«Прослушку» объявили в России незаконной
Верховный суд Российской Федерации признал недействительным приказ Министерства связи РФ, согласно которому операторы связи были обязаны подключать специальное оборудование для прослушивания телефонных разговоров, чтения сообщений электронной почты и просмотра файлов пересылаемых данных в Интернете. Судьи напомнили, что Конституция РФ разрешает прослушивание и перлюстрацию почты только по решению суда, сообщила радиостанция «Эхо Москвы».
Этим летом в Минсвязи РФ по согласованию с ФСБ были изданы приказы, обязывающие операторов связи предоставлять органам безопасности возможность прослушивания каналов связи. Необходимость свободного доступа к линиям связи аргументировалась ФСБ для создания единой государственной системы оперативно-розыскных мероприятий (СОРМ). Более того, аппаратуру для прослушивания переговоров и просмотра файлов в Интернете операторы связи и провайдеры Интернета обязаны были покупать и ставить за свой счет. В ответ на требования правозащитников, провайдеров и пользователей Интернета опубликовать эти приказы и дать им юридическую оценку как незаконным, Минюст РФ заявлил, что эти приказы «не нуждаются в государственной регистрации», и они не были опубликованы официально. Таким образом, ФСБ получала практически неограниченный доступ к контролю любых сообщений по линиям связи без всякого решения суда. Однако Верховный суд посчитал, что эти приказы Минсвязи противоречат Конституции РФ. Характерно, что иск в Верховный суд РФ по поводу антиконституционности приказов Минсвязи и соответствующих писем Минюста подало частное лицо — петербургский журналист Павел Нетупский.
Напомним, что аналогичный вопрос по установке аппаратуры прослушивания в линиях связи рассматривался и в Украине, но на уровне Верховной Рады. Тогда, 7 сентября прошлого года, украинский парламент отклонил внесенный Президентом законопроект «О внесении изменения в статью 4 закона Украины «О предпринимательстве», касающийся услуг связи. Законопроект требовал от связистов укомплектовать системы связи спецоборудованием для снятия информации с каналов связи (эквивалентом российской СОРМ-2). Предполагалось, что без установки такого спецоборудования операторам связи не будут выдаваться лицензии на соответствующий вид предпринимательской деятельности.