Перейти к основному содержанию

«Победа в Ираке станет для США поражением»

09 апреля, 00:00

«Если Америка добьется быстрой победы в иракской войне, то соглашение между европейцами и Россией станет неизбежным. То есть американский военный успех приведет к стратегической потере для Америки: это парадокс!» — таково мнение французского историка и социолога Эмманюэля Тодда. В интервью газете «Le Figaro», он говорит о несостоятельности попыток США установить в мире свое единоличное господство. Его изречения вряд ли назoвешь взвешенными, что на волне ухудшения отношений Франции и США вполне объяснимо. Во многом с французским деятелем можно не согласиться, однако некоторые его мысли довольно любопытны.

— В своей книге вы пишете: «Своей военной активностью в отношении неразвитых стран Америка пытается скрыть свою деградацию». Скажите, подтверждается ли этот тезис в ходе войны в Ираке?

— На мой взгляд, подтверждается, причем это для меня стало неожиданностью. В массовом сознании уже укоренился образ Америки, действующей в одностороннем порядке, Америки, полной могущества и динамизма и не имеющей в мире противовеса. Однако военная активность США напоминает мне военную активность СССР в период первой войны в Афганистане, происходившей в момент назревающего распада советской империи. Прибегать к военным мерам — это крайнее средство, используемое империями, находящимися в упадке. Я, действительно, полагаю, что причина войны в Ираке не только в нефти, но и в попытке напомнить миру о том, что он нуждается сегодня в роли США так же, как и в период «холодной войны».

— Не изменится ли положение вещей в случае, если США добьются быстрой военной победы в Ираке?

— Меня удивляет способность Ирака к сопротивлению, которая опровергает утверждения о неустойчивости иракского режима и о существовании шиитской оппозиции. Конечно, можно представить ситуацию, при которой Америка выиграет эту войну. Но для меня наиболее вероятная гипотеза состоит в том, что она завоюет неконтролируемую, разложившуюся страну, которая окажется во власти терроризма.

— Вы описываете американцев как изнуренных потребителей. И, тем не менее, они лидируют в сфере передовых технологий…

— Об этом много говорят. Однако известно, что США заявляют много патентов, а это характерно для держав, находящихся в упадке. Технологически развитая страна не заботится о том, чтобы заявлять патенты, потому что она знает, что двигается столь стремительно, что другие ее не догонят. Америка же продолжает «переманивать» исследователей из-за океана, так как она неспособна воспроизводить свой интеллектуальный и технологический потенциал. У нее серьезные проблемы с технологическими достижениями. Реальность американского общества состоит в том, что оно деградирует во всех областях, и нынешняя война вызвана не кризисом в Ираке, а кризисом в самой Америке.

— Вы, действительно, верите в то, что Евразия может стать новым полюсом равновесия в мире?

— На Востоке ситуация крайне обострилась из-за корейской проблемы. Что касается Японии, то она полностью парализована, потому что не поддерживает хороших отношений ни с Китаем, ни с Россией, а также из-за того, что у нее нет ядерного оружия. Таким образом, ситуация в Азии нестабильна. Так что лишь Европа способна поставить под сомнение американское могущество и стать противовесом Америке. Потому что, с одной стороны, в Европе имеется мощный промышленный потенциал. С другой стороны, на востоке Европы находится Россия, которая является полюсом ядерной стратегической стабильности. Я полагаю, что Владимир Путин, возглавляющий страну, находящуюся в состоянии социального равновесия, настроен на сближение с Евросоюзом. Так что мне непонятен пессимизм некоторых в отношении будущего Европы. Появление общей внешней политики Европы вполне реально. Та форма, в которой ведется война в Ираке, усиливает роль Европы. Общественное мнение поддерживает тандем Ширак-Шредер в иракском вопросе. Исторический элемент нынешнего периода заключается в эмансипации Германии, которая перестала поддерживать Америку. Надо, чтобы французы осознали это. Их приоритет должен состоять в том, чтобы укреплять сотрудничество с Германией.

— И все же, несмотря ни на что, победа англо-американских войск в Ираке близка…

— Если Америка добьется быстрой победы в войне, то соглашение между европейцами и Россией станет неизбежным. То есть американский военный успех приведет к стратегической потере для Америки: это парадокс!.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать