Перейти к основному содержанию

Проект «европейской конституции» представлен

31 октября, 00:00

Конвент, возглавляемый экс- президентом Франции Валери Жискар д’Эстеном, обнародовал проект документа, который может стать «конституцией Европы». Таков был первый видимый результат работы Конвента, состоящего из 105 представителей национальных правительств, национальных парламентов, других институтов стран-членов Европейского Союза, а также из представителей Европейского парламента. Предложения, которые легли в основу «скелета» будущей европейской конституции, таковы: введение института президентства Европейского Совета, укрепление присутствия Европейского Союза на мировой арене, возможность выхода той или иной страны из состава ЕС по ее собственному желанию (об этом говорится впервые за всю историю ЕС), возможность двойного гражданства (ЕС и страны-члена Союза).

Конвент предлагает Европейскому Союзу сменить название на «Объединенную Европу», предлагается также включить в будущую «европейскую» конституцию Хартию основополагающих прав (принятую на саммите ЕС в Ницце). Европейская конституция должна действовать в течение следующих 50 лет со времени ее принятия. Возможно, полностью документ будет представлен уже к лету следующего года, и у расширенного с 2004 года ЕС будет уже новая юридическая база.

Европейский Союз как таковой, или же «Объединенную Европу», предлагается определить как «союз европейских государств», которые бы сохраняли свою национальную идентичность, но в то же время тесно сотрудничали, распределяли между собой полномочия, частично на «федеральной основе», как об этом говорится в проекте документа. Именно к будущему устройству Европы на федеральных началах призывал в свое время министр иностранных дел Германии Йошка Фишер, и эта идея тогда не получила поддержки других «грандов» ЕС — Франции и Великобритании. Кроме того, разработанный Конвентом документ предлагает странам — членам Союза теснее сотрудничать между собой, и не обязательно при этом привлекать Европейскую Комиссию. С одной стороны, здесь можно увидеть попытку как-то минимизировать негативный имидж работы механизмов ЕС, сложившийся благодаря исполинскому и неповоротливому международному бюрократическому аппарату в Брюсселе. С другой стороны — Европейская Комиссия однозначно будет против такого решения проблемы, а рычаги все-таки находятся в ее руках.

Для Украины, очевидно, был бы интересен другой пассаж проекта «европейской конституции». Среди его предложений, вынесенных на обсуждение, прописано и предоставление привилегированного статуса странам-соседям Европейского Союза, «включая Турцию, Украину, и, возможно, Россию» (цитируется по «Файненшл Таймс»). Дело в том, что, во-первых, конституция должна действовать, как уже упоминалось, в течение 50 лет. Таким образом, на полстолетия Украину записывают в «привилегированные соседи» — что вряд ли может быть охарактеризовано как признание европейских амбиций и устремлений Киева, безотносительно того, какими к тому времени могут быть персональный состав, партийная принадлежность и основные политические ориентиры украинского руководства. В том, что касается Турции, дела еще хуже — ведь тем самым создается возможность понижения статуса ее отношений с Европейским Союзом. Ведь на саммите ЕС в Хельсинки в декабре 1999-го года Турция была официально признана страной-кандидатом на вступление в ЕС, теперь ей предлагают быть «привилегированным соседом». Трудно также рассчитывать на то, что Москву может удовлетворить статус отношений с ЕС, аналогичный тому, который ЕС планирует иметь с Украиной, Беларусью, Молдовой. Тем паче, что Западная Европа зависима от поставок российских энергоносителей, и российское слово может много значить в плане международной безопасности.

Собственно, вопрос статуса отношений между Украиной и ЕС остается открытым — после того, как Киев дал понять, что теоретическое уравнение в правах и возможностях с Молдовой и Беларусью его не устраивает, никакой концепции по этому поводу так и не было выработано, и на ближайшей повестке дня Союза этот вопрос не стоит. Генеральный секретарь Совета ЕС Хавьер Солана недавно обещал, что новая стратегия отношений будет выработана уже после расширения ЕС.

Элементы федерализма — то, что может окончательно уничтожить ослабевшую в последние годы ось Париж—Берлин, и подтолкнуть Лондон к полностью самостоятельной политике. Уже сегодня несогласие Великобритании с предлагаемой налоговой политикой и политикой поддержки фермерства уже привело к отмене президентом Франции намеченного было на конец года французско-британского саммита. Уже из-за этого будет сложно говорить о единой позиции на международной арене. Впрочем, до лета, когда Конвент должен подать уже завершенный проект, еще многое может измениться.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать