Послевыборный список работы
![](/sites/default/files/main/openpublish_article/19960216/427-3-1.jpg)
Вопреки предварительным опросам, разрыв между кандидатами во втором туре президентских выборов в Украине оказался намного меньше, чем ожидалось. После второго тура, который прошел 7 февраля, лидер оппозиции Виктор Янукович заявил о своей победе над премьер-министром Юлией Тимошенко. По последним подсчетам, он имеет преимущество в три процента, а Тимошенко не готова уступить. Ожидается, что она подаст судебные иски относительно мошенничества на отдельных избирательных участках, но международные наблюдатели из всех организаций, в том числе из делегации, которую я возглавлял от имени Международного республиканского института, считают эти выборы в целом свободными и справедливыми, а также, что проблемы, возникавшие в ходе голосования, не имели системного характера.
Конечно, Тимошенко имеет полное право прибегнуть к юридическим действиям, но будет жаль, если ее усилия приведут к неделям ссор и политического паралича. У украинцев этого было достаточно за последние несколько лет, когда они разочаровались в тех, кто связан с оранжевой революцией 2004 года. По предварительным оценкам зарубежных наблюдателей, ни проблемы, имевшие место в день выборов, ни спорные изменения, внесенные в избирательное законодательство за три дня до выборов, не оказали значительного влияния на сами выборы.
Исключая неожиданности, Янукович получит рычаги власти как Президент Украины. Кое-кто на Западе будет недоволен результатами выборов. Они будут видеть в победе Януковича последний гвоздь в гроб оранжевой революции и предпочтут держаться на расстоянии от Украины. Это точно будет неправильным подходом. Лидерам на Западе необходимо сотрудничать с новым Президентом и его командой сразу после его вступления в должность. Вот несколько вещей, которые им следует делать в ближайшее время:
— Пригласить Януковича на Запад. В апреле президент США Барак Обама будет проводить саммит по вопросам ядерной безопасности, и участие Януковича в этой встрече на высшем уровне было бы хорошим началом. Страны ЕС также должны протянуть ему руку, признавая тем самым, что Украина — важный сосед.
— Посетить Киев. Западные лидеры должны сделать Киев ключевым местом для посещения, а не по пути в или из Москвы. Это должны быть отдельные визиты.
— Укреплять двусторонние комиссии на уровне той, которую Обама создал с Россией в прошлом году. Работа с Украиной может быть неприятной, но альтернатива держать дистанцию еще хуже, особенно когда Москва станет агрессивно сотрудничать с новым правительством в Киеве.
— Европейский Союз должен двигаться вперед к завершению соглашения о свободной торговле с Украиной и либерализации визовых отношений. Ему также нужно подчеркнуть, что будущее членство в Европейском Союзе, хоть и не в ближайшей перспективе, возможно. Двери в Европейский Союз должны оставаться открытыми для Украины, если она проведет необходимые реформы в течение ближайших нескольких лет.
— Избегать давления относительно членства в НАТО, принимая во внимание то, что сейчас большинство украинцев не поддерживает вступление в Альянс. Внесение этого вопроса в политическую дискуссию в Украине сегодня контрпродуктивно, но НАТО также должно держать свои двери открытыми.
— Оказывать давление в вопросе возобновления Международным валютным фондом (МВФ) кредитования, если парламент Украины и его лидеры прекратят фискальную политику, которая приводит к инфляции и невыполнимым социальным программам.
Со своей стороны Янукович должен:
— Назначать людей на государственные должности на основе опыта и таланта, а не только в качестве платы за политические услуги, включая представителей Блока Тимошенко. Особенно важным является решение относительно замены Тимошенко, в частности, должна ли она уйти в отставку сама или по воле парламента. Пережив почти 15-процентное падение ВВП в прошлом году, Украина не может позволить себе постоянные задержки в восстановлении экономики.
— Оставить на своих должностях людей, которые хорошо работают на Западе, в частности таких, как посол Олег Шамшур в Вашингтоне. Сохранение кадрового персонала окажет успокоительное влияние на Запад.
— Посетить Брюссель и Вашингтон как можно скорее. Здесь существует имидж Януковича как пророссийского кандидата. Посещение западных столиц поможет снять подозрительность относительно него.
— Улучшать отношения с Москвой, которые ухудшились при президентстве Виктора Ющенко, но в то же время защищать интересы Украины в вопросах, касающихся энергетической безопасности и Черноморского флота. Аналогично — не поддаться российскому давлению относительно признания сепаратистских грузинских регионов: Южной Осетии и Абхазии.
— Избегать спорных вопросов, таких как введение русского языка в качестве второго официального. Это может вызвать неприятные дебаты в парламенте и неоправданно отвлекать внимание от таких вопросов, как, например, экономические реформы. Нужно сосредоточивать внимание на неотложных потребностях, включая оплату газовых счетов России и возобновление помощи МВФ на основе бюджетной дисциплины.
— Пытаться не настаивать на досрочных парламентских выборах. Кое-кто в его партии рассматривает это как способ повысить свой контроль над законодательным органом. Последнее, что нужно Украине, так это еще одни выборы. Несмотря на поразительные цифры явки (68%) в воскресенье, люди хотят, чтобы их лидеры эффективно руководили страной, а не принимали участие в бесконечных избирательных кампаниях.
Украина с населением 46 млн. человек стратегически расположена между Россией и странами Европейского Союза. Она обладает огромным потенциалом, чтобы сделать свой вклад в европейскую стабильность и безопасность. Это важно само по себе, а не только через российскую призму. Украина только что провела еще одни выборы после парламентских выборов 2006 и 2007 годов и повторных президентских выборов 2004 года. Последние выборы прошли в соответствии с международными стандартами, что является большим достижением в этой части света. Что бы западные лидеры не думали о Януковиче, они должны побороть свою «усталость от Украины» и сотрудничать со страной, ее лидерами, ее народом больше, чем они это делали в прошлом.
Дэвид КРАМЕР — старший научный сотрудник Трансатлантического немецкого фонда Маршалла Соединенных Штатов Америки, который занимается вопросами, касающимися России, Евразии и расширенной Европы, а также демократии и прав человека.
Выпуск газеты №:
№27, (1996)Section
День Планеты