Перейти к основному содержанию

Путь в будущее для Ближнего Востока

20 июня, 00:00
В ночь со вторника на среду израильские танки и бронетранспортеры вошли в палестинский город Дженин и соседний лагерь беженцев, сообщает Би-Би-Си. Город и лагерь считаются одной из основных баз «Исламского джихада» и были избраны первой целью акции возмездия за последний теракт в Иерусалиме, когда в результате взрыва, совершенного очередным камикадзе, погибло 19 человек и еще более тридцати было ранено. Также израильские войска вспупили в Калькилию и Наблус. Согласно израильским источникам, на вторничном заседании «кабинета безопасности» Израиль собирается «изменить тактику, взяв под свой контроль часть Палестинской автономии и удерживая до тех пор, пока продолжается террор». Вместе с тем ускоряется работа по возведению серии заграждений, отделяющих Израиль от Западного берега. Израильское руководство до сих пор обвиняет в последнем терракте власти Палестины, несмотря на их заверения в непричастности. Впрочем, сам Ясир Арафат пока еще не сделал никаких заявлений по этому поводу. По словам его окружения, он «устал и нервничает», боясь повторения вступления израильской армии в Рамаллу. Из Белого дома поступило сообщение о резких высказываниях Джорджа Буша по поводу последних событий. Скорее всего, его выступление по вопросу ближневосточного конфликта будет перенесено на конец недели. Комментируя возведение израильтянами разделяющей стены (что вызвало заявление Арафата о расизме), президент Буш сказал, что Израиль имеет право защищаться так, как сочтет нужным, но должен учитывать возможные последствия. Таким образом, оптимистичных сценариев развития ближневосточных событий пока не предвидится. Террор одних и ответные акции возмездия других могут продолжаться бесконечно долго, учитывая степень накаленности и взаимной ненависти. Стало также очевидным, что ХАМАС, Хезболла и другие палестинские группировки борются не столько против государства Израиль, сколько за влияние в Палестине и, похоже, иных средств борьбы попросту не рассматривают, используя настроения большинства и умело их провоцируя. Очевидно также и то, что состояние войны не может продолжаться бесконечно долго, что рано или поздно должны появиться лидеры с обеих сторон, которые не просто смогут контролировать ситуацию, сегодня явно вышедшую из-под контроля нынешних руководителей, но и предложить действенные средства достижения мира, в котором должны быть равным образом заинтересованы обе стороны. Статья, написанная принцем бен Талалом, выглядит, скорее, как предложение к началу процесса, чем как средство, способное покончить с проблемой. Однако она свидетельствует о том, что не все должно решаться с помощью терактов и военных мер.

В это трудное для израильско- палестинских отношений время очень важно предпринимать позитивные шаги и мобилизовать международную готовность действовать. Для значительного числа палестинцев и израильтян использование силы уже представляет собой единственный возможный выбор. У палестинской общественности остается очень мало надежды на изменение ситуации в ближайшем будущем, так что им вроде как нечего терять. Однако совершенно ясно и то, что принятие экстремальных мер любой из сторон приведет лишь к еще более широкомасштабным и жестоким столкновениям.

Вместо того чтобы обрекать себя на долгие годы ненависти и страданий, необходимо восстановить основы для будущего мира и сделать это очень быстро, пока еще не уничтожены все цивилизованные структуры. Текущий конфликт занимает сегодня первостепенное положение в умах людей, однако до тех пор, пока благополучие не станет первоочередным и первостепенным для всего человечества, конфликты будут и дальше доминировать в межличностных и международных отношениях.

Желающие внести свой вклад в снижение напряженности и улучшение ситуации в регионе, должны стараться создать условия, которые позволили бы миротворцам помочь враждующим сторонам найти общий язык. Политические деятели и средства массовой информации должны сосредоточиться на программах, посвященных конкретным проблемам и основанных на материалах гуманитарных и неправительственных организаций, а не религиозным вопросам. Приоритет должен отдаваться проектам расширения сотрудничества, как, например, сотрудничества между представителями различных вероисповеданий, различными школами и течениями в рамках одной веры, а также между религиозными и светскими группами.

Ислам является религией мира и стремления к совершенству, а поэтому совершение жестокостей во имя ислама — это предательство по отношению к нему. Ислам — это широкая и содержательная религия, приверженцы которой во всем мире страдают сегодня из-за отсутствия единства.

Например, издание фатв, или религиозных указов, считается допустимым и законным, если это делают те, чья репутация и высокое положение в обществе признано всей Уммой, то есть всем мусульманским обществом. Нам необходимы достойные доверия организации с хорошей репутацией для издания фатвы глобального значения, уполномоченной представлять мусульманские сообщества во всем мире. Эти организации могли бы располагаться в Мекке и Наджафе, представляя собой шиитские и суннитские центры религиозной мысли.

Такой шаг мог бы продемонстрировать немусульманскому миру трезвость и остроту мышления в исламском мире, а также внести свой вклад в дебаты по поводу глобальных ценностей. Глобализация и ислам не будут несовместимыми, если признавать ислам как традицию, которой есть что привнести в мировую цивилизацию, а не как угрозу, которую необходимо нейтрализовать.

Целью сегодня должна стать модернизация любой традиции при сохранении верности ее корням. Полное уничтожение религиозных норм произведет дестабилизирующий эффект. Для того чтобы добиться успеха в усовершенствовании этого мира, нельзя основывать глобализацию исключительно на рыночных силах, а необходимо укреплять стабильность и усиливать интеграцию различных обществ.

На Ближнем Востоке необходимо четкое этическое руководство. Но такое руководство не может добиться результатов в вакууме. Глобальные нормы поведения могут быть эффективными только, если их будут придерживаться абсолютно все. Если же создастся впечатление, что, казалось бы, универсальная политика применяется непоследовательно в целях содействия интересам одной нации или представителей одной культуры, эта политика потеряет доверие и будет отвергнута как представляющая двойной стандарт.

Именно на правителях и на людях, способных формировать общественное мнение, лежит ответственность за повсеместное проведение в жизнь универсальных прав, за то, чтобы все без исключения подчинялись власти закона. Только насаждением культуры согласия с гуманитарными нормами мы сможем создать необходимые предпосылки для сохранения живого и энергичного гражданского общества, проведения переговоров вместо порождения конфликтов и для обеспечения благосостояния человечества.

Развитые страны мира приняли на себя обязательства жить в соответствии с нормами Декларации Прав Человека и другими документами, содержащими универсальные нормы.

Одним из самых важных проявлений доброй воли является дар гуманитарной помощи. В настоящее время, когда существует риск усугубления военных конфликтов в различных уголках мира, западные организации могут оказать поддержку людям в зонах беспорядков. Однако гуманитарная помощь не должна стать еще одним инструментом внешней политики. Если получающие помощь люди начнут думать, что она является предметом политических манипуляций, возможности установления международных отношений на основе доверия значительно сократятся. Должна произойти переоценка места и роли альтруизма и согласия с универсальными гуманитарными нормами.

Международное сообщество может предложить стабильность и улучшение условий жизни как для израильтян, так и для палестинцев путем вмешательства в конфликт в виде миротворческого и гуманитарного присутствия при поддержке ООН и Соединенных Штатов. Внешнее вмешательство может быть совершенно необходимым (включая приверженность международного сообщества конкретным целям, а не только процесс, направленный на достижение этих целей), прежде чем станет возможным будущее, в котором обе стороны в сегодняшнем конфликте смогут жить и процветать бок о бок друг с другом.

Проект Синдикат для «Дня»

Его Королевское Высочество Принц Эль Хассан бен Талал — председатель Всемирной конференции по вопросам религии и мира, президент «Римского Клуба» и президент Форума арабской мысли.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать