Ответственность карикатуриста
Где «рамки» свободы?О «карикатурном скандале» в мире немного позабыли. Однако вопросы, связанные с «рамками» свободы, до сих пор беспокоят тех, кто занимается непосредственно передачей реальности с помощью карикатур. Вашему вниманию предлагаем мнение африканского карикатуриста.
Недавние события вокруг публикации карикатур в Дании поразили всех — особенно редакционных карикатуристов, таких, как я.
На этот раз я решил обменять свои кисти на портативный компьютер по этой проблеме, главным образом потому, что место, обычно выделяемое для моих карикатур, не может вместить то, что я хочу сказать. Если бы мне выделили достаточно места, я бы нарисовал эту статью!
Спор о карикатурах был настолько напряженным, что теперь он стал утомительным, от свободы выражения до столкновения культурных ценностей и даже до столкновения цивилизаций. Очевиден также тот факт, что спором завладели и использовали в своих интересах радикальные и крайние элементы по обе стороны дележа — те, кто отстаивает право на свободу слова, и те, кто защищает мусульманскую веру.
Проявилось также то, что вера имеет более глубокое значение, чем просто принадлежность к верующим. Ее хранят с любовью, и она тесно связана с жизнями тех, кто ее защищает.
Хотя датские карикатуры не могли многим показаться обидными, они, конечно, оскорбляют принципы, которые мусульмане считают священными. С моим ограниченным знанием ислама и уважением, которое я испытываю к этой вере, я бы их не рисовал. Каждый имеет право чихнуть, но это не означает, что у каждого есть право чихнуть кому-то в лицо.
Замешанные в этом карикатуристы признали, что они мало знают об исламе. На одной из карикатур пророк Мухаммед изображен террористом, тем самым явно приравнивая ислам к терроризму. Будучи редакционным карикатуристом, я всегда стараюсь узнать больше о моей теме перед тем, как представить свои заключительные эскизы. Все мы (в том числе карикатуристы) согласны с тем, что карикатуры являются мощным инструментом передачи информации. Но насколько ответственно пользуются этой властью карикатуристы?
Недавно я был на презентации о сдерживании творческого потенциала, с которым сталкиваются редакционные карикатуристы. С какими ограничениями творческой свободы сталкиваются редакционные карикатуристы в своей работе? Ведущие карикатуристы из Соединенных Штатов, Швейцарии, Турции, Южной Африки, Сингапура, Японии, Кении и Израиля представили на выставке свои неопубликованные работы. Общим впечатлением было отсутствие абсолютной свободы. Карикатуристы и редакторы в большей или меньшей степени согласились с тем, что всегда будут культурные и религиозные проблемы, которые необходимо принимать во внимание, когда решаешь, что можно и нужно публиковать.
Но должны ли такие соображения отменить свободу слова во что бы то ни стало? Я так не думаю. Свобода выражения никогда не бывает категорически права или неправа, вместо этого она принимает во внимание правоту и заблуждение. Датские карикатуры были оскорбительными, но дает ли их публикация право убивать невинных людей, нападать на датские и западные посольства и их граждан и по всему миру жечь датский флаг? Неужели те, кто нарисовал эти карикатуры, представляли датчан и Запад? Неужели те, кто жег датский флаг и угрожал, представляли ислам?
Мой ответ — нет. Поэтому проблема кроется не столько в самих верованиях, как в том, как верующие воспринимают обиду, и почему. Например, во многих арабских странах были публикации в равной степени бестактных антисемитских карикатур, против которых ни один мусульманин никогда не поднял и пальца. Будучи карикатуристом из Африки, я видел расистские и оскорбительные карикатуры в некоторых западных публикациях. Неужели они выражают западные ценности? Нет, и все же они отражают часть культурной проблемы Запада.
Я думаю, что мусульмане имеют право выразить и продемонстрировать свой гнев против публикации карикатур. Но они должны сделать это мирным способом, принимая во внимание права других. Это право, к сожалению, включает в себя рисование и публикацию карикатур, которые могут им не понравиться.
ГАДО (известный также под именем Годфри Мвампембва) — член правления Сети по защите прав карикатуристов (CRN).
Выпуск газеты №:
№46, (2006)Section
День Планеты