Перейти к основному содержанию

«Плацдарм дестабилизации Украины»

Эксперты «Дня» об очередных заявлениях Путина о невыполнении Киевом «Минских договоренностей»
15 ноября, 18:26
ФОТО REUTERS

Российский президент Владимир Путин, который традиционно обвиняет Запад во всех возможных и невозможных грехах на свете, на днях выступил с резкими заявлениями в адрес Киева, обвинив украинские власти в невыполнении Минских договоренностей. И это в то время, когда Москва, подпись которой стоит под февральскими договоренностями, не выполнила ни одного пункта и самого главного о прекращении огня, отводе тяжелой техники, после чего можно говорить сначала о перемирии, а затем решении политических вопросов.

В частности, в интервью турецкому информационному агентству «Анадолу» накануне саммита «Группы двадцати», который начинается сегодня в Турции, Путин заявил следующее: «Сохраняется угроза превращения ситуации на Донбассе в замороженный конфликт. К этому ведет политика Киева, который продолжает наращивать блокаду Юго-Востока, не пускает туда ни продовольствие, ни деньги. Ликвидировал там банковскую систему, блокировал экспорт».

Кроме того, российский президент, которому явно не понравилось решение Конгресса выделить Украине военную помощь на сумму $ 300 млн, обвинил США в провоцировании Киева на эскалацию конфликта. «В условиях, когда боевые действия прекращены и обстрелы носят единичный характер (30-40, а то и больше обстрелов в день, во время которых гибнут украинские солдаты. - Авт.) непонятно, для чего американским конгрессом принимаются решения, которые делают возможным поставки Украине летального оружия. Возникает вопрос: нет ли желания снова разжечь войну и спровоцировать боевые действия?» - цитирует агентство слова Путина.

И еще интересно то, что российский президент не видит ничего страшного в том, что выполнение Минских договоренностей можно перенести на следующий год, хотя в них был четко указан срок их имплементации - до конца 2015 года. По его словам, «перенос местных выборов в Донецке и Луганске» на следующий год - вынужденная мера.

«День» обратился к экспертам с просьбой прокомментировать эти заявления президента РФ и рассказать, какие выводы должны сделать Украина и Запад.

«Основной фронт войны, развязанной Путиным, находится именно на Донбассе»

Григорий ПЕРЕПЕЛИЦА, доктор политических наук, конфликтолог, профессор Киевского национального университета им. Т. Шевченко, Киев:

- Это значит, что после сбивания российского пассажирского самолета в Египте, у Путина остыло желание воевать за Асада с ИДИЛ и сирийскими повстанцами, соответственно он переносит направление эскалации обратно на Донбасс. И это еще раз подтверждает, что основной фронт той войны, которую развязал Путин, находится именно на Донбассе. Такие месседжи говорят о его намерениях снова эскалировать конфликт. Ведь этот конфликт кажется таким наркотиком, который поддерживает и его собственный имидж лидера сверхдержавы, и внутренний имидж, который уже зашкаливает под 90% поддержки, а он всю свою легитимность поставил именно на войну. Поэтому Путин снова бросил вызов США, давая знать, что война продолжается: я вас в покое не оставлю, и вы должны уступить место глобального игрока.

Таким образом, очевидно, что будут наращиваться силы на оккупированных территориях Донбасса и одновременно будут выстраиваться какие-то административные структуры для того, чтобы держать под контролем население на оккупированных территориях, более того, инкорпорировать его в так называемый «русский мир», проводить интенсивную идеологическую работу, которая будет подкрепляться там российским рублем, весь оборот и социальные выплаты будут переведены на российские рубли.

Итак, это будет гибридная форма войны, которая будет связана с одновременным построением гибридного мира и проведением войны на низком уровне эскалации.

Для Путина это будет плацдарм дестабилизации Украины, удержание ее в русле российских интересов, российского влияния, чтобы она под таким силовым прессом двигалась по заданной схеме, которую Путин нарисовал для Украины не как государства, а как подконтрольной России территории.

«Путина может остановить только адекватный ответ»

- Но в интервью немецкому каналу президент Порошенко заявил, что Украина выполнила все условия Минских договоренностей: отвела тяжелое вооружение, военную технику, а сегодня получили такой ультиматум от Путина.

- Это позиция слабого. Путин воспринял схему Минских соглашений только потому, что это канал для давления на Украину и подталкивание ее к капитуляции. Вот и все. Он придерживается стратегии контролируемой эскалации. Минские договоренности начались после Иловайского котла, договоренности Минск-2 после Дебальцева. Там и там было поражение Украины.

 Поскольку адекватных действий в ответ не осуществляем, то Путин дожимает эскалацию конфликта и потом говорит: принимайте мои условия, если нет, то опять получайте эскалацию. В условиях отсутствия противодействия и в Сирии, и на Донбассе у него есть стратегическое преимущество. И никакие уговоры Меркель и Обамы его не остановят. Путина может остановить только адекватный ответ. Поскольку он ставит на военное преимущество, то надо эту военное преимущество подорвать. И тогда он пойдет на определенный компромисс, тогда есть вероятность, что Минские соглашения будут каким-то образом выполняться. А сейчас они выполняются только за счет наших уступок. А эти уступки рано или поздно приведут к полной капитуляции Украины.

«Чтобы с этим конфликтом покончить, надо брать пример с Туджмана»

- Что же делать Украине в данной ситуации?

- Поскольку мы приняли формулу АТО, то не можем адекватно реагировать на ситуацию. Мы спрятались за Минскими соглашениями, которые ни к какому конструктиву не приведут, а только к затяжной войне на низком уровне эскалации, которая будет то затухать, то снова подниматься. Это продолжительный тлеющий конфликт, у которого нет четкой грани завершения. А для того, чтобы с этим конфликтом покончить, надо брать пример с Туджмана. Он же не играл в АТО, хотя там тоже хорватские сербы захватывали милицейские участки, а четко определил план, объявил военное положение, мобилизовал около ста тысяч человек. Он достал оружие и нанес контрудар по югославской народной армии. После этого Милошевич согласился обратиться вместе с Туджманом в ООН с введением миротворческой операции.

С чего начинать нам в этой ситуации? Нам надо, прежде всего, объявить неконтролируемые нами территории на востоке Украины - оккупированными территориями. Тогда вступают в силу некоторые положения и правовые принципы соблюдения статуса оккупированных территорий, где полным ходом идет контрабанда, и мы должны отказаться от АТО.

Второе, необходимо разработать стратегию, которая была бы адекватна такому формату конфликта или, точнее, такому формату войны.

Третье, на прилегающих к оккупированным территориях ввести военное положение и ввести настоящий военно-административный режим.

Военное положение не случайно предусматривает запрет любых выборов на тех территориях, где оно объявляется. И это абсолютно правильно, ведь в противном случае к власти придут боевики. Так как население находится в тяжелейшем психологическом состоянии - состоянии войны, оно просто неспособно психологически адекватно воспринимать ситуацию. А мы здесь собираемся их осчастливить выборами. Это идет вразрез любой логике, вопреки стратегии урегулирования конфликта, основным принципам урегулирования. Тогда нам надо проснуться и прочитать миротворческую стратегию ООН, устав ООН и потом из этого как-то выходить, а не кричать, что мы отводим войска, а другая сторона тем временем их не отводит. Это - капитуляция.

- А какой должна быть реакция Запада, США в частности, которых Путин обвиняет в подталкивании Украины к эскалации?

- Вопрос в том, что американцы сами находятся под прессом российской информационной войны. Россия ведет войну на глобальном уровне. Только против США она ведет информационную войну на части марионеточной страны. Соответственно, вмешавшись в сирийскую войну, Россия пытается вытеснить оттуда США, а не воевать с ИГИЛ.

А заявления Путина по Украине - это очередной ультиматум, предупреждение и США, и Европе, и Украине соответственно: я начну снова войну, если вы не примете мои условия.

«Путин признает, что его политика в отношении Украины не работает»

Джон ХЁРБСТ, экс-посол США в Украине:

«Комментарии Путина соответствуют политике России после сентября этого года, когда Кремль и его боевики смягчили насилие на востоке Украины. Естественно, Путин критикует решение Конгресса уполномочить президента выделить $ 300 млн на военные поставки Украине, в том числе $ 50 млн на летальное оружие. Он не хочет, чтобы Запад поставлял вооружение Украине, одновременно осуществляя агрессию на Донбассе. Но он не угрожает дальнейшей агрессией.

Действительно, его заявление свидетельствует о том, что Москва будет продолжать свою двухмесячную политику снижения насилия. Он предупреждает об увеличении шансов, что конфликт на Востоке превратится в замороженный конфликт и обвиняет в этом Киев, который якобы не выполняет договоренности Минска-2. Действительно, хотя замороженный конфликт - плохой результат для Донбасса, но это было бы улучшением по сравнению с сегодняшней ситуацией, когда Москва и поддерживаемые ею боевики продолжают стрелять по украинским позициям 30-40 раз в день.

Кремль признает, что его политика в отношении Украины не срабатывает. При текущих параметрах военных операций Украина поставила Россию в тупик; потери россиян стали политической проблемой для Кремля; прошлым летом Европа снова продлила санкции; в этом году экономика России сократится более чем на 3%. Путин надеется, что за счет уменьшения насилия, он может убедить ЕС смягчить санкции в январе следующего года. Это тоже не сработает. Как только это произойдет, Путину придется решать, хочет ли он продолжать текущее затишье, двигаться в направлении реального замораживания военных действий или эскалации.

«Кремль предупреждает, что ситуация на Донбассе может снова взорваться и вину за это будет нести Вашингтон»

Лилия ШЕВЦОВА, ведущий исследователь Института Брукингса:

 -  Заявления Кремля и лично президента всегда являются «солянкой», в которой есть все - от пробных шаров до мистификаций и угроз. Трудно решить, что в каждый конкретный момент означает и что в них серьёзно, а что - просто очередная «обманка».

Если речь идёт об очередном обвинении Америки в раздувании и разжигании, то у Москвы действительно есть основания для беспокойства - ведь долго спавший Вашингтон проснулся и начал предпринимать некоторые, впрочем, осторожные шаги, которые можно воспринимать как сдерживание кремлёвской агрессивности.  Но ведь это реакция на Кремлевский реваншизм, которую в Кремле, видимо, не просчитали.

Последнее обвинение Вашингтона в «разжигании» на Донбассе, видимо, следует трактовать следующим способом: Кремль предупреждает, что ситуация на Донбассе может вновь взорваться и вину за это будет нести Вашингтон. Этот месседж означает продолжение кремлевской многоходовки, в которой и Донбас, и Сирия являются разменной монетой в попытках Путина выйти из изоляции на кремлевских условиях.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать