Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Парад и вирус

Событие стало не праздником «победившего обнуления», а, наоборот, должен проложить дорогу голосованию за поправки к конституции
24 июня, 19:20

Итак, в муках рождавшийся путинский парад Победы в Москве состоялся. Накануне было объявлено о победе над коронавирусом, если не по всей России, то хотя бы в Москве. Сам Путин и его гости президенты других стран были без масок, равно как и участники парада, и немногочисленные гости. Маски были только у некоторых ветеранов, но большинство из них их сняло или сдвинуло маски, поскольку в жару в них было трудно дышать. Ни на трибунах, ни среди военнослужащих — участников парада никто социальную дистанцию не соблюдал. И Шойгу рапортовал Путину, стоя лицом к лицу почти в упор. Конечно, Сергея Кужегетовича и прочих, кто соприкасался с Владимиром Владимировичем, наверняка сто раз тестировали, в том числе перед самым парадом. Но все-таки это определенный показатель того, что Путин действительно уверовал, что эпидемия побеждена. И накануне наградил званиями Героев Труда и новоучрежденным орденом Пирогова несколько главврачей больниц, в том числе главного врача Покровской больницы в Петербурге Марину Бахолдину, которая не только не соблюдала у себя в больнице предписанные карантинные меры, но еще и уволила по статье анестезиолога-реаниматолога, который обвинил ее в своем заражении коронавирусом и рассказал о творящихся в больнице беспорядках. Что ж, наказывать невиновных и награждать непричастных — давняя российская традиция.

На параде, кроме Путина, присутствовало только 8 президентов, из которых двое непризнанных, хотя в Москву приехало 9: Президент Белоруссии Александр Лукашенко, Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев, Президент Киргизии Сооронбай Жээнбеков, Президент Молдавии Игорь Додон, Президент Сербии Александр Вучич, Президент Таджикистана Эмомали Рахмон, Президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев, и Член Президиума Боснии и Герцеговины от сербов Милорад Додик, а также президенты непризнанных Абхазии Аслан Бжания и Южной Осетии Анатолий Бибилов. Однако президент Киргизии на параде не присутствовали из-за заражения коронавирусом двух членов киргизской делегации. То ли действительно заразились, то ли это такой род дипломатической болезни: чтобы и Путина неприездом не обидеть, но и на трибуне рядом с ним не стоять. Тем более, что только что в Киргизии более чем на 11 лет посадили предшественника Жээнбекова — Алмазбека Атамбаева по обвинению в коррупции. А с Атамбаевым Путин вроде бы дружил. Забавно также, что, в отличие от остальных, Токаев ограничился значком в честь 75-летия Победы, а георгиевскую ленту надевать не стал. Лукашенко же надел свою ленточку, используемую в Белоруссии, цветок яблони и зеленый листок. Большинство же первых лиц других государств приглашения проигнорировали под благовидным предлогом пандемии. А президент Украины Владимир Зеленский, как известно, приглашения на парад не получил, но даже если бы и получил, то по его словам, все равно бы не поехал. Таким образом, в Москву собрались либо союзники Москвы, либо главы созданных Россией марионеточных государств. Вот только лидеров «ДНР» и «ЛНР» пригласить не рискнули.

Среди особенностей парада, можно отметить то, что, в отличие от прошлого раза, экипаж «арматы» ехал с открытыми люками и в обморок, слава Богу, не упал. А Путин в своем выступлении ни разу не назвал цифру советских людских потерь в войне, чтобы не обидеть ни Министерство обороны (около 27 млн. погибших), ни «Бессмертны полк» (около 42 млн. погибших).

В обращении к россиянам накануне парада Путин заявил, что «самый опасный этап эпидемии» позади и что борьба с эпидемией началась ещё на внешнем контуре. На наших рубежах сразу были усилены меры санитарной защиты. И они сыграли свою роль, позволили отразить первый удар, задержать эпидемию, её пик на полтора-два месяца. И, таким образом, ещё тогда, в феврале — начале марта, выиграть драгоценное время, а значит, сделать всё, чтобы спасти десятки тысяч, именно десятки тысяч жизней». По словам Путина, «да, в ряде субъектов Федерации, в том числе в Тыве, Карачаево-Черкесии, Ямало-Ненецком и Ханты-Мансийском округах, обстановка остаётся сложной. Но хочу подчеркнуть, у нас уже отработан механизм оперативного реагирования. Никогда и никто не будет оставлен в беде». Путин также утверждает, что «Россия в числе немногих стран мира сумела наладить собственное производство эффективных лекарств для лечения коронавируса». Вот тут, я думаю, президент лукавит. Эффективного лекарств как не было, так и нет.

Еще Путин подчеркнул, что «ежедневное число новых случаев заражения снижается. А в Москве и Московской области, которые первыми столкнулись с эпидемией, оно сократилось многократно». Но тут все зависит от корректности российской статистики, а в этом как раз есть большие сомнения. Похоже, и Путин не уверен в победе над коронавирусом, когда заявляет, что «мы заставили эпидемию отступить, добиваемся перелома. Но вирус по-прежнему опасен». Или делает вид, что не уверен, чтобы заставить население соблюдать ограничительные меры, особенно по части многолюдных собраний.

Дело в том, что меня не оставляет мысль, что решение о конституционных поправках и об обнулении президентских сроков было принято именно в связи с эпидемией коронавируса. Хотя формально было наоборот: сначала было объявлено о поправках, а потом в Россию пришла пандемия. Но стоит принять во внимание, что по последним данным американской разведки, спутниковые снимки зафиксировали вспышку заболевания, предположительно, коронавирусом в Ухане еще в конце августа. В этом случае сам COVID-19 должен был появиться там не позднее начала августа. Но тогда в Россию коронавирус должен был попасть не позднее октября, учитывая интенсивные контакты населения Китая и российского Дальнего Востока и наличие в приграничных российских областях многочисленной китайской диаспоры. А не позднее декабря эпидемия должна была дать в России значительный прирост как числа заболевших, так и числа смертей. Как раз в конце прошлого года прошла информация о росте смертности в России. Вполне вероятно, что уже в декабре Путин и его окружение располагали информацией о начале эпидемии в России и предвидели, что рано или поздно придется вводить жесткие карантинные меры и вполне легально ограничивать свободу собраний, обоснованно рассчитывая, что напуганное население будет запреты соблюдать.

В случае, если действительно проводился в жизнь подобный сценарий, то расчет был на то, что все поправки в конституцию удастся принять в Федеральном Собрании еще до официального объявления о начале эпидемии в России, а всенародное голосование удастся провести вскоре после официального объявления об эпидемии, когда ряд ограничительных мер уже действует, в том числе ограничения на собрания, но голосовать еще можно. Как мы помним, первоначально голосование по поправкам было назначено на 22 апреля. Тогда предполагалось, что к грандиозному параду Победы 9 мая Путин подойдет во всеоружии «обнуления сроков» и будет разговаривать с мировыми лидерами, которых он надеялся зазвать в Москву, с позиций властителя, который будет находиться у власти не до 2024 года, а практически пожизненно. Но скорость распространения и масштабы эпидемии оказались значительно больше, чем предполагалось. Голосование 22 апреля пришлось перенести. И теперь уже парад Победы стал не праздником «победившего обнуления», а, наоборот, должен проложить дорогу голосованию за поправки к конституции, которое начнется аккурат 25 июня и продлится неделю. Оно пройдет в настолько фарсовых условиях и без какого-либо общественного контроля, что власти вряд ли будут даже практиковать вброс бюллетеней, а сразу впишут в протоколы заданные цифры, по чеченскому образцу. Так что в исходе «всенародного голосования» можно не сомневаться!

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать