Париж объявил войну ЭТА
Баскские экстремисты из организации ЭТА устроили взрыв у дома французского полицейского в Аскании, что на юге Франции. Сгорели две машины, стоявшие поблизости, однако обошлось без жертв. Это уже третье нападение баскских экстремистов на представителя французской власти за последние два месяца. В ноябре были ранены два полицейских. Несмотря на то, что ЭТА, добивающаяся отделения страны басков от Испании, считает юго-западные земли Франции территорией баскского народа и имеет здесь мощную базу, экстремисты до последнего времени избегали столкновений с французскими правоохранителями. Активисты ЭТА всегда носили при себе оружие, но никогда не применяли его, принимая во внимание то, что лучше быть задержанным и привлеченным к ответственности во Франции за незаконное владение оружием, чем отвечать перед испанским законом по обвинению в терроризме. Однако в октябре Франция подписала с Испанией договор, в соответствии с которым французская полиция сразу же будет передавать своим испанским коллегам задержанных басков, если на то будет требование испанской стороны. Вчера Франция выдала Испании девятого за этот год боевика ЭТА Монику Мартинес Лопес.
До сих пор баскские радикалы не были особой проблемой для французской полиции, которая больше внимания обращает на корсиканских сепаратистов и исламских экстремистов. В министерстве внутренних дел Франции отмечают, что деятельность ЭТА не является политической проблемой отношений Парижа и Мадрида. Особенно негативного отношения французов к баскам не чувствуется. Баскские рестораны обычны для Парижа, и не особенно выделяются своей не-французскостью на фоне многочисленных китайских, японских и арабских кафе.
Обострение конфликта между ЭТА и французской властью вызвано не внутренними причинами, а усилением давления на экстремистские организации в странах Европейского союза после 11 сентября. Как сообщили «Дню» в министерстве внутренних дел Франции, теперь в ЕС идет дискуссия о возможности сокращения срока передачи арестованного в одной стране Евросоюза правоохранителям другой страны. Если раньше процедура экстрадиции могла затянуться на годы, теперь, при наличии европейского мандата на арест, арестованного могут отправить в страну, требующую его выдачи, максимум за 15 дней. Переговоры по этому поводу начались еще до террористических атак в США, однако после 11 сентября страны Европейского Союза постановили принять окончательное решение по этому вопросу до конца года. Кстати, новая процедура будет применяться к обвиняемым не только в терроризме, но и в других серьезных правонарушениях.
Франция привыкла противостоять террористам еще с 1970-х годов, когда активизировалась деятельность алжирских боевиков. После захвата исламскими экстремистами пассажирского самолета в Алжире в декабре 1994 года и ряда других терактов во Франции с 1995 года действует полицейский план «Вижипират». После 11 сентября французская полиция применяет максимальный уровень контроля, предполагаемый этим планом. Слово «Вижипират» становится одним из первых французских выражений, изучаемых иностранными туристами: как правило, табличка с такой надписью висит в каждом государственном учреждении Франции — как раз над устройством, которое просвечивает ваши портфели или рюкзаки, пока вы проходите сквозь рамку металлоискателя. Привыкнуть к этой процедуре довольно легко, разве что следует раньше приходить на назначенную встречу, ибо ей будет предшествовать знакомство с «Вижипиратом».
Однако последние меры, предпринятые французскими властями с целью лишить террористические организации возможности действовать на территории страны, вызвали возмущение у многих французов. После 11 сентября Национальная Ассамблея быстро приняла закон, который до этого вызывал продолжительные дискуссии. Согласно этому закону, французская полиция имеет право открывать багажники автомобилей без санкции прокуратуры. Французы считают это нарушением их прав. Очевидно, в праве на осмотр вашего багажника и заключается главная разница между «Вижипиратом» и украинским инспектором ГАИ.
Выпуск газеты №:
№227, (2001)Section
День Планеты