Перейти к основному содержанию

Примаков назначил своего преемника

02 сентября, 00:00

Собственно, это вполне логичный шаг: Примаков, освободивший кресло в здании на Смоленской площади, вряд ли хотел, чтобы оно долго пустовало. Собственно, имя преемника было предопределено: им стал ближайший соратник Примакова по МИД и его первый заместитель Игорь Иванов.

53-летнего Иванова можно назвать карьерным дипломатом, хотя МГИМО он не заканчивал: выпускник Московского пединиститута иностранных языков пришел в дипломатию после нескольких лет работы в академическом Институте мировой экономики и международных отношений (Примаков в это время был там заместителем директора). Первые годы дипломатической работы Иванова прошли в Испании: кульминацией его многолетнего пребывания в этой стране и работы в мидовском аппарате стало назначение послом в Мадрид, откуда его и забрал Андрей Козырев, назначивший будущего министра своим первым заместителем. Этот пост он сохранил и при Примакове. Иванова считают человеком осторожным, прежде всего — чиновником, и уж никак не политиком. Вероятно, именно такими должны быть качества министра иностранных дел при Евгении Примакове: очевидно, что выработкой внешнеполитического курса новый премьер-министр будет заниматься сам, а МИД придется лишь реализовывать его идеи. Предыдущие премьеры, Виктор Черномырдин и Сергей Кириенко, вынужденные считаться с авторитетом Евгения Примакова и возможностями министра иностранных дел, и мечтать не могли о такой перспективе. Но самому Евгению Примакову уже никто не помешает, тем более, что альтернативный центр выработки внешнеполитических решений, отождествляемый с уволенным заместителем главы президентской администрации Сергеем Ястржембским, практически ликвидирован: вряд ли преемник Ястржембского на посту куратора российской внешней политики Сергей Приходько захочет перечить новому премьер-министру и новому министру иностранных дел.

Народный депутат Украины, председатель Комитета по вопросам науки и образования Верховной Рады, академик НАН Украины Владимир СЕМИНОЖЕНКО: Если верен тезис, что эпоха Ельцина и воплощаемая им эпоха первоначального посткоммунизма завершается в России, то эта тенденция материализовалась в значимой и знаковой для всего посткоммунизма фигуре Примакова. Характерно, что ставка сделана именно на человека, опирающегося не на политическую партию, группы интересов или так называемых олигархов, а на авторитет политика-профессионала, обладающего стратегическим видением выходца из академической среды, интеллектуала-прагматика. В ситуации, когда нет условий для политического формирования правительства, выбор остановился на фигуре незаангажированной и не примелькавшейся в политической «тусовке». И именно сочетание этих качеств делает Примакова способным увеличить политический вес российского правительства. Какие последствия для российской политики будет иметь это назначение? Во-первых, произошла трансформация политического режима. В итоге можно говорить о премьерско-парламентской республике, сформировавшейся де-факто, и существенном снижении влияния президентской власти. Во-вторых, по сути, в России мы наблюдаем распад так называемой партии власти — черномырдинский НДР становится обычной фракцией. Наконец, выдвижение Примакова свидетельствует о выходе на авансцену постсоветской политики нового и пока мало засвеченного эшелона посткоммунистической интеллектуально-прагматической номенклатуры, рекрутированной в свое время из академической среды и имеющей тесные связи с бывшим партийно-академическим истеблишментом. Для этого слоя политической элиты характерна особая политическая статистика и стратегический подход к текущей политике. На посту директора службы внешней разведки и руководя МИД Примаков опирался на глубокую аналитическую проработку вопросов с широким геоэкономическим и геополитическим видением проблем. Под его руководством готовились серии аналитических докладов для президента и правительства России, аналитические службы Примакова являются одними из лучших в России. Все это дает возможность предположить, что Примаков-премьер будет не лоббистом и не хозяйственником в привычном смысле, а в первую очередь стратегом и политиком. Какие изменения ожидают нас в связи с этим назначением в стилистике украинско-российских отношений? Судя по всему, политика России станет в большей мере политикой национальных экономических интересов, более прагматической. Как известно, Примаков — сторонник многополярности современного мира, но униполярности СНГ. Стало быть, экономические отношения Украина — Россия со стороны соседей будут рассматриваться сквозь интеграционистские и антинатовские схемы. А это, вне сомнений, потребует от Украины существенных корректив во внешней политике для достижения баланса ее интересов в СНГ и других международных структурах. Кроме того, можно ожидать более жесткого давления российских сырьевых монополий на энергосырьевой и долговой рынки Украины. При этом «Газпром», «Лукойл» и другие сырьевые гиганты экономики России, как представляется, будут иметь меньше возможностей для ведения самостоятельной «внешней политики», тогда как с Вяхиревым, Алекперовым и другими российскими олигархами можно было договариваться полюбовно. И если деятельность Примакова-премьера будет успешной, то рост его политического веса не может не оказать влияния на внутриукраинскую политическую ситуацию. А значит, не исключено, что под влиянием всех вышеуказанных факторов в украинском обществе вызреет запрос на жесткого и прагматичного политика нового типа, походящего к проблемам внутренней политики не с позиции «монетаризм — протекционизм», а включающего решение проблем внутренней экономики в широкий контекст геополитических изменений.

Что касается отношения Украины к назначению Иванова министром иностранных дел России, то официальные комментарии таковы: министр иностранных дел Борис Тарасюк сразу же после назначения Иванова направил ему приветственную телеграмму.Неофициально в украинском МИД Иванова характеризуют как крайне жесткого человека, твердо проводящего свою линию, и избегающего слишком частых встреч с общественностью. Иванов не гонится за популярностью, считается, что и терять ему уже, собственно, нечего, поэтому его положение не будет чрезмерно зависеть от политической расстановки в данный момент. К счастью, отмечают украинские дипломаты, Украина не входит — и вряд ли войдет — в круг интересов Иванова, и, вероятнее всего, координатором политики России по отношению к Украине выступит замминистра Борис Пастухов, взгляды и стиль работы которого в Киеве хорошо известны.Кстати, дипломатическую карьеру Иванов, говорят, начал, пребывая в должности инженера торгового представительства СССР в Испании.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать