Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Последний «церковный диссидент»

В Пскове убит священник Павел Адельгейм
06 августа, 19:27

В понедельник вечером в Пскове произошло убийство священника, Павла Адельгейма, который неоднократно критиковал РПЦ. 1 августа отцу Павлу исполнилось 75 лет. А на днях они по просьбе знакомой из Москвы вместе с матушкой Верой приняли у себя в доме душевнобольного. Вечером в понедельник во время ужина он схватил нож и ударил священника в живот, а потом — себя. 27-летнего убийцу отвезли в больницу, отец Павел скончался.

«... Масштаб произошедшего — космическая катастрофа, утрата», — прокомментировал смерть отца Павла депутат Псковского областного собрания Лев Шлосберг в интервью телеканалу «Дождь».

По его словам, Адельгейм был человеком, «на взгляды, позицию, веру которого ориентировались тысячи людей во всем мире». «Масштаб утраты не все могут осознать сейчас. Но многие уже говорят о том, что эта утрата того же масштаба, как и уход отца Александра Меня», — добавляет депутат. Напомним, отца Александра убили в сентябре 1990-го по дороге в церковь. Его убийство до сих пор не раскрыто, мотивы — неизвестны. Мень неоднократно получал записки с угрозами, а его взгляды часто поддавались критике со стороны Православной церкви.

Павла Адельгейма также неоднократно критиковали его же коллеги. В 1970-м Адельгейм получил три года лагерей по обвинению за «клевету на советский строй». Хотя на самом деле его наказали за строительство с прихожанами храма. В заключении отец Павел теряет ногу... «Я не изменился. Я как мыслил, так и мыслю. Какой я был, такой и остался. Как я служил, так я и служу. А ситуация вокруг меня в церкви очень сильно изменилась», — скажет позже священник.

В последнее время Павел Адельгейм критиковал Русскую православную церковь. И было за что. «Спиливать кресты, допустим, конечно, — реакция неадекватная. Зачем это нужно? Конечно, РПЦ виновато в этом. Пошли в эти школы, в армии, что они там еще захватили? Захваты совершенно безобразные: больницы выгоняют из помещений», — считал отец Павел. Он был одним из немногих духовников, кто заступился за девушек из Pussy Riot и не побоялся открыто критиковать Патриарха Кирилла. «Теперь Патриарх с этой квартирой, выгонял священника, отбирал деньги у него. Что это такое? Куда это годится? Еще и с этими Pussy Riot. Вместо того чтобы просто с девочками поговорить, объяснить, как Богу молиться в храме надо, их в тюрьму посадили», — сказал Адельгейм в интервью. Как пишет Slon.ru, только огромный моральный авторитет не позволял подвергнуть его традиционным церковным репрессиям.

По словам протодиакона Андрея Кураева, Адельгейм был «последним свободным клириком Московской патриархии». «Кто из священников, да еще семейных и штатных, теперь сможет не-анонимно и публично сказать «владыка, вы неправы!»? — написал он в своем блоге.

Священник Украинской автокефальной православной церкви Яков Кротов называет отца Павла «церковным диссидентом», единственным, кто «последовательно проводил в жизнь главный принцип диссидентства: «Соблюдайте ваши законы». «Он спокойно, внятно и без устали отслеживал басманное правосудие внутри церковной системы. Ненавидели его за это, но больше всего — что он еще и священником был не ленивым, не казенным. Приход, община, школа, милосердие — не для галочки, не потому, что «так положено», а потому что это — нормально, а казенщина — нет», — написал отец Яков в некрологе Адельгейму.

КОММЕНТАРИЙ

Владыка Игорь (Исиченко), архиепископ Харьковский и Полтавский Украинской автокефальной православной церкви:

— Очевидно, что смерть отца Адельгейма — ужасный и досадный случай. Он погиб от рук душевнобольного человека, которому предоставил приют у себя. Но поневоле эта смерть воспринимается в общем мрачном контексте — судьбе современной православной церкви на посткоммунистическом Востоке Европы, где здоровая часть церкви стремится освободиться от инерции коллаборационизма с властью. Такая церковь оказывается на обочине церковной жизни, ставится в положение оппозиционеров и погибает, как погиб отец Александр Мень, как погиб и ныне отец Адельгейм. Очевидно, что повторяются случаи, которые нельзя ставить рядом: убийство и трагическую гибель. Но поневоле напрашивается обобщение о печальной судьбе людей, которые желая добра для церкви, оказываются в меньшинстве, и бессильны справиться с консервативным большинством.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать