Особенных «правил игры» для Украины не будет

Кучма пообещал «делать все, чтобы немецкий капитал чувствовал себя в Украине значительно лучше, чем сейчас». Немцы, в отличие от американцев, не слишком скандалили по поводу украинского инвестиционного и иного климата — они сюда просто не слишком охотно шли. Сравнивать многомиллиардные вложения немецких компаний в Венгрию, Чехию, Польшу, Эстонию и $231,8 млн. их инвестиций в Украину за последние восемь лет — смешно и грустно. Грустно, потому что улучшить климат для инвестиций обещает именно тот руководитель государства, который не смог этого сделать на протяжении последних пяти лет, пока европейский бизнес еще интересовался украинскими возможностями. Шредер говорит, что сначала нужно создать «хорошие рамочные условия» — и, наверное, он вполне прав. По словам канцлера, Украине следует также «придерживаться условий договоров» и возвращения процентов по кредитам — лучше, по-видимому, и не скажешь. Правда, в то же время немецкий канцлер отметил, что «две стороны смогли достичь определенных успехов». Кстати, он оставил без ответа вопрос «Дня» о своем мнении относительно низкого уровня немецких инвестиций в украинскую экономику в его интервью нашей газете.
Очень трудно предполагать внезапный резкий рост притока немецкого капитала в Украину в условиях, когда Верховная Рада запретила (и вполне правильно) предоставлять правительственные гарантии на кредиты под любые проекты. По словам вице- премьера Сергея Тигипко, пока что немецкая сторона настаивает именно на гарантиях правительства на кредиты. Впрочем, даже правительственные гарантии не обеспечили возвращения кредита, предоставленного еще в 1992 году «ЛИНОСу».
Не услышали от канцлера ФРГ и ответа на вопрос, который Киев традиционно задает всем европейским лидерам — можно ли надеяться в ближайшем будущем на поддержку Германией желания Украины стать ассоциированным членом ЕС. Возможно, именно потому, что Кучма заявил — Украина ни в коем случае не откажется от достройки двух ядерных реакторов и будет настаивать на выполнении «семеркой» своих обязательств по этому поводу. Канцлер Шредер пообещал, что Германия окончательно определит свою позицию относительно достройки реакторов к сентябрю, и задержки со стороны ФРГ не будет.
То, что Шредер сейчас фактически ничего конкретного не пообещал, — не удивительно. Для того, чтобы получать по меньшей мере твердые обещания, Украина должна преодолеть разочарование ею на Западе и понять, что «особых правил игры» по отношению к ней никто не будет придумывать. Визит Шредера — демонстрация того, что доверие потеряно еще не полностью. И во всяком случае, пока что с Украиной пусть даже для проформы обсуждают вопрос ее европейской интеграции и стабилизации на Балканах.
P.S. «День» выражает недоумение по поводу того, что в пресс- службе Президента Украины отказалась аккредитовать корреспондента газеты (как и других киевских газет) на заключительную пресс- конференцию Кучмы и Шредера, ссылаясь на слишком большое количество немецких журналистов, аккредитованных на освещение визита канцлера ФРГ.
Выпуск газеты №:
№124, (1999)Section
День Планеты