Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

«Принцип был песчинкой, винтиком в развязывании войны»

Юрий ШАПОВАЛ — об открытии в Сербии памятника убийце эрцгерцога Фердинанда
02 июля, 10:40
ЮРИЙ ШАПОВАЛ / ФОТО ИЗ АРХИВА «Дня»

Президент Сербии Томислав Николич открыл на днях в Белграде памятник Гавриле Принципу, убившему 28 июня 1914 года австрийского эрцгерцога Франца Фердинанда и его жену Софию. Считается, что эти события послужили поводом к началу Первой мировой войны.

«Принцип был героем, символом идей освобождения, тираноубийцей, носителем идеи освобождения от рабства, которая существовала в Европе», — отметил президент Сербии. Кстати, монумент был открыт к 101-й годовщине убийства Фердинанда.

Памятник Гавриле Принципу, установленный в парке близ здания сербского правительства, представляет собой двухметровую бронзовая статую, которую подарила Босния Сербии, сообщает lenta.ru.

«День» попросил профессора, доктора исторических наук Юрия ШАПОВАЛА прокомментировать сербскую «трактовку» поступка Принципа и открытие памятника в его честь:

— Относиться к этому следует, прежде всего, спокойно. А как относиться к карбонариям, действовавшим в Италии в начале ХІХ века, или к народовольцам в России? Их так же можно трактовать как террористов, а можно как борцов за идеалы свободы...

Здесь, на мой взгляд, есть более существенный вопрос. Гаврило Принцип был песчинкой, винтиком, частицей в развязывании войны. Не было бы его — был бы Принцип-2, Принцип-3 etc.  Или был бы еще кто-то не из тайной антиавстрийской организации «Млада Босна». Почему? Потому что той Великой, как ее называют на Западе, войны жаждали элиты тогдашних ведущих европейских стран. Война непременно вспыхнула бы по другой причине, если бы даже Принцип не поразил свою жертву. Был бы какой-то другой инцидент, другой повод, но Тройственный союз и Антанта непременно начали бы свою вендетту мирового масштаба.

Теперь о самом мальчике. Принципу было 19 лет (поэтому он, кстати, и не был приговорен к смертной казни, поскольку считался несовершеннолетним). Он действительно верил, что стреляет в тирана своей страны. Это сейчас модно изображать Австро-Венгерскую империю в пастельных тонах. На самом деле обычно ничего однозначного в истории не бывает. Это была довольно специфическая, но все же империя европейских масштабов. Она не имела заморских колоний, но имела традиционный имперский инструментарий для подавления неугодных.

Каждая страна сама, а не по чьим-то рекомендациям выбирает себе героев. Полякам, например, не нравится, что у нас есть памятник Степану Бандере. Не всем украинцам нравится то, что в Варшаве аж по два памятника Юзефу Пилсудскому и воинам дивизии Армии Краевой (первый осуществлял печально известную политику «пацификации», а вторая убивала украинцев во время трагических событий на Волыни в 1943—1944 годах). Ну и что? Обе упомянутых страны на государственном уровне не диктуют друг другу, кого почитать, а кого — нет. Можно трактовать Бандеру как деятеля, сотрудничавшего с Абвером, а для кого-то он — последовательный державник, за что в итоге и был убит (в отличие, например, от Пилсудского).

Если сербы почитают Принципа как патриота, а не как террориста — на здоровье. С background’ом этого мальчика еще не все ясно. И это для меня большая исследовательская проблема, чем то, что ему установлен памятник. Принцип все же не Гитлер...

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать