Перейти к основному содержанию

Польша обязуется усилить восточную границу

01 июля, 00:00

Проблема необходимости усиления польско-украинской границы дискутируется уже не первый год. В общественном мнении Западной Европы, да и Польши давно уже сложилось представление об Украине как источнике нелегальной миграции (и частично это отвечает действительности — немало украинцев нелегально работают в разных европейских странах), преступности (украинские преступные группировки в Польше, Чехии, Словакии также не способствуют улучшению имиджа страны) и так далее. Европейский Союз, требуя ужесточения контроля от стран-кандидатов, одновременно помогает в обустройстве западных границ Украины — об этом, в частности, говорилось на всех последних встречах между руководством Союза и Украины, сообщалось и о выделении средств по линиям технической помощи. Поляки, кстати, объявив о дополнительном наборе в силы охраны границы, подчеркнули, что большинство новобранцев будут профессиональными военными, а не призывниками. Будут создаваться новые погранзаставы, закупаться новое оборудование (в немецком федеральном ведомстве полиции, кстати, с удивлением отмечали, что иногда оборудование у поляков современнее имеющегося у немецких пограничных постов).

Итак, ЕС стремится защитить себя от нежелательных гостей (нелегалов прежде всего из азиатских стран, а также оружия, наркотиков), и не видит для достижения этой цели иного пути, как фактическое сооружение новой стены.

«Мы не хотим, чтобы граница разделяла два разных мира», — можно услышать в официальных учреждениях Варшавы, Берлина, Брюсселя и других европейских столиц. Но де-факто идет именно к этому: первый шаг уже сделан с введением визового режима для украинцев правительствами Чехии, Словакии, Болгарии. Польша, менее всего в этом заинтересованная, объявила о намерении ввести визовый режим с 1 июля следующего года. Очевидно, приблизительно в это же время введет визовый режим и Венгрия. Насколько реально ужесточение пограничного контроля для законопослушных граждан способствует общеевропейской безопасности, на фактах говорить сложно, поскольку их просто нет. Объявлено, что в чешских судах слушаются 18 дел граждан Украины — следовательно, на самом деле не украинцы создавали общую уголовную картину Чехии. Статистику о том, сколько нелегальных мигрантов, пересекших украинскую границу, обнаружено и задержано, в частности, в Германии, в Немецком федеральном ведомстве полиции предоставить «Дню» не смогли, так же как и статистику о том, сколько выходцев из Южной Америки, большинство стран которой не имеют визового режима со странами ЕС, или из Северной Африки, где есть свои способы обойти требования, нелегально живет и работает в Западной Европе. Аргументы, что ужесточение режима пересечения границ просто негативно отражается на законопослушных гражданах, в расчет не принимаются — поскольку решения базируются на недоказанных, но эффективных стереотипах. Что касается Польши, то несмотря на заверения, что идет поиск и будет найден такой способ визового режима для украинцев, который будет максимально простым и дешевым, сегодня в Варшаве никто ничего конкретного сказать не может. Известно, однако, что уже после своего присоединения к ЕС Польша еще несколько лет не будет полноправным членом Шенгенского соглашения — следовательно, она сможет выдавать визы только для посещения Польши. Понятно, что уже в следующем году значительно сократятся показатели пересечения границ и объемов двухсторонней торговли, понятно, что недовольны будут на Востоке и Юге Польши, где очень многое зависит от бизнеса с Украиной. Однако это считается приемлемой платой за право вернуться в Европу.

Предложений по избежанию изоляции Украины от европейских процессов (а такое чувство неминуемо возникнет у большинства украинцев) с введением визового режима хватает, однако они так до сих пор и не оформлены в конкретные решения и часто (со стороны официальных и исследовательских структур стран ЕС) основаны на явном непонимании ситуации, особенно с учетом перспектив. Это можно сказать о предложениях выработки отношений с Украиной в контексте общего экономического пространства ЕС — Россия, о попытке внедрения модели отношений «особого соседства» между расширенным ЕС и Украиной, Молдовой и Беларусью, о заявлениях о том, что усиление пограничного режима для украинцев поможет бороться с нелегальной миграцией и криминалитетом. Впрочем, не секрет, что ЕС вообще комфортно чувствовал бы себя без всяких там расширений и тем более — без необходимости думать о Украине. Хотя, и в том, чтобы ввести современный и эффективный контроль на границах, ничего плохого нет — ведь, помнится, даже на самом большом в Европе и якобы современном переходе Краковец (Украина) — Корчова (Польша) сегодня приходится ждать очереди по несколько часов с каждой стороны.

Граница всегда существует для того, чтобы разделять (поэтому «границ дружбы» на самом деле не бывает в принципе). Другой вопрос — с какой целью.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать