Опыт преодоления
Президент ФРГ Иоахим Гаук призвал Россию последовать примеру Германии и покаяться за преступления советского режимаНедавно президент Германии Иоахим Гаук сделал сенсационное заявление. Во время своего выступления на ежегодных российско-германских «Потсдамских встречах» , он заявил: «посткоммунистической России стоит воспользоваться опытом ФРГ по преодолению национал-социалистического прошлого, проанализировать собственную историческую вину и покаяться». Гаук считает, что только признание правды, чувство стыда и вины позволило немцам снова обрести доверие к самим себе и доверие соседних народов. «Коллективная идентичность немцев включает в себя и осознание собственной вины, что оказывает на нацию полезное и стимулирующее воздействие», — цитирует его Deutsche Welle.
Ностальгия по минувшему имперскому статусу, сказал президент, препятствия, которые власти чинят, в частности, обществу «Мемориал», не содействуют преодолению прошлого. Гаука, по его собственному признанию, «шокировали» данные о популярности в России таких исторических деятелей, как Ленин, Сталин и Брежнев. Надо признаться и нас в Украине это тоже шокирует.
Присутствующие на этой встрече российские участники, идеологи «десоветизации» — председатель президентского совета по развитию гражданского общества и правам человека, профессор Михаил Федотов и декан Высшей школы экономики в Москве, профессор Сергей Караганов — оспорили тезис федерального президента о пользе покаяния.
Так, Федотов сказал, что «все народы, которые пережили ужас тоталитаризма, должны не каяться, а пойти по пути отречения от преступлений режима». А Караганов считает неприемлемым немецкий опыт покаяния, поскольку «мы — не разгромленная страна, а страна, выигравшая войну».
В России предложение немецкого президента восприняли в штыки. К примеру, спикер Госдумы Сергей Нарышкин заявил:
«...Советский Союз никогда не делил нации на нации первого и низшего сорта и уж тем более не ставил вопроса об уничтожении целых народов». А как же тут быть с тем фактом, что тотальной депортации были подвергнуты 11 народов, 48 — частичной?..
Также весьма критически восприняли заявление Гаука многие российские газеты. «Независимая газета» написала по этому поводу статью «Бестактность во дворце Бельвю», а «Московский комсомолец» — «Россия — не Германия, ей не в чем каяться».
Впрочем, некоторые российские СМИ отреагировали на предложение Гаука по-другому, в частности на информационном портале Одинцово-инфо появился материал «Нет места для покаяния». «У властных представителей остатков великой державы «собственная гордость». А покаяние — удел сильных и самодостаточных государств. А здесь сплошные комплексы государственной неполноценности», отмечает это издание.
Как говорят, со стороны виднее. И в этом плане очень поучительной для многих, в том числе в России, является последняя книга американского журналиста Дэвида Саттера — «Это было давно и неправда». Как отмечается в статье «Нация, не признающая вины», которая опубликована 27 Мая 2013-го в еженедельнике «Совершенно секретно», это итог непрерывных и внимательных наблюдений журналиста (который работал в Советском Союзе корреспондентом Financial Times в 1976-1982 годах, а затем, в годы перестройки, — корреспондентом Wall Street Journal и который написал книги «Век безумия. Распад и падение Советского Союза» и «Тьма на рассвете», посвященные закату советской империи и становлению современной России) за жизнью России в контексте ее политической и интеллектуальной истории.
«Осмысление прошлого — насущная задача России, — отмечает холдинг «Совершенно секретно» в статье «Нация, не признающая вины». — Не случайно власть то затевает борьбу с историческими фальсификациями, то заказывает единый школьный учебник истории, где не будет противоречий и «искажений». Она уверена, что история у России правильная, это разные злопыхатели и русофобы ее искажают. Но история не бывает правильной или неправильной, приятной или неприятной, славной или позорной. Она такая, какая есть. И не стоит думать, что она была когда-то в прошлом, а теперь у нас настоящее. Как выражается герой пьесы Фолкнера «Реквием по монахине»: «Прошлое никогда не умирает. Это даже не прошлое». Что еще раз подтверждает новая книга американского журналиста».
Саттер считает, что «Россия как общество не склонна смотреть в глаза полной правде о коммунизме. Некоторые утверждают, что масштабы его преступлений преувеличены или что эти преступления были вынужденным результатом своеобразных исторических обстоятельств. Некоторые говорят, что сопоставимые преступления происходили и на Западе. По мнению многих, у советского строя были достоинства, искупающие его недостатки: он дал миллионам людей образование и осуществил модернизацию страны. Коммунизм не следует осуждать безоговорочно, подобно тому, как был осужден нацизм в Германии, — такой подход в сегодняшней России, по сути, является общепринятым».
«В период 1929—1953 годов через советскую систему исправительно-трудовых лагерей прошли 18 млн человек, — продолжает он. — Искусственно вызванный голод 1932—1933 годов унес 7 млн жизней. Почти 1 млн человек были расстреляны в ходе «большого террора» 1937—1938 годов. Всего число погибших в мирное время в результате действий коммунистической власти оценивается в 20 млн. Если оценить прямые и косвенные демографические последствия коммунизма для трех поколений (1917—1953 годы), получается, что общие потери населения (включая не только погибших, но и неродившихся) достигают 100 млн человек. И, несмотря на это, в России нет стремления понять нравственное значение происшедшего».
ПРОБЛЕМА ВИНЫ СОВЕТСКОГО ГОСУДАРСТВА ОСТАЕТСЯ НЕРЕШЕННОЙ
Действительно, это тот еще феномен, однако его важно понять, и Саттер пытается разобраться в его причине. Он отмечает, что в России на общегосударственном уровне нет ни музея, ни памятника жертвам коммунистического террора. Однако, по его мнению, проблема не только в отсутствии общенационального памятника жертвам коммунистического террора, но и в безнаказанности виновных. Вместо осуждения происходит молчаливая реабилитация самых преступных советских руководителей, в особенности Сталина.
Самое важное, полагает Саттер, что до сих пор так и не произошло подлинного покаяния российского государства по отношению к миллионам пострадавших при коммунизме. Процедура реабилитации сводится к тому, что государство снимает вину с несправедливо осужденных. Государство сохраняет за собой право суда — само же оно суду не подлежит. Поскольку Россия является правопреемницей Советского Союза, проблема вины советского государства остается нерешенной. Немецкий философ Карл Ясперс утверждал, что только та нация, которая признает свою вину, способна преодолеть последствия духовной катастрофы, навлеченной на нее тоталитаризмом.
Характерно, что с американским писателем согласны многие россияне. В частности, читатель под ником Тимур отметил: «...История и совесть не отпустят страну и народ до тех пор, пока он по-настоящему не оценит свое прошлое и те тенденции, которые его привели к этому прошлому... Оно просто будет повторяться, пока мы пытаемся уйти от всей боли его переоценки... Нас все время лихорадит, мы топчемся и не движемся вперед, у нас беда даже при самых благоприятных обстоятельствах и несметных богатствах... Все из-за нежелания понять урок, которое постепенно превратилось в неумение понимать и реально оценивать свои действия и пороки...»
Подобного мнения придерживается и читатель под ником BEG: «Вблизи лица не разглядеть, а на расстоянии его иногда намного лучше видно. Дэвид Саттер увидел то, что нам самим не очень заметно. Все правильно подмечено, большинство русских именно так относится к своей истории, как пишет автор. С выводами его полностью согласен».
И тут очень-таки странной выглядит попытка известного немецкого политолога Александра Рара объяснить, почему России не нужно покаяние. В статье «Россия станет другой Европой», которая была напечатана в петербургском издании «Невское время», Рар пишет: «России нужно не покаяние, а реабилитация жертв сталинизма — только тогда состоится примирение между потомками палачей и потомками их жертв. России нужна прививка от тоталитаризма — чтобы он уже никогда не повторился».
Легко произнести слово «прививка», когда нужно дать ответ, почему Россия, имевшая все шансы стать свободной демократической страной, сегодня оказалась в историческом тупике, когда, как писал Тит Ливий об имперском Риме, «мы ни пороков наших, ни лекарств от них переносить не в силах».
И дальше, как говорится, больше, еще более странным является утверждение Рара, что современный ЕС — наследник Западной Римской империи, тогда как Россия — духовная дочь Византии. Это свидетельствует лишь о полном незнании им истории Киевской Руси и откуда собственно и как возникла Россия. Но это тема другого разговора.
А если говорить о покаянии, то многие российские прогрессивные бизнесмены, считающие себе либералами, могли бы уже давно последовать примеру немецких компаний, которые выплачивали компенсацию за принудительные работы в Германии. Что мешает это сделать, к примеру, российскому миллиардеру Михаилу Прохорову, который с июня 2001 года был генеральным директором, председателем правления ГМК «Норильский никель». Уместно напомнить, что в этом году в мае в Украине отмечали 60-летие Норильского восстания, которое было проявлением ненасильственного сопротивления тоталитарной системе. Почти 70 процентов участников этого восстания составили украинцы. Почему бы Прохорову, который представляет собой либерала и сторонника европейского стиля поведения, не предложить хоть частичную компенсацию оставшимся в живых участникам этого восстания, дать им деньги на лекарства...
КОММЕНТАРИИ
Барбара ЕРТЕЛЬ, журналист Die Tageszeitung, Берлин:
— Покаяние имеет огромное значение. Ведь это прошлое не только России, но и всего постсоветского пространства. В 1990-х годах некоторые группы гражданского общества пытались что-то сделать в этом направлении. После прихода Путина к власти мы видим совершенно иное развитее — закрытие архивов, замалчивание. Если Россия хочет быть частью Европы в широком смысле слова, то это невозможно, пока Россия не признает своей вины за тоталитарное прошлое, которое касается не только Украины, но и Молдовы, Беларуси.
Пока этот вопрос не будет решен, мы не двинемся с места. Наоборот, это означает движение России в прошлое, а не в будущее.
Кармо ТЮЙР, политолог Тартуского университета, Эстония:
— С одной стороны, всем надо признавать свои грехи. И Россия натворила их немало. А с другой — это сильно противоречит нынешней российской национальной идее. Это специфика не только России: каждое государство нуждается в двух самомифах, легендах — большом страдании и большой победе. Иногда эти мифы сливаются в один, порой, расходятся. В случае России они сливаются в одно сквозь призму Второй мировой, или Великой Отечественной войны (как они ее именуют). А так как эта победа тесно связана с советской символикой, строем и коммунистическим режимом, вождями того времени, то всякий негатив, связанный с коммунистическим режимом, Советским Союзом, — это ущерб национальной идее. Поэтому Россия неспособна на такое покаяние. В идеальном мире можно разделить преступления режима от победы. Но в случае России сейчас не видно, чтобы она могла разделить эти вещи.
Атис КЛИМОВИЧ, журналист газеты Diena, Латвия:
— Такое покаяние нужно, однако оно невозможно без осмысления того, что было на самом деле. Если мы говорим о сегодняшней России, то такое покаяние невозможно. Причина в том, что история искажается, меняется взгляд на нее. В России планируют ввести общий учебник по истории, с которым ни о каком покаянии не может идти речи. Я считаю, что нормальное будущее РФ невозможно строить без покаяния и осмысления всех призраков сталинского и (до этого) ленинского времени. От этого легче и проще станет не только украинцам и полякам, но и самим русским.
Мы понимаем, что существует лишь один рецепт для покаяния. И это возможно только при такой несовершенной системе, какой является демократия. Подобное произошло в Германии, при другом политическом строе. Поэтому покаяние зависит только от общества, и случиться оно может только в том случае, если общество начнет меняться.
СПРАВКА «Дня»
Йоахим ГАУК с 23 марта 2012 года является президентом Германии. В 1998 году он способствовал выпуску в Германии «Черной книги коммунизма», написав дополнительную главу по ГДР.
В 2008 году — вместе с бывшим президентом Чехии Вацлавом Гавелом инициировал создание «Пражской декларации о европейской совести и коммунизме». В 2010 году — подписал «Декларацию о преступлениях коммунизма». В этих документах содержится призыв к осуждению коммунизма, распространению знаний о преступлениях коммунистических режимов и наказанию участников этих преступлений. В «Пражской Декларации» также содержалась идея создания «Европейского дня памяти жертв сталинизма и нацизма», который в конечном итоге, был утвержден Европейским парламентом 2 апреля 2009 года.
Выпуск газеты №:
№130, (2013)Section
День Планеты