Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Развенчивание мифа о государстве-нации

16 сентября, 18:12
ПО МНЕНИЮ УЧЕНЫХ, К ИДЕЕ «НАЦИОНАЛЬНОЙ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ» НАИБОЛЕЕ ПРИВЯЗАНЫ ЯПОНЦЫ / ФОТО РЕЙТЕР

Этой осенью тысячам студентам колледжей будут миф преподносить как факт. Этот миф способствовал разжиганию войн и может затруднить поиск решений самых больших мировых проблем. Несмотря на то, что происхождение этого мифа туманно, наука доказала его ошибочность, а глобализованный мир отнесся к нему, как к анахронизму. Я говорю о государстве-нации.

Миф о государстве-нации объединяет две идеи, одна из которых конкретная — это государство, а другая туманная — это нация. Полезность государства понятна. Оно заключает в себе необходимый организационный принцип, который позволяет людям объединить свои ресурсы для общей пользы и мобилизовать их против общей опасности в виде наводнений или военного вторжения. Государство также является конечным арбитром права. Власть государства даже растет, частично как обратная реакция глобализации, а также растущего дохода от энергетических рынков.

Однако государство-нация как основа искусства управлять государством делает неясной природу самых больших угроз человечеству. Загрязнение, терроризм, пандемия и изменение климата стали глобальным феноменом. Они не соблюдают национальный суверенитет и, следовательно, вынуждают к глобальному сотрудничеству.

Природа идеи государства-нации неясна. Большинство соглашается с тем, что она предложила способ консолидации и придания легитимности власти государства над группой людей, объединенных общим языком, культурой или этнической принадлежностью. Проблема заключается в том, что контуры культурного сообщества редко совпадают с политической единицей. Идеал национального единения также не принимает во внимание внутреннее разнообразие и конфликты.

Отличительные черты наций очень нестабильны, даже в короткий промежуток времени. Около 15 лет назад я провел лето в долине Луары во Франции. Как подтвердят многие, кто был во Франции, люди в сельской местности Франции считают, что именно они, а не парижане, составляют «настоящую» Францию.

Это разделение на центральную часть и периферию распространено во многих странах. Однако я также заметил, что за время беседы отличительные черты личности меняются. «Мы, французы» переходит в «Мы, галлы», «Мы, латиняне», «Мы, бретонцы», «Мы, франки» или «Мы, европейцы» в зависимости от темы разговора. Сначала подобное изменение личностного отождествления удивляет, однако, если задуматься, в этом появляется смысл: как-то Шарль де Голль сказал, что трудно управлять страной, в которой есть 246 видов сыра.

Широко распространено мнение, что Китаем управляет ханьское большинство. Однако эта группа отличается как лингвистически, так и культурно и даже генетически. Как однажды заметил автор Иен Бурума, неясно, что люди подразумевают под словом «Китай». Тайвань является независимым государством, однако официально входит в состав Китая. Китайская культура и язык распространились по всему миру. Бурума приходит к выводу, что «Китай» — это нечто значительно большее, чем просто государство-нация. Тайваньский ученый Ли Сяофэн недавно доказывал, что концепция «китайский» представляет собой бессмысленное слово, которое было создано, чтобы оправдать власть над меньшинствами.

Трудно представить нацию, ограниченную одним государством, или государство, в котором проживает только одна нация. Некоторые считают, что Япония представляет собой пример нации-государства. В бесчисленных горячих обсуждениях я напоминал многим японцам, что в действительности японский народ включает в себя айну, корейцев, китайцев, филиппинцев и риюку. Их ответ всегда был одним и тем же: «Да, но мы хотим верить, что есть японский народ». У них даже есть область исследований, посвященная изучению того, что значит быть японцем.

Наподобие религии, миф нации-государства требует определенной веры. Японский ученый Ёшихиса Хагивага считает, что поскольку этот миф не основан на факте, то он непременно растворится, уступая место пониманию того, что мы представляем собой просто индивидуумов как часть глобального сообщества. Он жалуется на то, что японцы особенно привязаны к идее «японской принадлежности», допуская, что Япония может быть «последним героем» умирающей традиции.

Это часто проявляется в массовой культуре. Недавняя реклама кредитных карточек показывает отца и сына, которые едут в Норвегию, чтобы найти корни своей семьи. Привязавшись к местному пиву, еде, свитерам и плаванию они открывают, что в действительности их семья происходит из Швеции.

Если бы я был в таком путешествии, то, наверное, направился бы в Ирландию, чтобы узнать, что мои предки происходят из Шотландии. Однако откуда происходят шотландцы? Возможно, из-за пределов другого моря. Миф о происхождении прослеживается ad infinitum (до бесконечности), пока мы не доходим до общего предка человечества или настоящего мифа — черного яйца в Китае, копья в океане в Японии или взаимодействия огня и льда во Франции.

Если политики хотят решить сегодняшние проблемы, то им необходимо мыслить шире. Одной из отправных точек может стать переоценка концепции нации-государства как основной единицы международных отношений, которой обучают студентов по всему миру. Помимо главного в теории реалистов понятия о балансе силы, введение в этику международных отношений — философия морали, права человека, а также роль негосударственных участников — должно занять основное место в учебном плане по международным отношениям.

Как показал философ Петер Сингер в своей книге «Один мир» (One World), объединенный фронт против наибольших проблем, стоящих перед миром, потребует фундаментального смещения отношения — прочь от ограниченности в сторону переопределения собственного интереса. Просвещенный эгоизм может основываться на государстве, однако интересы будут переопределены, чтобы охватить универсальные принципы, такие, как Всеобщая декларация прав человека. Если эти принципы обретут всеобщее признание, то нам придется раз и навсегда забыть о мифе нации-государства.

Проект Синдикат для «Дня»

Дэвин СТЮАРТ — директор отдела инноваций в глобальной политике Консультативного совета Карнеги по вопросам этики в международных отношениях и редактор policyinnovations.org. Он также является сотрудником-стажером в Центре стратегических и международных исследований (CSIS).

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать