Перейти к основному содержанию

Осенний диалог в Вашингтоне

11 октября, 19:14
ФОТО НИКОЛАЯ ЛАЗАРЕНКО

В конце сентября в Вашингтоне состоялась третья за последние два года рабочая сессия украинско-американского политического диалога, организованного обществом «Украина — США» (президент п. Надежда Мак-Коннелл). Во встрече участвовали около тридцати украинских участников — народных депутатов Украины, представителей Секретариата Президента Украины, Совета национальной безопасности и обороны, других государственных институций, ведущих неправительственных организаций, таких, как Центр Разумкова, независимых экспертов.

С американской стороны — бывшие послы США в Украине У. Миллер, С. Пайфер, К. Паскуаль, сотрудники Атлантического совета, Института Кеннана, университета Джорджа Вашингтона, члены украинской общины США.

В ходе четырехдневных заседаний был обсужден широкий круг вопросов внутреннего развития Украины и США и украинско-американских отношений в контексте современной международной обстановки. Особое внимание было уделено новой политической ситуации в Украине, возникшей вследствие конституционной реформы и выборов- 2006 и повлекшей к созданию правящей коалиции и нового правительства.

НЕМНОГО ИСТОРИИ

Украинско-американский диалог был начат в сентябре 1991 г., когда председатель Верховной Рады Л. Кравчук с группой народных депутатов посетил США, где встретился с президентом Дж. Бушем (отцом), спикером палаты представителей Т. Фоули, сенаторами, конгрессменами, представителями украинской общины США. Тогда же, в 1991 г., Надежда Мак-Коннелл вместе со своим мужем — Робертом Мак-Коннеллом, известным вашингтонским адвокатом и влиятельным членом республиканской партии, основала общество «Украина — США», лозунгом которого стал принцип: «Строить мир и благосостояние путем распространения демократических ценностей». Супруги Мак-Коннелл организовывали встречи Михаила Гориня в Вашингтоне с министром обороны США Диком Чейни (сейчас — вице-президент США), другими ведущими членами республиканской администрации, в ходе которых украинскому политику удалось убедить своих американских партнеров в необходимости поддержать Украину на пути обретения ею независимости. Встречи состоялись накануне референдума в Украине и сыграли важную роль в признании Белым домом независимости Украины.

Несмотря на существование официальных каналов связи (диппредставительства, разного уровня делегации), всегда существовала потребность в привлечении неправительственных общественных организаций, независимых экспертов к построению более широких отношений между двумя странами. Важную роль сыграл Украинско- американский консультативный комитет (УАКК) — негосударственная совещательная организация (1994—1997), объединившая известных общественно-политических деятелей Украины и США. Основателем УАКК стали бывший советник президента США по вопросам национальной безопасности демократ Збигнев Бжезинский и бывший госсекретарь США республиканец Генри Киссинджер. В состав УАКК входили миллиардеры Малкольм Форбс и Джордж Сорос, бывший министр обороны США Френк Карлуччи, известный экономист Андерс Аслунд, другие деятели. Украину представляли Б. Тарасюк и другие.

Мне пришлось участвовать в двух заседаниях УАКК в Нью- Йорке и Киеве, которые засвидетельствовали глубокий интерес американской политической элиты к Украине, ее внутренним преобразованиям и геополитическому выбору. На заседании 1995 г. были определены возможные сферы украинско-американского партнерства, среди которых были:

— упрочение сотрудничества Украины с НАТО;

— отношения с Россией (Крым, Черноморский флот, СНГ);

— проведение регулярных политических консультаций в центрально-европейской зоне стратегического партнерства (Украина, Польша, Германия);

— усиление гражданского контроля над Вооруженными Силами Украины с целью приближения Украины к стандартам НАТО;

— улучшение инвестиционного климата страны;

— ускорение реструктуризации и приватизации энергетического и сельскохозяйственного секторов украинской экономики;

— помощь Соединенных Штатов Украине в ее вступлении во Всемирную Торговую Организацию.

По каждому вопросу разрабатывались рекомендации для правительств Украины и США. Как видим, ряд вопросов десятилетней давности и до сих пор остаются актуальными и свидетельствуют о черепашьих темпах перемен в Украине, в отличие от Польши, стран Балтии, Словакии, Венгрии, Румынии, Болгарии.

УАКК сыграл важную роль в принятии Вашингтоном решения строить отношения с Киевом на принципах стратегического партнерства.

В 1996 г. было объявлено о создании украинско-американской межгосударственной комиссии (УАМК) с целью «строить еще более тесные связи между Украиной и Соединенными Штатами и углублять стратегическое партнерство». В официальном заявлении Белого дома подчеркивалось, что «под контролем Украины осуществлен вывоз из ее территории всех ядерных вооружений, что является ярким примером нераспространения ядерного оружия. Эти шаги знаменовали значительное продвижение Украины к интеграции с Европой и Западом и утвердили ее роль как ключевой и стабилизирующей силы в Европе».

Межгосударственная комиссия Кучма — Гор состояла из четырех комитетов: по вопросам внешней политики, безопасности, торговли и инвестиций, а также стабильного экономического сотрудничества. Комитеты должны разрабатывать рекомендации Президенту Украины и вице-президенту США.

Участвуя во всех заседаниях комитетов и в пленарных сессиях Комиссии (1997, 1998, 1999 гг.), имею право утверждать, что, не смотря на излишнюю бюрократизацию ее работы, громоздкость механизмов принятия общих решений и отсутствие в составе Комиссии и комитетов представителей гражданского общества, Комиссия Кучма — Гор в целом сыграла очень положительную роль в углублении украинско-американских отношений по принципу — сотрудничество министерства с министерством, ведомства с ведомством.

Работа УАМК, в которой шло откровенное обсуждение различных — иногда болезненных — проблем, способствовала упрочению отношений Украина — НАТО, углублению участия Украины в программе «Партнерство ради мира». Благодаря работе Комиссии было начато трехстороннее украинско-американско-польское сотрудничество, усилены военные контакты Украины с США.

На заседаниях комитета по вопросу устоявшегося экономического сотрудничества внимание участников концентрировалось на таких ключевых пунктах, как макроэкономическая ситуация, обеспечение финансовой стабильности, усиление энергетической безопасности Украины, приватизация, развитие малого бизнеса.

Американские коллеги предупредили руководство Украины о мировом финансовом кризисе 1997 — 1998 гг. и дали рекомендации относительно минимизации его возможных последствий.

После прихода к власти Дж. Буша и обострения кризиса в отношениях Вашингтона и Киева, деятельность межгосударственной комиссии была прекращена; однако необходимость существования постоянного диалогового механизма осталась.

Общество Украина — США стало едва ли не единственной негосударственной организацией, пытавшейся заполнить пустоту, образовавшуюся в украинско- американских отношениях. Одним из удачных проектов Надежды Мак-Коннелл оказалась «Программа партнерства общин», в центре которого стало развитие местного самоуправления. Начатая в конце ХХ века, программа способствовала налаживанию связей между 1700 украинских и американских общин небольших городов и поселков; в ходе программы представители бизнесовых, общественных структур и органов местного самоуправления из «глубинки» Украины и США плодотворно обменивались опытом в различных сферах жизни, учась лучше понимать друг друга.

Программа политического диалога Украины и США была начата в 2005 г, когда состоялись организационное и первое пленарное заседание в Вашингтоне (февраль, июнь 2005 г) и в ноябре того же года — в Киеве. Этот двухлетний проект — попытка способствовать демократическим реформам в Украине и становлению настоящего стратегического партнерства между двумя странами не только на высшем уровне руководства, но и на более широком уровне «общественной дипломатии» (public diplomacy). Участвуют в диалоге, кроме общества «Украина — США», семь американских институций — партнеров и ряд независимых экспертов. На паритетных началах создано четыре рабочие группы по таким направлениям: внешняя политика и национальная безопасность; политика и правление; экономика и бизнес; информационная политика и роль СМИ.

В отличие от чисто правительственно-бюрократической УАМК Кучма — Гор, в «Диалоге» применен более гибкий механизм широкого и свободного обсуждения проблем в рамках тематики четырех групп. Конечный продукт такого обсуждения — совместно выработаны рекомендации («планы действия»), адресат которых — органы государственной власти Украины и США.

Одним из весомых результатов работы «Диалога» стало создание «Коалиции за отмену поправки Джексона-Веника», которая добилась своей цели и способствовала отмене этого дискриминационного для Украины законодательного положения.

ДИСКУССИИ, ВОПРОСЫ, ИТОГИ

Особенностью осенних дискуссий 2006 г. в Вашингтоне стали разные — иногда прямо противоположные — оценки международной и внутренней ситуации Украины, высказанные представителями «оранжевого» лагеря и Партии регионов. Наличие в составе украинской делегации народных депутатов Вячеслава Коваля (Наша Украина) и Андрея Шевченко (БЮТ) с одной стороны и членов фракции Партии регионов (Леонид Кожара, Игорь Шкиря, Андрей Пинчук, Елена Бондаренко) со второй способствовало обострению общей интриги диалога и значительно усилило интерес американских участников к взглядам представителей правящей коалиции. Особенно много вопросов возникло вокруг заявления В. Януковича в Брюсселе относительно НАТО и начала конфронтации между премьер-министром и Президентом страны. Кто-то шутя предложил «польское» решение конфликта: назначить на высшие государственные должности братьев-близнецов...

Как бы там ни было, но в Вашингтоне с интересом ждут визита В. Януковича в США.

И все же, не смотря на ряд контраверсионных проблем (таких, как вступление Украины в НАТО), в большинстве случаев украинским и американским участникам удалось достичь консенсуса и сформулировать четкие рекомендации для правительств Украины и США в рамках тематики рабочих групп.

Участники «Диалога» назвали среди самых больших достижений Украины за последние два года высокий уровень демократии, свободы прессы и слова, развитие гражданского общества, настрой на проведение назревших административных, экономических и социальных реформ.

Высокий уровень «Диалога» обеспечил встречи участников в Белом доме (совет национальной безопасности США) с представителями Государственного департамента США, министерств обороны и торговли, другими официальными лицами, представившими взгляд американской стороны на состояние украинско- американских отношений и ситуацию в мире.

Особенно интересно было услышать взгляд одного высокопоставленного чиновника, отметившего, что «то, что хорошо для Украины, хорошо для США». Наши американские партнеры подчеркивали, что сегодня между США и Украиной нет проблемных вопросов. Этот тезис подтвердил также Чрезвычайный и Полномочный Посол Украины в США О. Шамшур. Услышав это, я по доброму позавидовал своему коллеге, вспомнив, какие списки проблем и претензий представляли нам американские представители в прошлом, когда в Украине господствовала всеохватывающая коррупция, особенно на высшем уровне, когда грубо нарушались права граждан и игнорировались интересы иностранных и отечественных бизнесменов. Значит, что-то изменилось в атмосфере украинско-американских отношений за годы взлетов и кризисов, испытаний и надежд.

Очень оптимистично прозвучал документ относительно состояния выполнения общего заявления В. Ющенко — Дж. Буша «Повестка дня нового века для украинско-американского стратегического партнерства» от 4 апреля 2005. Американская сторона выполнила ряд данных ею обещаний: в частности, правительство США признало рыночный статус украинской экономики; был подписан двухсторонний протокол, который практически открывает доступ Украины в ВТО; как упоминалось выше, сенат США (ноябрь 2005) и палата представителей (март 2006) упразднили поправку Джексона-Веника и президент Буш предоставил Украине постоянный статус нормальных торговых отношений (следует напомнить, что США не подписали соответствующий протокол с Россией и не упразднили поправку Джексона-Веника в отношении этой страны); Соединенные Штаты поддержали интенсифицированный диалог по поводу вступления Украины в НАТО. Одним из особенно важных достижений в украинско-американских отношениях считается начало двухстороннего энергетического диалога и создание соответствующего консультативного механизма. Двухсторонняя консультативная группа обсуждала (январь 2006) вопрос энергетической безопасности в контексте украинско-российского газового спора.

Правительство США предоставило дополнительно 45 млн. долларов в чернобыльский фонд «Укрытие» и удвоило помощь информационной кампании по борьбе с ВИЧ/ СПИД.

Было углублено сотрудничество в вопросах нераспространения оружия массового уничтожения, экспортного контроля, безопасности границ и функционирования силовых структур.

Перечень сдвигов в наших отношениях с США —довольно весомый и свидетельствует о значительном продвижении в стратегическом партнерстве.

Вместе с тем, в ходе дискуссий высказывались взгляды относительно уменьшения интереса США к Украине и ее стабилизирующей роли в Европе в силу глобальной втянутости Штатов в войны в Ираке и Афганистане и благодаря другим объективным и субъективным причинам. И хотя американские участники диалога оптимистично уверяли нас в неизменности интереса США к Украине, сомнения остались позади.

Хочу отметить, что аналогичные вопросы поднимаются представителями Польши — самого верного союзника Соединенных Штатов в Европе — в связи с недавним визитом в Вашингтон польского премьер-министра Ярослава Качинского. Интересным является совет одного из ведущих американских политологов Чарльза Купчана: «Польша вкладывает много энергии и политического капитала в свои отношения с США, и мало — в отношения с Европой... Америка и далее будет присутствовать в Европе, но заканчивает свою роль как стража европейской безопасности. США... демонтируют свою оборонную инфраструктуру в Европе и переносят ее на Ближний Восток и в Азию. И не считают, что Россия представляет сейчас угрозу». Збигнев Бжезинский утверждает, что Польша является «третьеразрядным союзником США». Если Польша третьеразрядный союзник Соединенных Штатов, то в каком ряду стоит сегодня Украина, управляемая нерешительным Президентом и антинатовским премьер-министром?

Поэтому, не смотря на заверение американских партнеров, нужно признать объективный факт: международная роль Украины, которая не может определиться с геополитическими ориентирами, уменьшается, невзирая на растущие имперские угрозы России, которая, как показывает российско-грузинский конфликт, настроена на серьезное ужесточение своей политики на территории бывшего СССР.

РЕКОМЕНДАЦИИ

В результате четырехдневных заседаний наработано несколько пакетов рекомендаций, которые сводятся к следующему:

1. В сфере политики и правления:

— органы государственной власти и политические силы Украины должны в своей деятельности следовать положениям Конституции Украины и Универсалу национального единства, который должен стать долгосрочным документом и не должен связываться только с созданием коалиции в Верховной Раде Украины в 2006 г.;

— Верховной Раде ускорить рассмотрение и принятие законов «О Кабинете Министров Украины», «О государственной службе», «О парламентской оппозиции», о Кодексе добропорядочного поведения государственных служащих;

— Кабинету Министров сосредоточить усилия на борьбе с коррупцией, предусмотрев ежегодное обнародование деклараций должностных лиц на интернет-сайтах, предоставление их на запросы СМИ и отдельных граждан; продолжить работу по созданию специального органа по борьбе с коррупцией в высших органах власти и государственному управлению;

— повысить уровень ответственности народных депутатов в деле предотвращения политической коррупции; ввести ежегодное декларирование народными депутатами финансового и имущественного состояния, разработать и принять как закон «Кодекс депутатской этики»;

— руководству страны совместно с общественностью, неправительственными организациями, аналитическими центрами разработать комплекс мероприятий, направленных на консолидацию общества, единение нации, преодоление межрегиональных противоречий.

Американской стороне предложено продолжить предоставление технической помощи Украине для борьбы с коррупцией; содействовать созданию специального органа по борьбе с коррупцией.

2. В сфере информационной политики и СМИ:

— обеспечение доступа к информации (принятие пакета законов, нормирующих механизм доступа журналистов к информации на всех уровнях власти, создание национального пресс-клуба с использованием американского опыта, проведение общих тренингов с привлечением американских журналистов и прочее);

— внедрение общественного вещания (принятие Верховной Радой Закона об общественном вещании, создание рабочей группы с участием международных партнеров по вопросам внедрения общественного вещания);

— внедрение цифрового вещания (скорейшая ратификация Европейской конвенции по трансграничному телевидению, реализация обязательств Украины относительно перехода на цифровое вещание не позже 2015 г.);

— приватизация государственной и коммунальной прессы;

— упрочение рынка масс-медиа.

3. В сфере зарубежной политики и национальной безопасности:

— Первой и наиболее приоритетной рекомендацией стало пожелание Президенту и премьер-министру Украины усовершенствовать механизм координирования зарубежной и оборонной политики в сфере национальной безопасности, принимая во внимание изменения к Конституции и расширение полномочий Кабинета Министров. Нужно усилить координирующую роль СНБО в построении консенсуса в этой сфере;

— правительству Украины, несмотря на заявления В. Януковича в Брюсселе, рекомендовано продолжать имплементацию в полном объеме Плана действий Украина — НАТО (2002) и ежегодного целевого плана на 2006—2007 гг.; Президенту и Кабинету Министров следует выработать общий подход относительно НАТО перед саммитом в Риге, включая отношение к Плану действий относительно членства Украины в НАТО;

— правительству Украины следует улучшить информационную кампанию относительно НАТО и отношений Украина — НАТО и дать обществу объективную информацию, касающуюся преимуществ и недостатков членства Украины в НАТО;

— правительству Украины рекомендовано с привлечением негосударственных организаций проанализировать эффективность имплементации «Государственной информационной программы относительно евроатлантической интеграции» и принять усовершенствованную программу на 2007 г., привлекая к ее выполнению негосударственные и коммерческие организации. Украинское правительство должно при этом обеспечить адекватное финансирование информационной кампании;

— на протяжении следующего года нужно организовать национальные телевизионные прения на тему сотрудничества Украины с НАТО и потенциального членства в Альянсе;

— правительству США рекомендовано продолжить мощную поддержку отношений Украина — НАТО и обеспечить политику открытых дверей НАТО;

— относительно решения приднестровского конфликта рекомендовано проводить активную политику, хорошо координированную с ЕС и США на базе признания единого Молдовского государства с Приднестровьем в его составе, с одновременным предоставлением региону значительной автономии. Украина должна продолжить поддержку пограничной миссии ЕС на украинско-молдовской границе;

— что касается отношений Украина — США отмечено, что в связи с выполнением большинства положений общего заявления президентов, стороны должны рассмотреть новую «дорожную карту» для углубления украинско-американских отношений;

— стороны призвали к упрочению и институциированию контактов между Верховной Радой и Конгрессом США.

Как соглава этой рабочей группы, хотел бы отметить особенно плодотворную работу директора международных программ Центра Разумкова В. Чалого, представителей СНБО Украины О. Литвиненко и К. Кононенко, американских коллег С. Пайфера, С. Ларраби, Дж. Грина, Дж. Саймона и других, которые внесли свой вклад в создание аналитических документов и рекомендаций.

Понятно, что объемы статьи не позволяют привести полный перечень рекомендаций и подробно рассказать о ходе обсуждения проблемных вопросов в рабочих группах. Нужно обратить внимание на межгрупповое обсуждение вопросов энергетической безопасности, состоявшееся в «Херитидж фаундейшен» с участием влиятельных американских экспертов. Украинское правительство и общество — подчеркивали американские участники, — должны свыкнуться с мыслью о необходимости платить за энергоносители рыночные цены; с другой стороны, отмечалось, что украинская экономика нуждается в определенном переходном периоде (3—5 лет) для адаптации к таким ценам.

Наивысшим приоритетом Украины должно стать энергосохранность, увеличение внутреннего производства энергоносителей, включая альтернативные, диверсификация источников энергоснабжения.

Именно в дни, когда мы обсуждали энергетические вопросы, в американской прессе появилось сообщение о необычном эксперименте, проведенном на авиабазе ВВС США «Эдвардс» в Калифорнии.

Старый стратегический бомбардировщик В-52, имеющий восемь двигателей, летал над базой, используя в качестве горючего... искусственную жидкость, полученную из природного газа (возможно также можно получать авиатопливо из угля!). Испытания проведены в рамках программы, начатой президентом Дж. Бушем, и направленной на уменьшение на 75% до 2025 г. зависимости США от импортной нефти! Когда же у Украины будет своя программа — не бумажная «филькина грамота» — а реальная, с задействованием научно-технологического потенциала государства?

ВАШИНГТОН-2006

В столице США было настоящее «индейское лето» — солнечная, прозрачная, немного грустная ранняя осень. Каналы телевидения и газеты сосредоточились на общенациональной, начатой демократами накануне частичных выборов в Конгресс США, горькой для многих американцев дискуссии по поводу войны в Ираке. Жару в полемику добавила рассекреченная «Оценка национального разведывательного содружества», содержащая утверждение, что операция в Ираке стала причиной формирования нового поколения исламских террористов, интенсифицировала всемирное возмущение относительно США и сделала мир более опасным. Противники войны тут использовали этот документ против президента Буша.

Везде звучат мрачные цифры — 2700 погибших и 20000 раненых американцев в Ираке. Операция в Афганистане также преимущественно лежит на американских плечах: немецкие участники коалиции не участвуют в боевых действиях, часть союзников отказывается вести боевые операции в ночное время. Появляются газетные репортажи о несчастных молодых американцах с черепно- мозговыми и позвоночными ранениями, обреченных на паралич. А в телевидении — сплошные репортажи об убийствах детей в школах и исчезновениях малышей. И это при том, что экономика США демонстрирует признаки роста, а цены на бензин и на жилье начали уменьшаться, что несколько снижает шансы демократов на победу в выборах.

Груз глобальной сверхдержавы, который взяли на себя Соединенные Штаты, оказывается неподъемным даже для такой гигантской экономики. Знакомые американцы вздыхали о временах правления Билла Клинтона в 1994 — 1999 гг., которые кажутся сейчас сказочно мирными и полными процветания. О каких временах вздыхать нам, украинцам? О 2004 — 2005 — годах всенародных надежд и общественного подъема, так бездарно растранжиренных временными победителями?

Только эти грустные вопросы — не к участникам украинско-американского диалога, а к нам с вами.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать