Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Посол Канады в Украине Дерек ФРЕЙЗЕР: «Запад ожидает воплощения широкомасштабных, глубоких и радикальных реформ»

14 декабря, 00:00
Цель Запада — не субсидировать спад, а поддерживать реформы. И именно такие реформы ждет от Украины международное сообщество в ближайшее время в ответ на будущую финансовую помощь На прошлой неделе произошел ряд событий, которые, бесспорно, заставят Украину сделать более конкретными свои внешнеполитические «векторы», а главное, как можно быстрее определиться с внутренними политическими и экономическими стандартами, к которым нужно стремиться. Речь идет, прежде всего, о ряде иностранных визитов Президента, очередном обострении отношений между Россией и Западом, о саммите Евросоюза в Хельсинки и создании другого Союза — России и Беларуси. В связи с этим угроза превращения Украины в пассивный объект различных влияний обостряется еще и потому, что Запад — нужно сказать откровенно — ждет. Ждет реальных подтверждений евроатлантической ориентации Украины. Именно о таких «точках отсчета» в отношении к Украине развитых демократий и мировых финансовых институтов — в разговоре с Чрезвычайным и Полномочным Послом Канады в Украине господином Дереком ФРЕЙЗЕРОМ.

— Эта встреча происходит в очень важное для Украины время — продолжается первое представление миру старого-нового политического руководства в новом качестве. Каких шагов ждет Запад от Украины прежде всего?

— Мне кажется, что для того, чтобы лучше понять реакцию Запада на период, наступающий сейчас в Украине, нужно принять во внимание понимание международными финансовыми организациями теперешней экономической ситуации в Украине. В этом смысле важными являются три фактора.

Первый — сектор экономики, производящий ценности, является намного меньшим, чем сектор экономики, их потребляющий.

Второй фактор заключается в том, что украинское правительство очень сильно контролирует экономику, что имеет эффект подавления ее сектора, производящего ценности.

Третьим фактором является то, что Украина слишком удалена от мировой экономики. В результате иностранцам трудно и совсем невыгодно покупать украинские товары и услуги или делать инвестиции.

Как следствие влияния этих трех факторов — украинская экономика катится вниз по спирали, потребляя свой собственный капитал и стараясь получить международную финансовую помощь для того, чтобы замедлить этот спад.

Экономисты, работающие в международных организациях и серьезно изучившие состояние украинской экономики, считают, что этот процесс нельзя повернуть вспять без широкомасштабной, радикальной, глубокой экономической и административной реформы. И именно такие реформы ждет от Украины международное сообщество в ближайшее время в ответ на следующую финансовую помощь. Цель международных финансовых организаций не субсидировать спад, а поддерживать реформы.

— Какую вы видите последовательность шагов и что реально можно сделать за шесть месяцев, которые считаются достаточным «тестовым временем», чтобы убедиться, будут идти реформы или нет?

— Давайте посмотрим на те шаги, которые создадут благоприятную, начальную атмосферу. Я должен подчеркнуть, что эти шаги сами по себе не будут достаточными, если за ними не последуют дальнейшие экономические и административные реформы. Международное сообщество не поймет, если, например, после нескольких начальных шагов экономическая и административная реформы будут подавлены для того, чтобы дать возможность правительству осуществить другие изменения. Таким первым «знаковым» шагом, по моему мнению, может быть реформа количественного состава правительства. В нынешнем правительстве 87 министров. Многие западные страны обходятся менее чем третью от этого количества. Международные финансовые организации, по моему мнению, также будут учитывать бюджет на следующий год, который должен быть высококачественным. Он не должен быть только реалистичным, это должен быть бюджет, который помог бы выполнить серьезные внутренние и внешние обязательства государства. Такой бюджет также должен быть основой для проведения дальнейших реформ с целью создания конкурентоспособной экономики.

Я думаю, что таким шагом является также быстрое движение в направлении приватизации, которая проводилась бы в открытой и объективной атмосфере. Это привлекло бы в Украину стратегических инвесторов, которые делали бы свои вклады в инновационные процессы и в рост украинской экономики.

Кроме этого, одним из важнейших шагов является быстрое и эффективное движение в деле борьбы с коррупцией. Согласно докладу Европейского банка реконструкции, коррупция блокирует инвестиции, препятствует развитию и появлению новых предприятий, не допускает инновацию и конкуренцию, не позволяет появиться малым и средним бизнес- структурам. Это большое бремя для всей страны. Такой шаг был бы важным сигналом для международного сообщества в целом.

И наконец, я думаю, что хорошим индикатором намерений правительства воплотить реформы во всей экономической системе послужит быстрое движение вперед в осуществлении кардинальных реформ в сфере сельского хозяйства и энергетики.

Представив эти тезисы, я осознаю, что коснулся многих сфер и отраслей, о которых Президент Кучма говорил в своей широкомасштабной и многообещающей инаугурационной речи 30 ноября. У меня сложилось впечатление, что международное сообщество надеется узнать о дальнейших деталях претворения положений этой речи в то время, когда они рассматривают просьбу Украины о дальнейшей финансовой помощи на 2000 год.

— После президентских выборов в Украине очень остро стоит вопрос формирования нового правительства. Можете ли вы прокомментировать влияние персонального состава правительства и фигуры будущего премьер-министра на позицию Запада на поддержку реформ Украины?

— Я не могу обсуждать какие-либо конкретные персоналии, но думаю, что международное сообщество сейчас будет рассматривать новое украинское правительство, исходя из критериев его способности воплотить те серьезные реформы, о которых заявлено в инаугурационной речи Президента.

— А каковы критерии оценки такой способности или неспособности?

— Я считаю, что способность правительства проводить эти реформы — это не только те начальные шаги, о которых я только что говорил. Будет также оцениваться, сможет ли правительство быстро выработать последовательную широкомасштабную программу реформ.

— А если результаты реформирования будут не такими, какими хотели бы видеть их украинцы, и не такими, какими их хотело бы видеть международное сообщество, то, на ваш взгляд, угрожает ли Украине внешнеполитическая изоляция?

— Надеюсь, что не угрожает. Канада предпринимала и предпринимает значительные усилия по обретению независимости Украины, стараясь помочь в участии в работе международных организаций. Мы помогали и помогаем Украине установить более тесные отношения с НАТО, давали экспертные советы о том, что нужно делать, чтобы стать членом мировой организации торговли, мы поддержали Украину при ее избрании членом Совета безопасности ООН. Наш премьер-министр во время встречи с Президентом Кучмой в Стамбуле сказал, что мы будем продолжать играть нашу роль в международных организациях относительно помощи Украине. Впрочем, изоляция —это что-то одно, а международная финансовая помощь — другое. Лучшим способом для Украины получить финансовую помощь является проведение радикальных реформ. Реформы открывают двери и дополнительной политической поддержки.

— Не считаете ли вы, что очень жесткая позиция Запада в отношении реформ в Украине может спровоцировать искушение присоединиться к другому союзу, который на днях был образован в Москве. Речь идет о Союзе России и Беларуси, в который принимают без всяких требований.

— У меня сложилось впечатление, что украинцы хотят двигаться к процветанию и стабильности, а не к дальнейшему спаду и непредсказуемости.

— Чем можно объяснить запоздалую реакцию Запада на то, что до сих пор в Украине реформы не проходили?

— Я могу отвечать на этот вопрос только в пределах своих знаний. Дело в том, что я приехал в Украину в конце августа 1998 года. Мне показалось, что очень многие из указанных условий и мер уже упоминались международными финансовыми организациями. В них нет ничего нового. Но международные финансовые организации понимали просьбу украинского правительства: не делать ничего, что выглядело бы как вмешательство в различные предвыборные кампании.

— Раньше политическое руководство страны заявляло о своей внешнеполитической стратегии как об интеграции Украины в евроатлантические структуры. А в инаугурационной речи Президент сказал о такой цели, как вступление в Европейский Союз. Не видите ли вы в этом доминирование европейского вектора во внешней политике Украины над североамериканским?

— Что касается Канады, то это абсолютно нормально, чтобы Украина старалась теснее интегрироваться со странами Западной Европы. Украина — европейская страна. Помимо этого, есть очень прочная общность интересов между Северной Америкой и Западной Европой. Поэтому мы рады видеть, что Украина стремится быть все более тесно задействованной в евроатлантических структурах.

Я хотел бы отметить: когда Украина станет на путь реформ и интеграции в евроатлантический мир, она будет идти по стопам таких стран как Польша, Венгрия, Чешская Республика. А там реформы были очень суровыми, очень жесткими, но в результате экономика Польши, например, которая 10 лет назад была по объемам производства товаров и услуг подобна украинской, сейчас в три раза больше.

— Как бы вы спрогнозировали влияние развития событий вокруг Чечни на Украину? Потому что, если в России не все хорошо, то в Киеве это быстро ощущается.

— Я хорошо понимаю обеспокоенность Украины, но думаю, что это является только дополнительным аргументом в пользу реформ. И я также хочу привести пример. В прошлогоднем докладе Европейского банка реконструкции и развития, основанном на подробно проведенном анализе, было отмечено, что меньше всего пострадали от кризиса в России (финансового, в августе 1998 года. — Ред. ) те страны, которые больше всего продвинулись на пути реформ.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать