Проблема преемника в Китае
Какие политические реформы проведет Ху Цзиньтао в Китае? Ведь именно этот 59-летний инженер в следующем месяце возьмет на себя руководство самой большой и дольше всех находящейся у власти коммунистической партией в мире. Разговоры о махинациях вокруг вступления Ху во власть, и о кажущемся желании президента Цзян Цземиня не покидать сцену доминируют в китайских событиях начиная с лета, однако более важным для будущего Китая является то, как оценит господин Ху доставшееся ему наследство и что он с ним будет делать.
Карьера Ху Цзиньтао не внушает оптимизма. В докладе агентства Синьхуа за 1998 г. была процитирована его фраза о том, что «Хороший руководитель должен развивать демократию». Однако не создается впечатления, что представление Ху о демократии включает в себя идею о прямых выборах или гарантированных свободах личности.
По словам Ву Цзясян, бывшего сотрудника аппарата в секретариате Центрального комитета коммунистической партии Китая, работавшего над политическими реформами перед тем, как его посадили в тюрьму на три года после резни на площади Таньаньмэнь в 1989 г., Ху верит в то, что править должна элита, избранная посредством процесса строгой проверки и утверждения. В своих речах на партийных собраниях Ху утверждал, что чистка кадров и улучшенная работа партии являются ключевыми моментами в политической реформе. Эти идеалы были отражены в новом законе об управлении кадрами, принятом в июле 2002 года, о котором Ху объявил лично. Эта элитарная модель апеллирует к китайским интеллектуалам, желающим иметь утонченных правителей.
Он не желает ничего слышать о росте участия других политических сил или о проверках власти компартии со стороны. В своих многочисленных выступлениях он предостерегал против посягательств на ленинские основы партии. Он выступает за большую внутрипартийную демократию, но отвергает демократию внутри всей государственной системы. Его три главных помощника в ЦК — Лин Цзихуа, Чжэн Синли и Хэ Итин — являются большими приверженцами реформ, направленных на «разбор кадров», в ходе которых внутрипартийный эксперт должен дать оценку правительственным лидерам.
Консерватизм Ху подтверждается его поведением. Он санкционировал военное подавление выступлений в Тибете в марте 1989 года, дав таким образом обратный ход политике либерализации, которую начал проводить бывший Генеральный секретарь партии Ху Яобан, и он был среди первых провинциальных лидеров, поддержавших жестокое подавление выступлений на площади Тяньаньмэнь. Он также придерживается антиамериканских взглядов, несмотря на то, что, как полагают, его дочь имеет американский паспорт. Хотя Центральная партийная школа, которую Ху возглавляет начиная с 1993 года, сейчас стала более либеральной и смелой, но в том, что эти перемены стали возможны, есть очень малая заслуга Ху, поскольку они были инициированы другими и одобрены Ху только после того, как он посоветовался насчет этого с Цзяном.
Проведение любой сколько-нибудь значительной реформы почти без сомнений будет осуществляться под строгим надзором Ху. Поток опросов, журнальных статей и академических дискуссий свидетельствует о том, что внутри партии скапливаются силы, которые могут привести к ее расколу по вопросу проведения реформ в первый срок правления Ху. Такой раскол уже имел место в 1986—1989 годах, что привело к замешательству внутри партии относительно того, как нужно реагировать на протесты собравшихся на площади Тяньаньмэнь. Если за время своих первых пяти лет правления Ху не сможет начать реформы, это может привести к тому, что его сместят, официально или неофициально, другие, те, кто желает наступления перемен.
Таким образом, как на это отреагирует Ху? Увидит ли он, как Горбачев, надпись на стене и выполнит наказ? Или его отстранят другие, желающие модернизировать китайскую политическую систему в более агрессивной манере?
Основными соперниками Ху являются Ли Жуихуань, либерально настроенный бывший мэр Тяньцзиня, который возглавит китайский парламент в марте следующего года, и Цзэн Цинхун, ближайший помощник Цзяна, возглавляющий сейчас организационный отдел партии. Ли призывал за расширение процедуры состязательных прямых выборов до уровня провинций, также как и к введению новых свобод для прессы. Цзэн рассматривает продвижение к более плюралистической политической системе как важный шаг, который позволит партии оставаться правящей в виде большой коалиции основных политических группировок внутри страны. Во внутрипартийных выступлениях Цзэн сказал, что Китай может допускать проведение общенациональных выборов до тех пор, пока это не угрожает единству нации, этнической сплоченности или социальной стабильности.
И Ли, и Цзэн побуждают кадры учиться на примере американской демократической системы. Цзэн даже поддерживает скрытные, но тесные связи с зарубежными продемократическими группами и, как полагают некоторые аналитики, может пересмотреть официальный вердикт относительно протестов 1989 года на площади Тяньаньмэнь, а также снять запрет на создание оппозиционных партий и свободной прессы в том случае, если ему представится такая возможность.
Решение ключевого вопроса политической реформы зависит от того, кто из этих двоих победит. Цзэн является мастером манипулирования, и если ему представится случай, то он будет ходить кругами вокруг осторожного Ху. Вместе с Ли они будут представлять собой существенную силу, которая, по всей вероятности, получит поддержку от высокопоставленных руководителей партии старшего поколения, таких как Ван Ли, Цяо Ши и Тянь Цзюнь. Они скорее всего получат поддержку на данный момент еще не появившегося лидера «пятого поколения», который впоследствии должен заменить Ху на его посту в 2012 году, предположительно руководителя одной из провинций, у которого будет мандат на проведение кардинальных реформ.
Среди широких слоев партии становится все больше сторонников Ли и Цзэна, которые окажут им поддержку в том случае, если они подхватят знамя реформ из трясущихся рук Ху. Хотя это и прошло незаметно для остального мира, в Китае, тем не менее, за последние четыре года вышло в свет огромное число статей, касающихся политической реформы, написанных представителями всего политического спектра страны. В них предлагаются самые различные идеи, но, в общем, существует соглашение относительно ускоренного движения в направлении политической либерализации и большего числа гражданских свобод.
Таким образом, Ху может стать просто сноской в истории, мостом между коррумпированным и разобщенным государством Цзян Цземиня и демократическим правлением Цзэн Цинхуна или какого-нибудь другого реформатора. Подобно Юрию Андропову и Константину Черненко, которые были руководителями СССР с 1982 по 1985 годы, Ху также может незаметно исчезнуть из памяти по той причине, что он не пожелал проводить политические реформы, необходимость в которых уже назрела. Брюс ДЖИЛЛИ Проект Синдикат для «Дня» Брюс ДЖИЛЛИ, Принстонский университет. В следующем году должна выйти его новая книга «Демократическое будущее Китая».
Выпуск газеты №:
№194, (2002)Section
День Планеты