Прощание с добрым дядей
Уже первые высказывания нового американского президента позволяют сделать простой вывод: его русская политика будет отличаться от курса предшественника. Отличаться настолько, что Кремль должен осознать: или он проводит настоящие реформы или нынешнему режиму — конец. Просто легитимный конец, который можно сравнить с легитимным окончанием советского режима тогда, когда уже сами американцы этого не хотели.
В своей восточной политике этот новый Буш будет не Бушем, а Рейганом. Шеф его отца мало знал Россию, однако доверял своим советникам, которые утверждали: попытки Картера поладить с Москвой были там неправильно восприняты. Не как доказательство нашей силы, а как доказательство нашего страха. Мы же не боимся. Мы — сила, не они. Так и должны разговаривать.
Советники Буша и в первую очередь Кондолизза Райз, которая теперь будет отвечать за национальную безопасность в новой администрации, также считают, что в Москве восприняли денежные ссуды последнего десятилетия не как свидетельство благородного желания помочь построить демократический строй и рыночную экономику, а как доказательство американской дурости. Вот обули мы их! Деньги в них повытягивали! А все равно считаем себя суперсилой, не нужны нам их ценности, сами себе построим, что удобнее. Или не так думает советская номенклатура, которая провозгласила себя русской, однако не избавилась от своей сущности — сущности слоя, далекого от желания работать для общества, однако готового на любую идеологическую демагогию, даже на маленькую войну — только чтобы накормить Его Величество Карман.
Теперь все будет иначе. Иллюзии о восстановлении русской (читай — советской) зоны влияния, заигрывание с маргиналами, попытки выставить себя супер-пупер-государством за то недолгое время, когда удавалось скрывать бедность свою за нефтью своей — на все это будут давать точный, острый и стратегически выверенный «рейгановский» ответ. А денег давать не будут. Время работать, Владимир Владимирович!
А сберечь лицо можно, можно. Прекратить войну, начать настоящие экономические превращения, укротить коррупционеров. Много можно сделать. Или — уйти из Кремля еще до окончания срока полномочий. Лицо спасать будет молодой преемник.
Все это и нас касается. Не только потому, что и нам денег могут не дать. Но еще и потому, что все наши реверансы с Россией теперь будут рассматриваться не как детские проделки, а как неумение выбирать настоящие ориентиры и попытки поддержать больную восточную соседку в ее иллюзиях. В новой американской перспективе московские политики должны жить в Москве. А не в Киеве или Минске.
И мы скоро почувствуем, что это не шутка.
Выпуск газеты №:
№9, (2001)Section
День Планеты