Перейти к основному содержанию

«Принуждение к миру» от Меркель

Эксперты «Дня» — о последних заявлениях канцлера относительно поиска Украиной европейского пути, который... не навредит России
27 августа, 09:57
ФОТО НИКОЛАЯ ТИМЧЕНКО / «День»

В Европе и мире внимательно следят за каждым словом немецкого канцлера Ангелы Меркель. И это понятно, Германия является самой мощной страной Европейского Союза, без которой там не принимается ни одно решение.

И примером такого внимания — острой реакции — украинских СМИ стали высказывания Меркель во время интервью телекомпании ARD, которое транслировалось в воскресенье вечером, однако некоторые цитаты канцлера были опубликованы на сайте намного раньше. В частности, в одной из цитат говорилось: «Украинский народ, конечно, должен иметь возможность выбирать свой путь», — но одновременно отмечалось, что «это (украинские действия) не должно вредить России».

Это высказывание вызвало острую реакцию украинских СМИ, а также многих украинских и зарубежных экспертов. Например, ведущий научный сотрудник Московского Центра Карнеги Лилия Шевцова по этому поводу написала на своей странице в Facebook: «Принуждение к миру. В очередной раз. Причем активнее госпожа канцлер принуждает именно Киев. А 500 млн евро на возобновление Донбасса (чьего, кстати, украинского или сепаратистского — уточните, госпожа канцлер!). Выглядит, как обещание заплатить. Но кому, пока неясно. Хотя должно выглядеть, что Киеву за отказ от действий, которые могут «навредить» России. И поскорее надо всех заставить, пока американцы застряли в Ираке и не решились на новый виток санкций!!! Полный абзац!»

Позже СМИ дали цитату Меркель в контексте вопроса. В частности, отвечая на вопрос о будущих отношениях Украины и Европейского Союза, она отметила: «Пока мы имеем Соглашение об ассоциации такое, как мы имеем с другими странами, например с Турцией, чтобы таким образом показать статус «близкого соседа», и я хочу найти такой путь, который не навредит России. Мы хотим иметь хорошие торговые отношения и с Россией, адекватные отношения, мы зависимы друг от друга и имеем в других частях света конфликты, которые мы вместе должны решать».

Как Украине надо интерпретировать или читать сигналы, которые Меркель посылает в последних интервью и не вредят ли ее заявления нашим интересам, особенно учитывая то, что в немецком обществе популярно мнение, что должен быть найден такой выход из кризиса, при котором Путин сохранит лицо?

«День» обратился к украинским, немецким и американским экспертам с просьбой прокомментировать последние заявления Меркель относительно ее виденья решения кризиса в Украине.

«ЦЕЛЬЮ ЕЕ ДИПЛОМАТИИ ДОЛЖНО СТАТЬ ИЗМЕНЕНИЕ ЦЕЛЕЙ ПУТИНА»

Джон ХЕРБСТ, экс-посол США в Украине, Вашингтон:

— Под руководством канцлера Меркель Германия играет критическую роль в урегулировании кризиса в Украине. Ее влияние было решающим в наложении суровых санкций на Россию после сбивания малайзийского лайнера. Поддержка и влияние канцлера будут необходимы для прекращения российской агрессии в Украине.

Это правда, что Кремль должен согласиться на любое разрешение этого кризиса. Поэтому важно привлечь Россию дипломатически. Но правдой также является то, что минимальная цель Путина, кажется, заключается в поддержании беспорядков на Востоке Украины, при необходимости — через усиление российской агрессии против этой страны. Поскольку Меркель заявила, что она не хочет причинять вред какой-либо стране, то целью ее дипломатии должно стать изменение целей Путина.

Мудрость государственного руководства должна дать Путину быстрее понять, что продолжение агрессии не в его интересах. Он только что нарушил украинский суверенитет, отправив в Украину «гуманитарный конвой» в сопровождении десантников без привлечения Красного Креста. Это еще должно вызывать конкретную реакцию со стороны Запада, а Кремль уже говорит открыто об отправлении второго конвоя. Важно, чтобы Запад сделал четкое предостережение: что отправка второго конвоя или продолжение артиллерийского обстрела украинской территории приведет к конкретным и суровым дополнительным санкциям.

Администрация Обамы взяла на себя лидерство по введению санкций против Кремля за его агрессию в Украине. Этот пример, вероятно, будет продолжен, особенно ввиду того, что Москва будет дальше разыгрывать тему «гуманитарного конвоя».

Путин надеется, что он сможет поддерживать восстание в Украине, посылая такие конвои, не вызывая при этом большой реакции со стороны Запада. Президент Обама, канцлер Меркель и другие западные лидеры должны обязательство гарантировать, что надежды Путина не реализуются. И когда это будет обеспечено, они могут подумать, как помочь ему спасти лицо.

«ОПАСЕНИЯ, ЧТО ГЕРМАНИЯ КАК-ТО БУДЕТ ПЫТАТЬСЯ ПРОДАТЬ УКРАИНУ В ОБМЕН НА ПОДДЕРЖАНИЕ ХОРОШИХ ОТНОШЕНИЙ С РОССИЕЙ, ПРЕУВЕЛИЧЕНЫ»

Сюзан СТЮАРТ, Немецкий институт по вопросам международной политики и безопасности (SWP), Берлин:

— Я смотрела это интервью и думаю, что главный акцент был сделан на необходимости найти решение на переговорах, которое будет воспринято всеми сторонами, но при этом Украина имеет право выбирать свой путь и ее территориальная целостность будет сохранена.

А предложение, в котором шла речь о не причинении вреда России, было ответом на вопрос о Соглашении об ассоциации. Действительно ЕС прилагает усилия, чтобы обсудить влияние имплементации этого соглашения на Россию вместе с россиянами и украинцами. Насколько я понимаю, определенная дискуссия по этому вопросу будет одной из главных тем на встрече в Минске.

В целом я хочу отметить, что общий политический подход к России здесь, в Германии, в последние месяцы стал более критическим. И опасения, что Германия как-то будет пытаться продать Украину в обмен на поддержание хороших отношений с Россией, преувеличены. При этом важно, чтобы Украина оставалась надежным партнером в своих отношениях с Германией — особенно это касается проведения реформ, чтобы сохранился нынешний курс Германии и ЕС в поддержку Украины.

То, что я видела в той части, где Меркель говорила об Украине и России, она не использовала это слово. А даже если бы она его использовала, я бы не усматривала в этом чего-то странного.

Многие люди здесь (и не только в Германии) считают, что необходимо предложить Путину что-то вроде отступления. Предположение заключается в том, что он может отступить от его нынешнего подхода к восточной Украине, но у него возникнет проблема относительно изменения курса в сегодняшней ситуации внутри России, следовательно ему надо предложить решение, которое спасает его лицо, которое позволит ему отступить, что в действительности не будет выглядеть как отступление. Но, насколько я знаю, Меркель не говорила об этом в своем интервью телеканалу ARD.

«КАНЦЛЕР ОПАСАЕТСЯ РАСПРОСТРАНЕНИЯ КОНФЛИКТА И ПЫТАЕТСЯ УБЕДИТЬ РОССИЮ СОГЛАСИТЬСЯ НА РЕАЛЬНЫЕ ПЕРЕГОВОРЫ»

Анжела СТЕНТ, директор Центра евразийских, российских и восточноевропейских исследований и профессор управления и дипломатической службы в Джорджтаунском университете, Вашингтон:

— Меркель давно пытается разрядить ситуацию и подчеркивает, что нет военного разрешения конфликта. Она, несомненно, — западный лидер, который является главным переговорщиком для России и Украины. Администрация Обамы настойчиво работала, чтобы заставить европейцев согласиться на усиление санкций против России, и теперь она разрешила Меркель взять на себя инициативу в этом кризисе. Канцлер опасается распространения конфликта и пытается убедить Россию согласиться на реальные переговоры. Но, с точки зрения Украины, прекращение огня, которое замораживает статус-кво в Луганске и Донецке, не будет воспринято.

С другой стороны, до сих пор администрация Обамы не комментировала публично то, что сказала Меркель.

«ЗАЯВЛЕНИЯ МЕРКЕЛЬ В КИЕВЕ И ИНТЕРВЬЮ ARD ...ПОКАЗЫВАЮТ, ЧТО УКРАИНА И ЕЕ БУДУЩЕЕ БЛИЗКИ НАШИМ СЕРДЦАМ И НАШЕМУ ГЛАВНОМУ ПОЛИТИЧЕСКОМУ ПРИОРИТЕТУ»

Дитмар ШЮДЕМАНН, экс-посол Германии в Украине, Берлин:

— Россия останется тем, чем она является сегодня: соседом Украины и важным фактором в политическом, экономическом, культурном плане, а также в вопросах безопасности в Европе и мире.

Имея это в виду, любая стратегия справиться с российской агрессией против Украины и с вопиющими нарушениями международного права, договоров и соглашений должна включать в себя такой выход из тупика, в который Путин завел Россию и который предусматривает спасение лица.

А каким может быть этот способ, зависит от Путина. Он должен понять, что окно возможностей открыто не на долгий период. Растущая экономическая и политическая изоляция России, угроза стагнации, спада, а в долгосрочной перспективе — опасность, что клептократическая основа его системы подвергнется разрушению, должны показать ему, что цена таких масштабов не оправдывает его агрессивный подход. Чтобы донести этот месседж, нужна дипломатия и каналы связи, несмотря на растущее разочарование

Заявления канцлера Меркель в Киеве и интервью телеканалу ARD являются не только абсолютно последовательными, но и показывают, что Украина и ее будущее близки нашим сердцам и нашему главному политическому приоритету.

Чтобы поддержать Украину в ее борьбе за сохранение своей территориальной целостности в политическом и военном плане, Германия не поставляет оружие в регионы, где сохраняется напряжение. Решение немецкого правительства, чтобы сделать исключение в случае геноцида со стороны террористов в Ираке, не может сравниваться с ситуацией в Украине.

«Я НАДЕЮСЬ, ЧТО ЭТИ ФРАЗЫ ЯВЛЯЮТСЯ ДАНЬЮ ПАЦИФИСТСКИМ НАСТРОЕНИЯМ, КОТОРЫЕ ГОСПОДСТВУЮТ В НЕМЕЦКОМ ОБЩЕСТВЕ, НО КОТОРЫЕ НЕ ДОЛЖНЫ ПРЕПЯТСТВОВАТЬ ИНТЕРЕСАМ УКРАИНЫ»

Владимир ОГРЫЗКО, экс-министр иностранных дел Украины, Киев:

— Это правда, что Путин хочет сохранить лицо. Ему нужно сейчас объяснить своему населению, что он проиграл эту войну. А для него такой подход практически невозможен. Он должен его каким-то образом упаковать и преподнести по меньшей мере как не поражение, если не победу. Поэтому действительно на Западе сейчас думают над вариантом того, как ему в этом помочь. Но очень важно, чтобы эта помощь не была сделана за счет Украины. И здесь, собственно, ключевой момент. Я надеюсь, что эти фразы, сказанные госпожой Меркель по возвращении, являются данью пацифистским российским настроениям, господствующим в немецком обществе, но вместе с тем они не должны препятствовать интересам Украины, ее движению в Европейский Союз.

А фраза, что, дескать, мы с Украиной и Турцией будем иметь Соглашение об ассоциации, меня, честно говоря, не радует. Потому что Турция много десятилетий находится в этой стадии приближения к Евросоюзу, что нам абсолютно не подходит. Если в течение семи-десяти лет это не будет сделано, тогда такое соглашение просто теряет всякий смысл для Украины. Поэтому я думаю, что мы здесь должны понимать желание Европы, с одной стороны, приблизить Украину к себе, а с другой — все-таки не окончательно прекратить отношения с Российской Федерацией. Поэтому этот баланс и выглядит таким образом. 

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать