Уподобляйся пальме: чем крепче ее сжимает скала, тем быстрее и прекраснее вздымается она вверх
Григорий Сковорода – украинский философ-мистик, богослов, поэт, педагог

Пять принципов финского образования

Еще 30 лет назад школьное обучение в Финляндии никому не казалось перспективным — теперь его опыт изучает весь мир
26 января, 2021 - 19:12
ФОТО ПРЕДОСТАВЛЕНО ПЕТРОМ КАТЕРИНИЧЕМ

Для тех, кто интересуется образованием, Финляндия стала настоящей «меккой». Тысячи экспертов и преподавателей едут в эту скандинавскую страну, чтобы узнать — в чем заключается «финское чудо». Дело в том, что система образования Финляндии еще 30 лет назад никому не казалась перспективной. Все изменилось, когда в 2000 году стартовала Международная программа оценки знаний PISA. Каждые три года PISA проверяет знания и умения пятнадцатилетних школьников, чтобы сравнить эффективность образовательных систем в разных странах. Тестирование проводится по трем категориям: чтение, математика и естественные науки.

По результатам теста Финляндия каждый раз попадала в десятку лучших в категориях «чтение» (дважды — первая в мире) и «естественные науки» (дважды — первая в мире). По математике Финляндия дважды была второй в мире, однако с 2012 года — за «десяткой». Последний тест «PISA» (2018) показал высокие позиции Финляндии по чтению и естественным наукам. Позиции Украины по всем категориям (2018) — за пределами двадцатки.

ОБРАЗОВАНИЕ РАВНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ КАК НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРИОРИТЕТ

Финское образование предоставляет всем равные возможности для обучения, независимо от социального и финансового состояния. Высокое качество финской школьной системы перекликается с философией финнов — люди являются важнейшим достоянием нации. Ключевыми образовательными принципами «страны тысячи озер» является качество, эффективность и равенство. Равенство — центральный принцип образовательной политики. Он действует уже в течение 40 лет. Финны имеют доступ к бесплатному образованию в течение всей жизни. Образование финансируется за счет налоговых поступлений. Частный рынок образования, который предлагает образование за деньги, на практике отсутствует. Финляндия тратит на образование около 6% ВВП (почти как Украина).

Дети в Финляндии идут в школу в семилетнем возрасте. В детском саду главным методом обучения являются творческие игры. Детей учат общаться, дружить, уважать других. В 1-6 классах (фин. Ala-aste) вместо конкуренции и сравнения основное внимание — взаимоподдержке. Оценки начинают ставить только в 6 классе. До этого времени родители дважды в год получают от школы письма с описанием учебных успехов их детей (без оценок). В Финляндии действует принцип «местной школы», который означает, что почти все дети ходят в ближайшую от места проживания. Это предотвращает дифференциации в зависимости от социального статуса семьи. Поскольку все учебные заведения поддерживают высокий стандарт, родители в целом довольны местными школами. Поэтому в Финляндии система так называемых элитных школ не развивается.

ПРОЕКТНОЕ ОБУЧЕНИЕ

Разноцветные кубики в снежных сугробах — такое первое впечатление о здании общеобразовательной школы Метсокангас. Они разбросаны на опушке в пригороде севернофинского города Оулу. В утренние часы эти кубики пронизывает кружево света — и укутанные снегом ели сверкают теплыми цветами. За несколько километров от Северного полярного круга холодным январским утром уроки начинаются еще до восхода солнца. Школа ежедневно встречает более 1100 учащихся в возрасте 7—16 лет.

Директор школы Кале Комуляйнен встречает учеников в просторном холле. В Метсокангас, как и во многих других финских школах практикуют Проектное обучение. Вместо традиционных классных комнат в школе есть четыре крупных учебных модуля по 320 м2 каждый. В них размещаются три-четыре группы преподавателей и их ассистенты — не более 100 человек. Образовательное пространство гибкое и его можно адаптировать для индивидуальных потребностей. Это позволяет работать в различных группах, чередовать деятельность.

«Ты можешь выбирать, как и где учишься, пространство — не ограничено», — говорит ученица Хильми Висури. В классе Хильми по понедельникам раздают задания на неделю, и ученики сами могут планировать, когда и как они их будут выполнять.

ФОТО ПРЕДОСТАВЛЕНО АВТОРОМ

«Наибольшую часть работы выполняем в групповых проектах», — говорит Хильми. При планировании упражнений и разделении на малые группы учитываются субъективные причины и способности учащихся.

Многофункциональное пространство позволяет сосредоточиться на конкретной задаче — пока одна группа ищет информацию о странах Европы на компьютере, другая вместе с учителем изучает английский. Несколько небольших групп играют в обучающие игры, остальные — концентрируются на чтении. Для помощи всегда есть учитель или ассистент. Звукоизоляционные пространственные элементы используются, чтобы создать тихие уголки для частного занятия, если это необходимо.

«Мы обучаем учеников не только базовым умениям, но и навыкам будущего: сотрудничеству, самостоятельному мышлению и самонаправленности, поощряем дискуссии со сверстниками и преподавателями», — говорит Комуляйнен. Проектное обучение разрушает барьеры между различными предметами — учит искать, анализировать и обрабатывать информацию с использованием цифровых инструментов.

С проектным обучением у финских школьников развивается «монограмотность» — способность обрабатывать, интерпретировать и создавать информацию в разных форматах, средах и ситуациях, а также с помощью различных инструментов в устной, графической, аудиовизуальной и кинестетической форме.

БАЛАНС МЕЖДУ УРОКАМИ И ОТДЫХОМ

В Финляндии школьные дни короче, чем в среднем в Европе. Школьный день начинается обычно в 8.15 и заканчивается в 14.45, с часовым перерывом на обед и 15-минутными паузами между занятиями. Объем домашних заданий в Финляндии также небольшой по международным стандартам. В мире ученики тратят в среднем 5 часов еженедельно на выполнение домашних заданий. В Шанхае (Китай) — 13,8 часа, в Польше — 6,6, в Финляндии — 2,8.

УЧИТЕЛЯ ВЫБИРАЮТ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ

Государственные программы (разработанные Национальным агентством по вопросам образования) важны, но учителя могут свободно выбирать собственные методы преподавания и учебные материалы в классе. Это — дидактическая свобода. Преподаватели являются независимыми специалистами, которые, с одной стороны, знают потребности и сильные стороны своих учеников, с другой — уважают общие цели. Высококачественные учебные материалы являются важным фактором практической работы в школе.

На государственном уровне регламентируются только ключевые компетенции, которые должен получить ученик. А как их развивать, определяются «на местах». Учитель сам решает, как проводить уроки. Особенно это заметно в младших классах, где еще нет «предметников» и один учитель ведет класс несколько лет, произвольно смешивая дисциплины.

Старшеклассники обычно сами выбирают нагрузки: трехлетнюю программу можно как «растянуть» на четыре, так и выполнить за два. В этот период можно выбрать обучение, ориентированное на академическую или прикладную составляющую. С первой проще поступить в университет, вторая — позволяет получить работу сразу после окончания школы.

ПРОФЕССИЯ УЧИТЕЛЯ — ПРЕСТИЖНАЯ

Финские опросы общественного мнения неоднократно подтверждали, что учитель в школе является профессией, пользующейся наибольшим спросом. Вывод исследования индекса эффективности образовательных систем показал, что расходы на образование в Финляндии наиболее оправданы среди других стран мира. То есть они сочетают высокие оценки PISA с умеренно высокой зарплатой учителей и относительно высоким соотношением количества учеников на одного преподавателя. Заработная плата учителей в Финляндии выше среднего международного уровня, однако ниже, чем, например, в Германии, Швейцарии или Нидерландах.

Одной из движущих сил образовательной системы Финляндии является конкуренция профессии учителя. Преподаватели должны иметь степень магистра и пройти педагогическую практику. Помимо предметных знаний, квалификация учителя охватывает социальные, этические и моральные навыки. Будущие педагоги в университетах проводят собственные исследования, чтр развивает аналитические способности. Высшие учебные заведения самостоятельно решают, как принимать студентов и каким будет содержание педагогического образования.

Преподавание является привлекательным карьерным выбором в Финляндии. Однако попадают в школы только 10% претендентов. Исследования Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) показывают, что более 90% учителей начальных, старших классов средней школы в Финляндии любят свою работу. Только 2% учителей средних школ сожалеют о том, что стали педагогами.

Нагрузка преподавателя варьируется от 16 до 24 еженедельных 45-минутных уроков в зависимости от типа учебного заведения и предмета. Международные сравнения количества часов преподавания в Финляндии показывают, что значения ниже среднего показателя в странах ОЭСР.

Петр КАТЕРИНИЧ
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ