Признаки Малики
Премьер-министр Ирака прогнозирует скорый вывод иностранных войск
В Ираке видят признаки прекращения войны и кровопролития, которое продолжается в стране после свержения режима Саддама Хусейна. Об этом заявил накануне визита в Лондон и Вашингтон премьер-министр Ирака Нури Малики. По его словам, эти свидетельства заключаются в том, что Ирак все меньше полагается на многонациональные силы, которые находятся в стране с 2003 года. «Иракские силы безопасности фактически самостоятельно ведут боевые действия и до конца года вы станете свидетелями большого прогресса в том, что Ирак будет независимым и не будет нуждаться в иностранных войсках», — цитирует слова Н. Малики всемирная служба Би Би Си. В то же время иракский премьер отказался назвать точную дату, когда иностранные войска смогут покинуть Ирак. «Я думаю, что во время визита в Великобританию и США мы будем обсуждать вопросы, которые позволят иностранным войскам покинуть страну», — отметил он. По его словам, существуют определенные аспекты в иракских вооруженных силах, которые нуждаются в развитии. Кстати, радикальная шиитская группа, которая представлена в парламенте 30 депутатами во главе с Моктадом Садром, осудила визит Н. Малики в Великобританию и США. Этот парламентский блок не видит никакой пользы от такой поездки и призвал премьера не подписывать никаких соглашений в отношении постоянного присутствия войск в Ираке.
Касаясь внутриполитической ситуации, премьер-министр Ирака признал, что основной проблемой в стране являются межэтнические конфликты. В то же время он отметил, что политические лидеры добились определенного успеха на переговорах и теперь они работают над тем, чтобы положить конец этнической вражде. «Мы продолжаем работу в этом направлении и не допустим гражданской войны в стране. Мы убеждены, что сможем противостоять терроризму и жестокости в Ираке», — отметил Н. Малики. Однако статистика пока что не на стороне иракского премьера. По данным Миссии ООН, с помощью Ирака только за май и июнь в стране погибло почти 6 тыс. человек — в среднем по 100 человек в день.
Как сообщают масс-медиа, Н. Малики собирается на встрече с британским премьером Тони Блэром поднять вопрос об израильских бомбардировках Ливана. Иракский премьер сказал, что будет призывать к прекращению огня и началу переговоров между сторонами. К слову, правительство Ирака объявило о намерении предоставить Ливану 35 млн. долларов.
Действительно ли в Ираке появились признаки того, что Ирак может взять под свой контроль ситуацию в стране? Содействуют ли последние инициативы иракского премьера примирению в стране? Связаны ли каким-то образом война в Ираке и нынешний кризис в Ливане? Какие перспективы прекращения межэтнической вражды в Ираке и будет ли иметь на это влияние объявление приговора над Саддамом Хусейном? Об этом читайте в комментарии Офри Бенджо, которая является экспертом по древней и современной истории Ирака. Госпожа Бенджо опубликовала ряд эссе, в частности: в 2004 году — «Новый Ирак. Вызовы для строительства государства», а в 2005 году — «Автономия Курдистана в будущей перспективе».
КОММЕНТАРИЙ
Доктор Офра Бенджо , профессор Тель-Авивского университета:
— Я сомневаюсь, что иракцы могут именно сейчас взять под контроль ситуацию в стране. Они пытаются этого добиться уже длительное время. Но проблема заключается в том, что иракская армия или другие силы безопасности Ирака неспособны это сделать из-за существующих межэтнических проблем. Также этого не удается достичь и при помощи американских войск и сил других стран, которые принимают участие в коалиции. Поэтому я не знаю, как иракцы смогут навести порядок в стране? Конечно, они будут и далее пытаться достигнуть стабилизации в Ираке. Иракскому правительству важно заявлять об этом, особенно, учитывая запланированные встречи премьер-министра Н. Малики с британским премьером Тони Блэром и президентом США Джорджем Бушем. Я сомневаюсь, что иракцы имеют достаточно сил и возможностей, чтобы воплотить свои заявления в жизнь.
В действительности — страна уже давно находится в состоянии гражданской войны. Как это можно назвать иначе? Ежедневно погибает по сотне человек. Причем такие потери наносит не американская или британская армия. Жертвы главным образом являются результатом вражды между суннитами и шиитами. В стране ведется настоящая, хотя и не объявленная, гражданская война. Заявления, что страна не скатится к состоянию гражданской войны, иракский премьер делает для того, чтобы убедить своих партнеров в том, что он является надежным партнером и все в его стране изменится. К тому же британцы уже заявили, что они покинут в будущем Ирак. Кроме этого, Малики делает подобные заявления, чтобы успокоить общественность. Эти заявления направлены для ушей и глаз американцев и британцев, которые обеспокоены состоянием дел в Ираке.
Действительно он начал такую программу примирения. Но дело в том, что сунниты не хотят принять это предложение. Они выставляют свои условия, он — свои. Поэтому Малики меняет свою точку зрения время от времени. Сначала он говорит, что программа примирения не будет включать членов партии Баас. Кроме того, он заявлял, что программа не охватывает боевиков, которые убивали американских солдат. Мне кажется, что он не является эффективным в своих действиях.
Я не думаю, что эти проблемы являются связанными. Здесь речь может идти только о близости между шиитами Ливана и Ирака. Действительно, Малики принадлежит к этнической группе шиитов. Поэтому он ощущает симпатию к «Хизбалла» и необходимость поддержки этой группы. Это не очень хороший знак. Возможно, он и будет говорить о разрешении проблемы в Ливане и, в частности, группировки «Хизбалла». Вопрос заключается в том, поддержит ли иракский премьер американцев и британцев, которые считают, что война должна продолжаться пока «Хизбалла» не будет заменена на юге какими-то другими силами.
Для этого надо немало времени. Такой конфликт не может быть решен в ближайшее время. Здесь ведется война и происходят изменения в балансе сил. Изменения настолько большие, что пройдет много времени, пока ситуация в стране стабилизируется. Две основные силы, которые участвуют в гражданской войне, должны сами сделать вывод: прекратить боевые действия друг против друга и начать изменять отношения между собой. Я не думаю, что какая-то внешняя сила может решить за них их проблемы. Сейчас для суннитов и шиитов жизнь больше напоминает ад. В стране не работает экономика. Вообще ничего не работает. Но они все равно не хотят выйти хоть на какие-то договоренности друг с другом. Возможно, еще большие столкновения заставят их сесть за стол переговоров, чтобы начать искать пути разрешения проблемы. В ближайшем будущем я не вижу настоящего решения.
Не думаю, что объявление приговора над Саддамом Хусейном поможет стабилизировать ситуацию в Ираке. Ведь раньше звучали обещания, что ситуация в стране успокоится как только будет найден Саддам Хусейн. Поэтому я не думаю, что можно как-то связать принятие вердикта по делу Хусейна с прекращением кровопролития в стране. Проблема намного более сложная. Я не думаю, что внешняя сила что-то может сделать в Ираке. Иран может иметь определенное влияние, но это никак не скажется на основной причине противостояния в Ираке.
Выпуск газеты №:
№122, (2006)Section
День Планеты