Поощрительный саммит
![](/sites/default/files/main/openpublish_article/20000713/4123-3-1.jpg)
Значение украинско-немецкого саммита (или же межправительственных консультаций на высшем уровне), завершившийся в Лейпциге — наверное, в том, что он просто состоялся. Две делегации во главе с Президентом Леонидом Кучмой и канцлером Герхардом Шредером обсудили какие-то вопросы, достигли каких-то договоренностей, подписали совместную декларацию и условились, в сентябре встретятся в Украине.
Это, конечно, хорошо, что Германия проводит консультации такого же ранга, как сейчас с Украиной, только с партнерами по Евросоюзу, Польшей и Россией. Очевидно, что содержание и задачи этих консультаций — в каждом отдельном случае очень разные. И если Украине было важно просто показать, что Германия соглашается с ней консультироваться — то цель достигнута. Киеву, как и всегда, пообещали и содействие в его отношениях с Международным валютным фондом (хорошо, что его председатель — немец Горст Келер), пообещали и нахождение решения проблемы компенсирования мощностей Чернобыльской станции (но только в неядерном секторе энергетики), и еще кое-что. В частности, возобновление кредитов по линии компании «Гермес». Причем 300 млн. марок могут поступить уже в этом году. Если, как справедливо отметил Президент Кучма, Украина будет придерживаться взятых на себя обязательств. Во что не всегда верится. Ясно, что консультации в Лейпциге пока не дали потенциальным инвесторам-немцам большего доверия к Украине, несмотря на все похвальные слова об украинских свершениях. Вряд ли можно считать большим успехом договоренность о сотрудничестве в создании сельхозкооперативов и кредитных союзов — об этом можно договориться и без участия первых лиц государств. Ничего нового встреча не добавила ни для надежд Украины получить когда-нибудь статус ассоциируемого члена ЕС, ни для ее более активного продвижения на европейские рынки, ни для хотя бы просто выхода Украины из российской тени в глазах Запада. В Лейпциге просто состоялись консультации ради консультации, то есть, без принятия на себя любых серьезных обязательств. Зато потом можно будет сказать, что Германия уважает европейский выбор Украины, ценит ее важность для европейской стабильности и желает конструктивной перестройки двухсторонних отношений. Во всяком случае, вторая встреча между Шредером и Кучмой в этом году может быть уже значительно более конкретной, результативной и успешной для обеих сторон. Но все будет зависеть прежде всего от Украины — насколько она будет готовой ставить конкретные вопросы, опираясь на собственные достижения.
Германия не скрывает, что согласна стать «адвокатом» Украины — но только когда убедится, что ситуация, в том числе и с инвестиционным климатом, действительно изменяется к лучшему. До каких границ может доходить «адвокатство» Германии — станет видно осенью, во время следующих консультаций. О лоббировании же Украины говорить, наверное, еще рано.
КСТАТИ
Запланированное на 21.00 вторника интервью Президента Украины Леонида Кучмы и Федерального канцлера Германии Герхарда Шредера в прямом эфире Первого Национального было сорвано. Как сообщает корреспондент УНИАН, за 7 минут до прямого эфира Президент Украины и Федеральный канцлер подошли к телекамерам, которые были установлены около новой Ратуши Лейпцига. Однако за 2 минуты до прямого включения Г. Шредер неожиданно отбросил наушники, заявив, что он отказывается от интервью и отошел от Л.Кучмы, сообщает УНИАН.
К сожалению, корреспонденту «Дня» ко времени, когда верстался номер, не удалось получить комментарии от руководства Первого Национального, поскольку в это время и Вадим Долганов, и Игорь Сторожук, как сообщили их секретари, находились за пределами своих служебных кабинетов. Технический директор УТ-1 Сергей Федоров отметил только, что от европейских партнеров упреков в техническом несовершенстве не было. Первый вице-президент УТ-1 Александр Бутко отказался от комментариев, сказав, что комментировать нечего, потому что эфира не было. И посоветовал за комментарием обратиться в УНИАН, распространившее это сообщение. Однако мы получили свидетельство журналиста Олега Черногорского, который наблюдал за течением событий непосредственно на телецентре на Мельникова, 42.
— Политики такого уровня обычно редко появляются в прямых эфирах, в этот раз и Федеральный канцлер ФРГ, и Президент Украины любезно приняли приглашение украинских телевизиощиков. Они появились перед камерами еще в 20.50. Их лица увидела центральная аппаратная телецентра в Украине. Постояв 3—4 минуты Леонид Данилович поинтересовался, в чем дело. И услышал ответ, что все нормально, эфир через 7 минут. Еще несколько минут главы государства вынуждены были наблюдать на мониторе транслировавшееся в этот момент на УТ-1. А это была (что бы вы думали?) — «Вечірня казка»! Очевидно, не выдержав просмотра украинского мультфильма, Герхард Шредер раздраженно сбросил с себя микрофон и ушел в зал переговоров. Оставшись один на один с удивленными украинскими телевизионщиками, украинский Президент развел руками и сказал: «Зачем же вы привели нас? Если бы мы знали, мы бы лучше использовали это время на полезные вещи». И ушел догонять раздраженного Шредера. После этого до поздней ночи горел свет в окнах руководства Национальной телекомпании. По-видимому, делались выводы.