Пример соседей
Перед вступлением в НАТО в Словакии проходили такие же острые дискуссии, как и в УкраинеКак известно, ничто не ново под луной. В острых дискуссиях вокруг возможного членства в НАТО и предстоящего в декабре решения о присоединении к ПДЧ не вспоминается, что нечто подобное уже переживали наши соседи на Западе и Севере. В Польше, странах Балтии, Венгрии в свое время также спорили о необходимости вступления в Альянс. В каждой стране по-разному, в какой больше, а у кого и меньше. Самое интересное, что доводы участников дискуссий не отличались новизной или наличием каких-то ранее неизвестных аргументов. Конечно, проблемы безопасности для Польши или балтийских стран были несколько другими, чем для Венгрии или Чехии, Болгарии или Румынии. Тем не менее, противники вступления в Альянс у них и у нас говорили примерно об одном и том же.
Словакия в силу разных причин вступила в НАТО гораздо позже своих соседей — только в 2004 г. Политическая ситуация там развивалась примерно так же, как и в Украине, и точно так же страна не попала в ту волну вступления, когда были приняты Венгрия, Польша и Чехия. В определенный момент казалось, что перспектива членства для Словакии становится весьма отдаленной. Путь Словакии в НАТО начался с уровня поддержки вступления в 25—30%, ныне он превышает 61%. Отсюда следует два вывода. Во-первых, в Украине вполне достаточные стартовые условия для результативной дискуссии в отношении членства в Альянсе. Во-вторых, уровень поддержки уже состоявшегося членства во всех странах НАТО только возрастает и никогда не уменьшается. Если там так плохо, то почему туда все стремятся и никто не выходит? Как говорится, вопрос, конечно, интересный.
В 1994—1998 гг. Словакия переживала опасный период достаточно авторитарного управления. На словах власть поддерживала вступление в НАТО, но фактически всячески его тормозила. Тогдашний премьер Владимир Мечьяр заигрывал с Россией и даже говорил о тесном военном сотрудничестве. Понятно, что при таких обстоятельствах не могло быть и речи о присоединении Словакии к Альянсу. При этом главным все-таки было отсутствие в стране демократии, что является совершенно необходимым условием для членства. Только после победы в 1998 г. на парламентских выборах демократической коалиции дискуссия о вступлении в НАТО обрела предметность.
Главным был вопрос безопасности. Ее внешняя составляющая неразрывно связана с внутренней, а последняя определяет в значительной степени экономический рост. Словакии, как и Украине, пришлось пережить сложный период трансформации централизованной плановой экономики в рыночную. Но только после вступления в НАТО начался заметный экономический рост, который в последнее время достигает 9—10% в год. По исследованиям германской Торговой палаты, около половины немецких инвесторов рассматривают Словакию как лучшее место для инвестиций. Их мнение подтверждается ростом иностранных инвестиций, которые достигли 5 млрд. евро в прошлом году. При этом нужно отметить, что наиболее интенсивный рост притока иностранного капитала начался именно после того, как страна вступила в НАТО, а затем и в Европейский Союз. Деньги любят тишину и определенность, они стремятся туда, где безопасно.
Второй словацкой проблемой, вызвавшей острые дискуссии, была судьба военно-промышленного комплекса. Для страны с населением чуть более 5,3 млн. человек Словакия имела довольно развитый ВПК. Только в Сирию в период 1987—1989 гг. было поставлено более 500 танков, выпускаемых по советской лицензии. Кстати, деньги за них не получены до сих пор. Все попытки возродить ВПК не увенчались успехом, и только после вступления в НАТО военное производство стало наращиваться. В первую очередь для перевооружения своей армии. При этом удельные оборонные расходы Словакии с 2,5% в 1995 г. уменьшились до 1,7% в прошлом году. Комплекс вооружений словацкой армии, доставшийся в наследство от времен Варшавского договора, уже безнадежно устарел и нуждается либо в модернизации, либо в полной замене. И эта задача решается национальным ВПК. Именно после вступления в НАТО началась модернизация бронетехники и других видов вооружений словацкой армии, поставляемой отечественными предприятиями. Теперь речь идет уже и о поставках на экспорт. При этом никто не навязывает стране выбор поставщика вооружений, если таковые своя экономика не производит. Модернизацию истребителей МиГ словацкой армии осуществляет Россия совместно с фирмами США, Германии, Чехии. Вопрос выбора поставщика вооружений в НАТО является исключительно национальной компетенцией. Должна обеспечиваться только совместимость вооружений и средств связи. Истерика защитников украинского ВПК по поводу вступления в Альянс не имеет под собой никаких оснований. Ни в одной стране бывшего Варшавского договора он не только не разрушился, а наоборот, после вступления в НАТО приобретает второе дыхание. И опыт ВПК Словакии тому лучшее подтверждение.
В начале пути по вступлению в НАТО уровень поддержки этой акции в Словакии примерно соответствовал украинскому. Как и у нас, оппозиция использовала старые стереотипы и низкую информированность населения. Для ликвидации такого положения была разработана серьезная программа по разъяснению целей и задач Альянса, его структуры, правил принятия решений, системы коллективной безопасности и т.д. При этом не ставилась задача промывания мозгов в советском духе, а именно повысить уровень информированности, чтобы люди могли сами принимать взвешенное решение. Опыт соседей важен для Украины, так как дает возможность на его основе правильно построить кампанию информирования населения.
В Словакии эту задачу решали государственные организации, государство ее и финансировало. Привлечения иностранных фондов практически не было. Координацию и основную роль играло министерство иностранных дел. Активное участие, правда в более узком сегменте, принимали министерства обороны, культуры, образования. Из выделенных фондов этих ведомств финансировались негосударственные организации, в большинстве своем выполнявшие исследовательские работы и проводившие социологические опросы. Из словацких источников известно, что затраты на информационную кампанию не были очень большими. Но до ее начала была проведена большая подготовительная и организационная работа, которая и принесла успех. Рост информированности населения привел к тому, что число поддерживающих вступление Словакии в НАТО возрастал в среднем на 5— 6% в год. Пока это представляется разительным контрастом с тем, что делается в Украине. У нас еще есть время, по крайней мере до 2017 г., но его не так уже и много. Пора изучить успешный опыт соседей и применить его к нашим условиям. И перестать говорить, а начать что-то делать. Как в известном советском шлягере 30 х годов: «Больше дела, меньше слов».
Выпуск газеты №:
№116, (2008)Section
День Планеты