офис Президента, а ранее Администрация Президента, то разговор с паном Шамшуром мы начали вопросом — нет ли риска, что со стремлением «перезагрузить» отношения с Россией Париж начнет ослаблять санкции против России.

«ОФИЦИАЛЬНАЯ ПОЗИЦИЯ ФРАНЦИИ ОСТАЕТСЯ НЕИЗМЕННОЙ И БЛАГОПРИЯТНОЙ ДЛЯ НАС»

— Сейчас нет никаких оснований считать, что Франция будет выступать за ослабление санкций. Ее позиция в плане территориальной целостности, суверенитета Украины, ее европейского выбора, и, безусловно, в плане европейских санкций против России является четкой. Как вы помните, именно президент Эммануэль Макрон едва ли не первым из мировых лидеров дал четкое определение того, кто является агрессором — это Россия, а кто является страной, пострадавшей от агрессии. Так что можно с определенностью сказать, что официальная позиция Франции остается неизменной и благоприятной для нас.

Нужно ли нам вести диалог с Макроном после его выступлений перед дипломатическим корпусом и других заявлений о необходимости привлечь Россию, чтобы она не создала союз с Китаем, с объяснениями нашей обеспокоенности такой позицией французского лидера.

— Действительно, такие заявления сделаны президентом Макроном. Мое личное отношение к этому следующее:  каждая страна, включая Францию, имеет суверенное право выбирать себе партнеров и, соответственно, выстраивать с ними отношения. Впрочем, для нас принципиально важно, чтобы попытка Франции улучшить  отношения с Россией не происходила за счет интересов Украины. Я неоднократно говорил об этом своим французским собеседникам.

Макрон часто делал предложения об усилении военных возможностей, в частности и в рамках PESCO. Есть ли там возможности и для Украины быть привлеченными в эти программы?

— Это вопрос скорее к моему коллеге в Брюсселе. Вместе с тем, известно, что Украина всегда проявляла заинтересованность и готовность к развитию сотрудничества с ЕС в безопасностной и внешнеполитической сферах. Убежден, что участие Украины в программах PESCO создаст соответствующую «добавленную стоимость».

«ИМЕННО ФРАНЦИЯ СТАЛА ЕВРОПЕЙСКИМ ЦЕНТРОМ БОРЬБЫ ЗА ОСВОБОЖДЕНИЕ УКРАИНСКИХ ПОЛИТИЧЕСКИХ УЗНИКОВ В РОССИИ»

— А если теперь мы поговорим о двусторонних отношениях, изменилась ли заинтересованность со стороны французов в усилении сотрудничества после прихода к власти в нашей стране новой власти?

—  Такую заинтересованность я наблюдаю в течение определенного времени, в последнее время позитивные сигналы со стороны французской стороны стали еще интенсивнее. Главный сдвиг, который состоялся после 2014 года, заключается в следующем: во Франции наконец перестали воспринимать Украину через «российские очки», относятся к ней как к самостоятельному и влиятельному фактору европейской политики.

Что касается  политической составляющей в части наших двусторонних отношений, очень важно (я уже говорил об этом), что еще со времен президентства Франсуа Олланда сформировалась четкая и принципиальная позиция Франции относительно поддержки суверенитета и территориальной целостности Украины. Это касается не только Донбасса, где Франция вместе с Германией занимает лидерские позиции в поиске дипломатических путей урегулирования ситуации. Не менее важным является то, что существует четкая позиция по непризнанию аннексии Крыма.

Я хотел бы также напомнить, что именно Франция стала европейским центром борьбы за освобождение украинских политических узников в России. Недавно во Франции был Роман Сущенко. В ближайшее время ожидаем с визитом Олега Сенцова.

Ключевое место в динамизации наших двусторонних отношений занимает экономическая сфера. Я уверен, что без создания прочного экономического основания невозможно вообще говорить об устойчивом развитии отношений между государствами. Сейчас реализуются или серьезно обсуждаются  некоторые большие контракты с Францией, необходимые нам для модернизации страны, повышения ее безопасности и развития экономики. Впрочем, существенно, чтобы экономическое сотрудничество не ограничивалось торговлей: нужно, чтоб в Украину пришли большие французские инвестиции. Здесь внимательно следят за теми изменениями, которые происходят в Украине, особенно в части инвестиционного климата.

С другой стороны, не хватает  активности наших экспортеров. Одиночные случаи, когда они приезжают во Францию, свидетельствуют о том, что они могут найти свое место на французском рынке, но это требует постоянной профессиональной работы. Посольство готово предоставлять украинским деловым людям всевозможное содействие.

Наконец, культурные обмены. Приятно, что не только мы принимаем «французскую весну», но и наши деятели искусства все активнее  заявляют о себе во Франции, в частности украинские дизайнеры, театральные коллективы, представители изобразительного искусства. Достаточно интенсивно работает наш культурно-информационный центр.

В целом, в интересах наших обеих стран наращивать обмены между   гражданами, особенно между молодежью: я вижу, что молодые люди между собой находят общий язык намного быстрее, чем люди старшего поколения.

«НУЖНО ПЫТАТЬСЯ ПРОВОДИТЬ НЕ ПРОСТО «МЕРОПРИЯТИЯ», А СОЗДАВАТЬ «СОБЫТИЯ», КОТОРЫЕ МОГУТ ПОРАЗИТЬ И ЗАИНТЕРЕСОВАТЬ «ЗАКОРМЛЕННОГО» КУЛЬТУРОЙ ФРАНЦУЗА»

— А возможно, стоит придумать что-то вроде украинского соответствия «Французской весне» в Париже или других городах, чтобы проводить события каждый год в столице Франции, которые запоминались бы?

— Очень хорошая идея, хотя вряд ли  имеет смысл создавать копию того, что уже существует. Для меня очевидно, что нужно пытаться проводить не просто «мероприятия», а создавать «события», которые могут поразить и заинтересовать «закормленного» культурой француза. Это должны быть культурные события вроде проведенных в последние годы акций — «Week-End а l’Est» и участия Украины в Парижском книжном салоне.

В следующем году опять планируем привезти на книжный салон «сливки» украинского писательства и организовать большую конференцию при участии известных публичных фигур Европы и США на базе Культурного центра имени Анны Киевской. Есть другие интересные, неординарные идеи в рамках культурной дипломатии: надеюсь, что нас поддержит руководство МИД.

А как относительно инициативы проведения конференции стартапов в Париже?

— Эта конференция, посвященная инновациям в Украине, была запланирована на конец этого года. Впрочем,  по техническим причинам она была перенесена: мы планируем провести ее вместе с Ukraineinvest в следующем году.

С другой стороны, 17 декабря «БизнесФранс» проводит семинар, посвященный экономическому развитию Украины. К выступлению приглашен вице-премьер-министр Дмитрий Кулеба, запланирована дискуссия при участии послов Украины и Франции.

Во время таких встреч мы пытаемся максимально полно рассказывать о позитивных изменениях, которые происходят в Украине, разбивать определенные стереотипы, которые сложились у французских бизнесменов относительно ведения дел в Украине. В этом плане хочу отметить, выпуск Ukraineinvest видео о позитивном опыте французских бизнесменов в Украине.

«ВАЖНО ПОКАЗАТЬ ФРАНЦУЗАМ, ЧТО СУЩЕСТВУЮТ ИСТОРИЧЕСКИЕ И КУЛЬТУРНЫЕ СОБЫТИЯ, КОТОРЫЕ ОБЪЕДИНЯЮТ НАШИ НАРОДЫ И СТРАНЫ»

— А относительно идеи организаций туров французов по местам, где когда-то действовали известные французские  фигуры, такие  как Оноре де Бальзак или другие.

— Это очень продуктивная идея. Ранее я уже говорил о важности человеческих контактов.  К тому же важно показать французам, что существуют исторические и культурные события, которые объединяют наши народы и страны.

К этому я хотел бы добавить мысль о важности и даже желательности развития связей на уровне регионов и муниципалитетов Украины и Франции, особенно учитывая прогресс процесса децентрализации в Украине. Со своей стороны мы готовы предоставлять этим контактам максимальное содействие, в частности через консульства Украины, которые начали работать в таких больших регионах Франции, как Бретань, Новая Аквитания  и Верхняя Франция.

Мы в настоящий момент делаем все для того, чтобы за счет этих почетных консульств активизировать экономическое и культурное сотрудничество, включительно с установлением партнерских связей с областями Украины. Мы уже имеем контакты с некоторыми областными администрациями. Приятно отметить, что областная власть у нас уже понимает, что ключ к постоянному сотрудничеству — в поиске тех отраслей и проектов, которые могут составлять общий интерес и иметь конкретный результат. Кстати, во французском МИД есть специальное подразделение, которое отвечает за децентрализированное сотрудничество.

«ВОПРОС ВИЗИТА ФРАНЦУЗСКОГО ПРЕЗИДЕНТА В УКРАИНУ, НА МОЙ ВЗГЛЯД, ДАВНО УЖЕ АКТУАЛЕН»

— Что вы можете сказать о ситуации с датой визита Эммануэля Макрона?

— В наших двусторонних отношениях есть «паузы», которые, очевидно, слишком затянулись. Например, семь лет не было заседания смешанной экономической комиссии, которое состоялось только в прошлом году. Последним президентом Франции, который осуществил визит в Украину, — в 1998 году —  был Жак Ширак. В то же время на моей памяти с 2014 года было десять визитов президентов Украины к Франции. То есть вопрос визита французского президента в Украину, на мой взгляд, давно уже актуален. Мы очень рассчитываем, что ближайшем будущем этот визит состоится: думаю, что, скорее всего, в следующем году.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать