Пробел мандата ООН
Миротворческие операции ООН, реализующиеся сегодня в Ливане, предоставляют ООН великолепную возможность продемонстрировать свою значимость и влияние на мировой арене в XXI веке. Жаль только, что те страны-участники, которые заявляют о том, что они являются главными сторонниками ООН, не обеспечивают деньгами выполнение тех действий, о которых говорят.
Многие мировые лидеры, в особенности европейские, осуждают подрыв ООН администрацией Буша, особенно начиная с 2003 года. Однако французские лидеры, выражавшие возмущение, когда США проигнорировали ООН и вторглись в Ирак без одобрения международного сообщества, удивили мир в августе, когда они нарушили свое обещание отправить две тысячи миротворцев в южный Ливан, а вместо этого отправили туда только 200 миротворцев.
К счастью, Франция пересматривает свое решение, Германия предоставит небольшую морскую помощь, а Италия решилась на отправку трех тысяч миротворцев. Но реакция Европы, как и реакция США в иных случаях, выводит на первый план важнейшую проблему для всех сторонников ООН и международных институтов в более общем плане. Если мы не можем сделать того, что необходимо для повышения их эффективности, мы станем все чаще видеть, как различные государства и вовсе с ними не считаются.
Резолюция Совета Безопасности ООН №1701 «призывает Израиль и Ливан поддержать соглашение о постоянном прекращении огня». Таким образом, она дала возможность официальным лицам ООН установить «Правила начала боевых действий» (ПНБД) для своих миротворцев, которые определяют, когда и при каких обстоятельствах войска ООН могут открывать огонь для самообороны. Но, как известно, сегодняшней миссии ООН в Ливане (ВСООНЛ, т.е. Временные силы ООН в Ливане), самооборона — не то же самое, что защита от враждебного огня вообще.
В данном контексте становится понятным, почему французы беспокоятся за будущее своих солдат — солдат, на которых возложена задача помогать ливанскому правительству в его попытках установить контроль над югом страны, контролируемым «Хизбаллой». Ужасный опыт миротворчества Франции в Боснии в начале 90-ых годов XX века, когда Франция потеряла 84 солдат гуманитарных сил, действовавших в рамках строгих норм ПНБД, оправдывает их опасения.
Но ПНБД — это лишь симптом более глубокой проблемы. Настоящая проблема заключается в расширяющемся разрыве между тем, что написано на бумаге, и практикой. В разгар международного кризиса Совет Безопасности принимает получающие всеобщее одобрение общественности резолюции, которые устанавливают официальный «мандат» ООН. Но затем, после принятия резолюции, Генеральному секретарю ООН приходится испрашивать у стран- участниц ООН предоставления реальных, осязаемых ресурсов, необходимых для осуществления того, что было решено осуществить. В подавляющем большинстве случаев данных ресурсов совершенно недостаточно для того, чтобы успешно урегулировать кризис.
Анализ мандатов ООН 2006 года показал, что страны-участницы ООН каждый год принимают сотни мандатов, обсуждая «дополнительную ответственность, не обеспечиваемую ни соответствующими средствами, ни руководством» о том, как должны быть использованы ресурсы. В американской внутренней политике подобные указания Конгресса США штатам известны как «не финансируемые мандаты»: требуются результаты, но не предоставляется необходимых для их достижения ресурсов. Это политический театр — громкие заголовки в газетах, скромные результаты.
Опыт ООН в Ливане не воодушевляет. По данным Управления ООН по проведению миротворческих операций, ежегодный бюджет ВСООНЛ составил 94 миллиона долларов, причем ощущается хронический бюджетный дефицит из- за неуплаты странами-участницами ООН установленных сумм.
Теперь посмотрим, что поручено сделать расширенному ВСООНЛ в соответствии с Резолюцией №1701: миротворцы должны контролировать отсутствие огня между Израилем и «Хизбаллой», поддерживать и сопровождать ливанские вооруженные силы во время их развертывания в южном Ливане, помогать ливанскому правительству контролировать границы и порты страны, чтобы не дать незаконному оружию попасть в руки «Хизбаллы», а также «помочь в обеспечении гуманитарного доступа к гражданскому населению и обеспечить добровольное и безопасное возвращение беженцев». Это сложнейшая задача. Но через месяц после принятия данной резолюции не задействовано и пять тысяч солдат.
Даже если все 15 тыс. солдат ООН смогут быть собраны и задействованы, проблемы в Ливане останутся огромными. ООН настаивает на том, что Резолюция №1701 не предписывает того, что ООН должна разоружить «Хизбаллу»; почти ни одна страна, кроме Израиля, не желает ставить перед своими солдатами такую задачу. Вместо этого данная работа остается на плечах ливанского правительства и вооруженных сил, которым требуется вся возможная помощь международного сообщества.
Это только военный аспект миротворческих усилий. Инфраструктура Ливана (в особенности на юге) сильно повреждена. Дома и источники существования уничтожены. Кто будет строить или восстанавливать больницы? Как восстановить инфраструктуру связи? Кто будет ремонтировать мосты и дороги Ливана?
Пробел данного мандата отражает то, как мир работает в рамках ООН уже десятки лет: громкие обещания, слабое финансирование, большое количество критики в случае неудачи ООН. Но сегодня у международного сообщества есть замечательная возможность обеспечить небольшой, но важный мир на Ближнем Востоке вдоль взрывоопасной границы между Ливаном и Израилем. То, как страны- участницы прореагируют сегодня (особенно те, которые верят в цели и значимость ООН), может предрешить исход иных существующих в настоящее время более крупных региональных конфликтов, в особенности с Ираном и с Сирией, которые поддерживают «Хизбаллу».
ООН предоставляет механизмы реагирования мирового сообщества, но, как часто повторяет Кофи Аннан, она не существует отдельно от своих стран-участниц. Данные страны-участницы — правительства всех наших стран — должны предоставлять необходимую инициативу и требуемые ресурсы. В противном случае ООН — это всего лишь удобный механизм для перекладывания политической вины. Наше обязательство установить мир на Ближнем Востоке, в Дарфуре, в Конго, в Косово или на Гаити измеряется не нашими словами, а нашими кошельками. Мир получает то, за что он платит.
Энн-Мари СЛОТЕР — декан факультета общественных и международных отношений им. Вудро Вильсона Принстонского университета и автор выходящей в ближайшее время в свет книги «Идея, олицетворяющая Америку: сохранение веры в наши ценности в опасном мире».
Выпуск газеты №:
№162, (2006)Section
День Планеты