Первый визит Кожары: Кишинев — Тирасполь
Следует ли ждать прорыва в решении «замороженного» конфликта во время председательствования Украины в ОБСЕ?Нет сомнения в том, что председательствование Украины в ОБСЕ — это большой шанс для украинской дипломатии продемонстрировать возможность решения проблем, в частности расположенного по соседству «замороженного» приднестровского конфликта. Это крайне необходимо еще и потому, что некоторые страны Запада выступали против того, чтобы Киев перебрал на себя председательство в организации, которая занимается вопросами безопасности и сотрудничества в Европе. И потому хорошо, что, уже принимая обязанности председателя, шеф украинской дипломатии Леонид Кожара сказал, что это большой вызов и большие возможности для нашей страны.
Свой первый заграничный визит в качестве председателя ОБСЕ, как предполагалось, министр осуществил в Молдову, проведя переговоры сначала с высшим молдовским руководством в Кишиневе, а на следующий день — с высшим руководством непризнанной Приднестровской Молдавской Республики.
И в Кишиневе, и в Тирасполе радостно встречали представителя соседней страны, надеясь, что Киев будет способствовать скорейшему урегулированию приднестровского конфликта.
Кожара в частности отметил, что Украина как страна-посредник и гарант, а также ближайший сосед, выделила приднестровское урегулирование как один из главных приоритетов своего председательствования в ОБСЕ в 2013 году. Он также обратил внимание на необходимость дополнительного импульса в переговорном процессе в формате «5+2». «Украина является наиболее заинтересованным участником переговорного процесса и не ставит задачу решать геополитические проблемы», — отметил министр.
Со своей стороны президент Республики Молдова Николае Тимофти во время встречи с Кожарой выразил убеждение, что благодаря накопленному уникальному опыту официальный Киев без сомнения сможет способствовать успешному продвижению процесса приднестровского урегулирования.
Между тем во время переговоров в Тирасполе руководитель Приднестровья Евгений Шевчук поддержал предложенную украинским председательствованием инициативу, а также подчеркнул необходимость первоочередного решения социально-экономических вопросов повестки дня переговорного процесса, который соответствует интересам жителей с обоих берегов Днестра.
В СМИ было очень мало информации о том, что на самом деле обсуждалось во время встреч в Кишиневе и Тирасполе. Впрочем, «Дню» удалось узнать через дипломатический источник, о чем шла речь на этих переговорах, и в частности о том, что берется в основу урегулирования приднестровского конфликта и как восприняли инициативы Киева стороны конфликта. «Урегулирование будет осуществляться на базе принципов, которые были сформулированы и согласованы в заявлении ОБСЕ, которое было принято в декабре прошлого года в Дублине. Это территориальная целостность Молдовы с особым статусом Приднестровья. Это главное условие», — сказал собеседник.
Основной сигнал переговоров, — добавил он, — большое ожидание от нашего председательствования, которое мы определяли как важный приоритет председательствования в ОБСЕ. «Мы будем продолжать динамику переговорного процесса, чтобы она не была худшей в этом году, нежели в прошлом. Главное — установлен личный контакт с руководителями, которые задействованы в этом процессе», — отметил дипломат.
По его словам, главная задача на данном этапе — это создать соответствующие предпосылки, в частности доверия между левым и правым берегом Днестра, для начала политических переговоров, которые пока что не ведутся. «Поэтому Кишинев конкретно еще не высказывался по этому вопросу. Мы договорились подготовить дорожную карту на этот год во время нашего председательствования. Ее нужно еще прорабатывать. На переговорах «5+2» во Львове, которые запланированы на 20 февраля, эта карта будет обсуждаться. Но главное — продолжать высокую динамику переговорного процесса и его наращивание в этом направлении», — сказал собеседник.
Дипломат также опроверг слухи, что за основу переговорного процесса может быть взят план Маракуцы, который предполагает создание новой территориальной единицы — еврорегиона «Приднестровье». Касаясь перспектив урегулирования или достижения какого-то прорыва в разрешении этого конфликта во время председательствования Украины, собеседник сказал следующее: «Мы создаем условия для этого. Но переговорный формат — это же не только Украина. Мы создаем, как говорят, начало, а дальше, прежде всего, стороны конфликта должны активизировать свои усилия в этом».
«Без оказания давления на Тирасполь со стороны Киева ничего не изменится»
Оазу НАНТОЙ, программный директор Института общественной политики, Кишинев:
— Еще рано давать какие-то оценки. Потому что это была первая встреча, которая позволила лицом к лицу узнать позиции Кишинева и Тирасполя. Я сознательно не сказал «сторон», потому что Кишинев не считает Тирасполь стороной. Если исходить из того, что появилось в Интернете, то есть определенный диссонанс. Кишинев хотел бы распечатать третью корзину, заняться политическими вопросами статуса Приднестровья в составе Республики Молдова. Тирасполь отказывается идти на этот шаг. Поэтому остается открытым вопрос, чего сможет добиться Киев, если он будет строго придерживаться своего статуса посредника, если не станут вдруг задерживаться контейнеры для Приднестровья в одесском порту.
— А что есть в первых двух корзинах?
— Инфраструктурные и социально-экономические проекты, а в третьей корзине — политические вопросы, меры доверия, бла-бла, которое уже надоело всем и им трудно притворяться.
— Один из дипломатов в интервью «Дню» на вопрос, кто же больше тормозит приднестровское урегулирование, сказал: «Обе стороны стоят друг друга». А по вашему мнению, на ком лежит большая вина в блокировании урегулирования этого конфликта?
— Дело в том, что ситуация с конфликтом описывается следующим анекдотом. В купе едет роскошная блондинка. На станции подсаживается элегантный брюнет в шляпе. Поезд тронулся, тот смотрит на блондинку и говорит: «Я тебя хочу». Блондинка отвечает: «Ой, я тебя боюсь». Поезд едет, брюнет продолжает: «Я тебя хочу». В ответ: «Ой, я тебя боюсь». Поезд останавливается на станции, брюнет берет шляпу и направляется к выходу, блондинка говорит: «Ты меня так хотел, как я тебя боялась».
— Что вы скажете о заявлениях украинского министра в Кишиневе и Тирасполя об активизации переговорного процесса между Кишиневом и Тирасполем и предположении некоторых экспертов, что к 2015 году этот конфликт может быть разрешен?
— Дело в том, что сегодняшний статус-кво устраивает всех. В том смысле, что Кишинев имитирует готовность решать конфликт. Тирасполь соглашается сесть за стол переговоров. А на самом деле никто не хочет заниматься этой проблемой. Так что ничего не изменится.
— Но Киев хочет, и к тому же в феврале во Львове будет встреча в формате «5+2», посвященная этой теме...
— Без оказания давления на Тирасполь со стороны Киева ничего не изменится.
— По вашему мнению, Москва согласится на то, чтобы Киев оказывал такое давление?
— Это уже другой вопрос. Дело в том, насколько Киев хочет этого.
— Киев и Москва в декабре прошлого года подписали в Дублине на заседании министров иностранных дел ОБСЕ заявления о принципах приднестровского урегулирования. Является ли это хорошей основой для разрешения этого конфликта?
— Нет, конечно. Это пустопорожняя болтовня, которая уже длиться 22 года и ни к чему не приводит.
— То есть вы считаете, Киев должен давить, и тогда будет результат?
— Не обязательно, но должна быть координированная политика в треугольнике Киев — Брюссель — Кишинев. И в этом смысле от саммита Евросоюз — Украина я жду большего, чем может дать председательство Киева в ОБСЕ. Потому что если бы Украина реально хотела повлиять на ситуацию с конфликтом, то для этого не обязательно ждать председательства в ОБСЕ. В 2005 году, когда был подписан план действий Украина — ЕС и Республика Молдова — ЕС, по итогам которого появился EUBAM, не было никакого председательства ОБСЕ, а была политическая воля.
Мыкола СИРУК, «День»
«Здесь проживает около 100 тысяч украинцев»
Леонид ТКАЧУК, председатель Союза украинцев Приднестровья:
— Украина, по-видимому, больше всего заинтересована в разрешении приднестровского конфликта. В частности потому, что на этой территории сегодня проживает около 100 тыс. украинцев.
На брифинге министра Кожары и президента Шевчука было сказано, что эта проблема должна быть решена в 2015 году. Но, по-моему, это вряд ли будет так быстро. Евгений Шевчук подчеркнул, что ПМР ожидает решения транспортных вопросов и связи. Понятно, если эти вопросы будут регулироваться, то в повестке дня могут быть и вопросы политического урегулирования.
Поэтому если Украина сможет за это короткое время положительно решить многие вопросы и будут позитивные сдвиги — это будет плюс для ее внешней политики и повышения ее имиджа. Нас это очень волнует, и мы тоже готовы приложить усилия, если это возможно, чтобы решение было найдено.
Визит Леонида Кожары воспринимается в Приднестровье положительно не только украинцами, но и всеми жителями. Здесь хорошо знают, какую роль сыграла Украина, и как она помогала во время приднестровского конфликта. К тому же украинская политика не противоречит воле людей, которые здесь проживают, а учитывает и ее. Также понятно, что Украина решит этот вопрос как никто другой. Сегодня же — это как момент истины — удастся ей это или нет.
Но я уверен, что те проблемы, которые накопились за последние годы, могут быть решены в 2013-м при наличии доброй воли. Если это удастся, тогда можно переходить к политическому урегулированию этого конфликта.
Леонид Кожара также заявил на брифинге, что в Приднестровье — уникальная ситуация, ведь здесь проживает много этнических украинцев, граждан Украины, и поэтому нужно решать их проблемы. Хотя это и общая фраза, но думаю, что мы почувствуем более конкретную помощь Украины (за время ее председательства в ОБСЕ. — Ред.) в проблемах, которые у нас существуют в образовании, культуре и др.
Игорь САМОКИШ, «День»