Пять сенсаций на словацких выборах
Григорий Месежников: с формированием коалиции и руководства парламента реальный вектор политики Братиславы станет четко прозападным
На парламентских выборах в Словакии победу одержала антикоррупционная оппозиционная партия OLANO («Обычные люди и независимые личности»), которая заручилась поддержкой 25,03% избирателей, получила 53 мандата. Лидер OL’aNO Игорь Матович пообещал на протяжении избирательной кампании ликвидировать коррупцию в стране. «Мы хотим сделать Словакию справедливой страной, где законы распространяются на всех — на богатых и бедных», — сказал он в день выборов. Во время предвыборной кампании Матович также продвигал лозунг «Давайте вместе бить мафию».
Премьер Петер Пеллегрини уже признал свое поражение и поздравил оппозиционную партию. Для политсилы Пеллегрини это стал наихудший результат с 2002 года.
На втором месте оказалась правящая социал-демократическая правящая партия «Курс — социальная демократия» (SMER) во главе с премьер-министром Петером Пеллегрини, за которую отдали голоса 18,5% избирателей, (38 мандатов) сообщает информагентство Reuters.
Третье место заняла еще одна популистская партия Sme rodina («Ми-родина»), она получила 8,24% (17 мест в парламенте).
На четвертом месте — ультранационалисты L’SNS с 7,97% (тоже 17 мест).
Замыкают список парламентских партий либертарианская «Свобода и солидарность» (6,22%, 13 мест) и партия экс-президента Андрея Киски «Для людей» (5,77%, 12 мест).
Блок партий «Прогрессивная Словакия» и «Вместе», созданный при поддержке действующего президента Словакии Зузанны Чапутовой, набрал 6,97%, однако проходной барьер для партийных блоков — 7%.
ФОТО REUTERS
В новый парламент не прошла пророссийская Словацкая национальная партия (SNS), которая получила 3,16% голосов. Напомним, что на предыдущих выборах 2016 года эта партия получила 8,6% голосов и была партнером в правительственной коалиции.
«День» обратился к президенту Института общественных проблем, Братислава, Григорию Месежникову с просьбой прокомментировать результатов выборов и рассказать, какой может быть политика нового правительства, которое будет состоять из оппозиционных партий относительно ЕС, Украины и России.
«ПОСЛЕ ЭТИХ ВЫБОРОВ ЗАКОНЧИЛАСЬ ЭРА ПРАВЛЕНИЯ ДОМИНИРОВАВШЕЙ ДО ЭТОМУ СИЛЫ СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ «КУРС — СОЦИАЛЬНАЯ ДЕМОКРАТИЯ» (SMER)»
Сенсация на этих парламентских выборах заключается в том, что никто не ждал, что партия OLANO в переводе со странным названием «Обычные люди и независимые личности» и представляющая собой довольно аморфное движение, получила 25% голосов. В начале января у этой политической силы был рейтинг 5-6%, а через полтора месяца у них произошел такой рост. Ожидалось, что она несколько опередит партию власти SMER-SD, но преимущество OLANO в результате составляет 7%.
Другой довольно неприятный сюрприз принесли либералы, в частности предвыборная коалиция «Прогрессивная Словакия» и «Вместе» набрали 6,97% и не смогла преодолеть избирательный барьер, который для блока партий составляет 7%. Для партий, чтобы попасть в парламент, такой барьер составляет 5% голосов избирателей.
Другая сенсация заключается в том, что после этих выборов закончилась эра правления доминирующей до этого силы социал-демократической партии «Курс — социальная демократия» (SMER), лидером которой является Роберт Фицо.
«ИЗБИРАТЕЛЕЙ, КОТОРЫЕ ПРОГОЛОСОВАЛИ ЗА OLANO, В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ ПРИВЛЕКЛА НАСТРОЕННОСТЬ ЭТОГО ПОЛИТИЧЕСКОГО ПРОЕКТА НА БОРЬБУ С КОРРУПЦИЕЙ»
В результате появилась новая доминирующая сила, которая не является ни партией, ни движением, а коллектив товарищей — список кандидатов абсолютно разнородных личностей, не объединенных никакой конкретной идеологией, ни программой, а общим желанием решать общественные проблемы.
И избирателей, которые проголосовали за OLANO, в первую очередь привлекла настроенность этого политического проекта на борьбу с коррупцией. После убийства два года назад журналиста-расследователя Яна Куцияка и его невесты Мартини Кушнировой многих возмутило проникновение коррупции в высшие эшелоны власти.
Следовательно, эта тема былва главной в избирательной кампании и партия OLANO несколько лет организовывала антикорпуционные митинги, походы. И создали имидж борцов за борьбу с коррупцией.
Недавно, у нас был опрос, согласно которому 70% избирателей поддержало эту партию только потому, что она обящает эффективную борьбу с коррупцией. Ни у одной другой партии такой настроенности нет.
Еще одной неожиданностью на этих выборах стало то, что впервые с 1990 года в парламенте не будет партии, которая представляет венгерское меньшинство. Это объясняется просто, две венгерских партии не смогли договориться. Причем одна из них входила в правительство, частично себя запятнала и скомпроментувала, а вторая была в оппозиции. Первая в результате потеряла электорат и получила лишь 2,5 % голосов, а та, которая находилась в оппозиции, получила 4%, чего было недостаточно, чтобы попасть в парламент.
Определенной неожиданностью стало то, что в парламент не попала пророссийская Словацкая национальная партия (SNS), которая получила 3,16% голосов.
«ПРАВИТЕЛЬСТВО БУДЕТ ФОРМИРОВАТЬ OLANO, КОТОРАЯ ИМЕЕТ 53 МЕСТА И ЗАЯВИЛА, ЧТО ОТДАСТ ПРЕИМУЩЕСТВО ШИРОКОЙ КОАЛИЦИИ»
Что касается формирования следующего правительства, то уже известно, что SMER перешла в оппозицию и фашистская пророссийская партия Марианна Котлебы L’SNS. Понятно, что правительство будет формировать OLANO, которая имеет 53 места и заявила, что отдаст предпочтение широкой коалиции. Следовательно остаются четыре партии, которые могут войти в правительство и вместе будут иметь 95 места в 150-месном парламенте. И тем самым будет обеспечено конституционное большинство. Соответственно, этой коалиции будет легко принять ряд реформаторских законов.
Формирование правящей коалиции может занять максимум десять дней. И только после формирования правительства, назначения министров начинается отсчет 30 дней, на протяжении которых в парламенте должна быть принята программа, которая считается вотумом доверия.
«МАТОВИЧ НИКОГДА НЕ ЗАНИМАЛСЯ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКОЙ, НО НА ОБЩЕМ УРОВНЕ ОН ПОДДЕРЖИВАЕТ ЧЛЕНСТВО СЛОВАКИИ В ЕС, НАТО»
На 100% понятно, что премьер-министром будет лидер OL’aNO Игорь Матович. Следует отметить, что ситуация не совсем привичная для тех, кто знает этого политика.
У лидера OL’aNO нет опыта работы в исполнительной власти. Он прекрасный оппозиционный деятель и пользуется нетрадиционными методами, устраивает акции, события, резкие выступления, обвинения правительство во всех смертных грехах с использованием острой лексики.
Хотя Матович никогда не занимался внешней политикой, но на общем уровне он поддерживает членство Словакии в ЕС, НАТО. Насколько я помню, в отношении Украины он непосредственно не высказывался, но Россию он не поддерживает.
В списке его партии второе место занимает Ярослав Надь, который, скорее всего, станет министром обороны. Он в свое время работал послом Словакии при НАТО и является очень прозападным и очень критически настроен в отноошении России и, соответственно, является проукраинским. Надь относится к той группе людей, для которых важно, чтобы Словакия была в ЕС и в НАТО, а также имела хорошие отношения с Украиной и поддерживала стремление Украины вступить в НАТО и ЕС.
Подытоживая, я думаю, что с формированием коалиции и руководства парламента реальный вектор политики Братиславы станет четко прозападным.
Выпуск газеты №:
№39, (2020)Section
День Планеты