Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Просто дружба

Очередной льготный кредит России для Беларуси может стать для последней самым дорогим
08 октября, 00:00
ФОТО РЕЙТЕР

Как будто ничего и не изменилось со статусом Владимира Владимировича Путина, приехавшего в понедельник на заседание Совета министров Союзного государства.

Сразу же из Минского аэропорта Путин прямиком отправился в резиденцию Александра Лукашенко. А на переговорах российского премьер-министра с белорусским президентом обсуждались не только вопросы премьерского уровня. Неизвестно, как там в кулуарах прошла их встреча, но на людях они обменивались взаимными комплиментами.

В присутствии представителей многочисленных средств массовой информации Лукашенко решил лишний раз повторить сравнительно недавно сказанное журналистам российских региональных СМИ: «Говорят, что Беларусь начинает торговаться: Россия — Запад. Я уже говорил западникам, что мы ни с кем никогда не торгуемся. Мы никогда дружбой с русскими не торгуем».

В свою очередь, Владимир Путин не преминул высказать свое подчеркнутое одобрение прошедшим в Беларуси парламентскими выборам: «По нашим оценкам, они прошли на высоком организационном и политическом уровне». «Чего ждут наши граждане? Уверенной и последовательной, грамотной экономической политики», — подчеркнул российский премьер.

На этот раз в виде таковой, кроме формирования единого научно-технического пространства, ратификации соглашения о собственности Союзного государства, совершенствования единого таможенного пространства россияне готовы, судя по всему, предложить белорусам льготный кредит в 2 млрд. долларов.

Глава белорусского министерства финансов Андрей Харковец сказал, что этот кредит может быть предоставлен уже в ноябре. «Мы говорим об условиях, аналогичных прошлогоднему кредиту»,— добавил министр.

Предыдущий российский стабкредит в размере полутора миллиарда долларов был выделен Беларуси на 15 лет под LIBOR+0,75% годовых с пятилетней отсрочкой платежа по основному долгу.

Казалось бы, зачем этот кредит стране, за полтора года увеличившей свой золотовалютный запас в три раза и доведшей его до 5,6 млрд. долларов?

Харковец пояснил, что «бюджет у нас будет сбалансированным, этот кредит для Беларуси — как подушка безопасности в условиях мирового финансового кризиса». Самое пикантное, что переговоры по данному кредиту велись еще задолго до этого самого кризиса. Развеивая это недоумение, Андрей Харковец выдвинул такую версию: «Считайте, мы его (глобальный финансовый кризис. — А.К.) предвидели».

Кризис кризисом, а рассчитываться за дорожающий российский газ будет непросто. А в том, что он будет дорожать, и дорожать прилично, уже мало кто сомневается. Правда, о возможном подорожании российского газа публично говорил пока только Андрей Харковец: «Повышение цены на газ не является для белорусской экономики большой проблемой, и бюджет сумеет адаптироваться к новому уровню цен».

Вопрос — насколько?

Главные действующие лица белорусско-российских переговоров — Александр Лукашенко и Владимир Путин — по этому поводу, несмотря на обилие комплиментов друг другу, на публике хранили гробовое молчание.

Выработанная когда-то формула цены на газ для Беларуси довольно запутанна — по разным подсчетам, российский газ может стоить в следующем году для Минска и 190, и 270 долларов за тысячу кубов.

Принимая во внимание недавние заявления российского посла Александра Сурикова о возможной цене на поставляемый в Беларусь российский газ в 250 долларов за тысячу кубов, размер кредита РФ в 2 млрд. долларов, близкие союзнические отношения, можно предположить, что конечная цена на «голубое топливо» для Беларуси в 2009 году составит плюс-минус 200 долларов.

Бывший глава Национального банка Беларуси Станислав Богданкевич считает, что мы будем покупать российский газ приблизительно по 200—220 долларов за тысячу кубов: «Безусловно, нам могут отпускать газ и по цене для Смоленской и Брянской областей России. Но тогда надо будет уже в обозримое время полностью переходить на российский рубль, соглашаться на единый эмиссионный центр с дислокацией в Москве и тем самым идти на сдачу суверенитета. Незавидная перспектива для полновластного хозяина Беларуси».

Кандидат экономических наук Александр Соснов убежден, что цена на газ для белорусов будет и того ниже: «Думаю, что немногим выше запланированных в белорусском бюджете 140 долларов за тысячу кубов. Все дело в том, что по тональности высказываний Владимира Путина и Александра Лукашенко во время их последней встречи можно сказать — вопрос о признании Беларусью Южной Осетии и Абхазии практически решен. Вся интрига заключается только в сроках появления такого решения на свет. Не более».

Известный экономист Ярослав Романчук для нашей газеты сказал, что нет большой разницы в том, какой конкретно будет цена на поставляемый из России газ: «В любом случае, Беларусь, само собой разумеется, не будет платить 500 долларов за российский газ, как это делают, к примеру, Германия и Польша. А будет это 220, 200, 180 долларов за тысячу кубов — не столь важно. Важно другое. Российское руководство стратегически выбрало очень уязвимую для Беларуси формулу экономических взаимоотношений. Оно готово кредитовать повышение цены на свой же газ. Таким образом, мы попадаем в довольно жесткую финансовую кабалу к 2011— 2012 году. Ведь на другие солидные источники финансирования белорусские власти не могут особо рассчитывать по двум серьезным причинам. Во-первых, мировой финансовый кризис сужает инвестиционные возможности практически любой страны и любой финансовой группы донельзя. Большие деньги потекут только в стабильные и лишенные всяких рисков страны и проекты. Во-вторых, политическая составляющая Беларуси, как показали прошедшие парламентские выборы, для Запада, мягко говоря, не совсем приемлема».

Станислав Богданкевич разделяет мнение своего коллеги: «Единственный выход из все усиливающейся зависимости от России — это диверсификация белорусской экономики, техническое перевооружение нашей промышленности, предоставление реальной свободы мелким и средним собственникам, полновесная приватизация. То есть все, о чем мы говорим последние 15 лет. Кое-что из вышеперечисленного правительство делает, но этого явно недостаточно».

Кремль же в этой ситуации преследует свои интересы. На прошедших в Минске переговорах Владимир Путин недоуменно заметил, что «Россия и Беларусь, реализуя крупные энергетические проекты, производят расчеты между собой в долларах США. Между тем, проблемы, с которыми столкнулась сегодня американская экономика, американская валютная система, нам хорошо известны».

Характерно, что впервые за все время белорусско-российских отношений годовой товарооборот между двумя странами Владимир Путин впервые оценил не в долларах, а в российских рублях — 845 млрд. руб. Более того, глава российского кабинета министров «не снимает с повестки дня и создание единой валюты в исторической перспективе»: «Это будет вполне естественным, спокойным движением с обеспечением необходимых подушек безопасности с учетом как российских интересов, так и национальных интересов Республики Беларусь».

Станислав Богданкевич, наоборот, считает, что перевод на российские рубли во взаимных расчетах между Россией и Беларусью как раз не очень-то соответствует национальным интересам последней: «Уже теперь наш дефицит в торговле с Россией составляет 7 млрд. долларов. Если мы захотим (или нас «захотят») рассчитываться за эти долги российскими рублями, то вынуждены будем их покупать на российской же валютной бирже, продавая... доллары, выручаемые на западных рынках за белорусские товары. На данной марже потеряем не один десяток миллионов долларов. Но не это самая уязвимая точка в данной ситуации. Страна, претендующая на проведение независимого курса во всех жизненно важных областях, не должна так плотно зависеть в экономическом плане от другой страны».

Трудно с этим не согласиться.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать