Поражение с «лицом победы »
После продолжительных и напряженных консультаций на заседании ОБСЕ в Вене Украина сняла кандидатуру бывшего министра иностранных дел Бориса Тарасюка на должность Верховного комиссара ОБСЕ по делам нацменьшинств. Министр иностранных дел Анатолий Зленко заявил после встречи с норвежским коллегой Торнбьёрном Ягландом, что это было сделано, «чтобы не блокировать консенсус». Таким образом, Макса ван дер Стула на должности Верховного комиссара ОБСЕ заменит представитель Швеции, тоже бывший министр Рольф ЭККЕУС. Его выдвинули страны-члены Европейского Союза и США. Зленко сказал, что не хотел бы из этого делать трагедию — «Мы отступили, но не проиграли». Этот маневр, по его словам, «имеет и лицо победы». Кстати, Зленко сообщил, что госсекретарь США Мадлен Олбрайт сказала ему, что кандидатура Тарасюка «не получит консенсуса». После этого можно долго говорить о стратегическом партнерстве и чертах победы, но факт остается фактом: Украина в очередной раз вынуждена уступить, поскольку другие интересы оказываются для Запада важнее и ближе.
После отставки Тарасюка сообщалось, что по поручению Президента он будет баллотироваться на должность Верховного комиссара ОБСЕ. Представители МИД расценивали его шансы как достаточно высокие, учитывая то, что месяц назад страны ЕС никак не могли прийти к соглашению относительно единой кандидатуры (их рассматривалось три, в том числе и бывший генсек Западно-Европейского Союза Жозе Кутилейро). Вместе с тем в поддержку кандидатуры Тарасюка высказалось 20 стран региона. Среди них и Россия — несмотря на то, что председатель комитета Госдумы по иностранным делам Дмитрий Рогозин протестовал именно против кандидатуры Тарасюка. Кстати, Кутилейро снял свою кандидатуру еще раньше.
По словам министра Зленко, Украина, сняв с голосования кандидатуру Тарасюка, с честью вышла из ситуации, напоминающей «исторические события 1812 года, когда Кутузов оставил Москву, а потом победил французов». Он считает, что наступил предел, когда весь курс Украины на интеграцию в Европейский Союз мог стать заложником этого вопроса. Итак, Украина сняла свою кандидатуру, руководствуясь стратегическими интересами. И прежде всего тем, что в следующем году начинается председательство в ЕС Швеции. Руку Москвы в том, что победила кандидатура Эккеуса, Зленко усматривать не хочет. Остается лишь надеяться, что, как отметил украинский министр, на дальнейших этапах интересы Украины будут учитываться, и не только в ОБСЕ. Тем более, что, по мнению Зленко, сама регистрация Тарасюка говорит о том, что с правами нацменьшинств в Украине все в порядке.
Возможно, и в самом деле Украина, как говорят шахматисты, утратив фигуру, сможет выиграть качество. Тем более, что Швеция в последнее время ощущала к Украине определенные симпатии, в чем не стыдились признаваться шведские дипломаты. Тем более, что европейская интеграция Украины, как свидетельствуют факты, остается в состоянии заявлений и деклараций.
С другой стороны, это, очевидно, указывает и на слабость международных позиций Украины, которая за десять лет своего существования в качестве независимого государства так и не смогла создать доброжелательное внешнее окружение. Впрочем, это вопрос, прежде всего, внутренней ситуации.
Сам Тарасюк не подавал никаких внешних признаков разочарования, и в разговоре с корреспондентом «Дня» отметил, что он остается свободным человеком, и сможет в скором времени изложить собственное видение сложившейся ситуации в собственной статье для читателей «Дня».