Польский кризис и его причины
![](/sites/default/files/main/openpublish_article/20030306/442-3-2_0.jpg)
Кризис правительства Лешека Миллера наступил для простого поляка неожиданно, хотя в столичных политических кругах чего-то подобного ожидали: уже не первый месяц слишком заметными были внутренние конфликты в коалиции СЛД и Унии труда с ПСЛ, который представляет интересы крестьян, и чьих министров Миллер отправил в отставку в субботу. Президент Польши Александр Квасьневский не осудил разрыв коалиции, но и не одобрил. Обоих отставленных министров от ПСЛ он назвал выдающимися политиками, перед которыми еще открыто будущее, и упомянул, что ПСЛ имеет столетний опыт в политике, а это могло прозвучать как определенный сигнал.
Причин для недоразумений было много. Наиболее острой проблемой были условия вступления Польши в Европейский Союз. Крестьянская партия требовала от своих партнеров защиты польских фермеров перед наступлением брюссельской бюрократии, что можно понять, учитывая отсталость польского сельского хозяйства, его неготовность к конкуренции с западноевропейским сельским хозяйством. Претензии кандидатов на вступление в ЕС из числа посткоммунистических стран на равноправие встретили сопротивление европейских «старожилов», которые в течение полувекового разделения континента утратили контакт со своими побратимами на Востоке, который, кстати, никогда не был интимным и искренним.
Польским дипломатам на переговорах с Европейской комиссией удалось выторговать не самые худшие результаты для своих крестьян, хотя и уровень субсидий для них устанавливался намного ниже, чем, скажем, для французских или немецких фермеров. Это вызвало недовольство польского села, пораженного и неудачными экспериментами коллективизации, и чрезвычайно раздробленной собственностью на землю, и из-за нее невозможностью конкуренции с современным европейским, к тому же, щедро поддерживаемым из брюссельской кассы, сельским хозяйством.
Лидер Крестьянской партии, вице- премьер и министр сельского хозяйства Калиновский оказался под обстрелом недовольных однопартийцев, а также значительно более радикальной и конкурирующей за влияние на крестьян «Самообороны» Анджея Леппера и профсоюзных фермерских «Сельскохозяйственных объединений». Ситуация обострилась, когда крестьянские радикалы решили пойти на массовые протесты по поводу заниженных цен на сельскохозяйственные продукты, прежде всего, свинину — излюбленную еду поляков. Переговоры с властью провалились, крестьяне вышли на автострады и шоссе. Дошло до столкновений с полицией, а потом и до открытой политической войны крестьян с властью. Когда дошло до одобрения новых законов о биотопливе и строительстве новых автострад, большинство депутатов от ПСЛ выступили вместе с оппозицией. Руководство СЛД, в свою очередь, разорвало коалиционное соглашение с ПСЛ. И кабинет Миллера остался без большинства в Сейме.
Есть только гипотезы и догадки, почему все произошло так быстро. Чаще всего повторяется мнение, что премьер Миллер использовал повод для маскировки собственных ошибок, которые привели Польшу снова к экономически-социальному кризису в разных центральных сферах общественной жизни. Однако польское общество слишком критически настроено, а польская пресса уже проанализировала стратегию премьера, и так просто перевести ответственность на ПСЛ ему не удастся.
Другая версия событий — это возможные намерения правящих кругов распустить парламент и привести к досрочным выборам, чтобы усилить собственные позиции и ослабить влияние оппозиции в Сейме. Кое-кто из элитной группы власти считает подобный план слишком рискованным, потому что в глазах большинства поляков именно СЛД несет ответственность за то, что каждый пятый поляк — безработный, развалена служба медицины, не действует налоговая система. Но сможет ли это преодолеть кабинет меньшинства? Еще один вызов правительству Миллера — июньский референдум о вступлении Польши в Европейский Союз. Для успеха нужна поддержка польского села. А можно ли ее добиться без ПСЛ, в условиях, когда та же самая «Самооборона», претендующая на роль выразителя интересов всего крестьянства, выступает резко против вступления Польши в ЕС? С другой стороны, несмотря на объективную слабость своего правительства, СЛД все равно остается ведущей политической силой Польши, на корпус опережающей все остальные. Вопрос только в том, сделают ли левоцентристы верные выводы из нынешнего кризиса.
Выпуск газеты №:
№42, (2003)Section
День Планеты